Мудрый Экономист

Есть ли цена у рекламного буклета

"Учет. Налоги. Право", 2006, N 12

Тема прошлого номера "УНП" (N 11, 2006) была посвящена новому Закону о рекламе (от 13.03.2006 N 38-ФЗ). И в статье "Определения и прибыль" рассказывалось о том, как формулировки этого нового Закона повлияют на учет рекламных расходов в целях налога на прибыль. В том числе автор затронул и проблемы рассылки рекламных материалов.

Я же хочу остановиться на рекламных проблемах другого налога - на добавленную стоимость. Здесь при рассылке рекламных материалов также возникает множество неясностей.

Объект - реализация

Причина этих неясностей - в формулировке объекта обложения НДС. Напомним, что объектом признается, в частности, реализация (в том числе безвозмездная) товаров, работ, услуг (ст. 146 НК РФ). При этом под реализацией понимается переход права собственности на товар, выполнение работ, оказание услуг (ст. 39 НК РФ).

А что собой представляет рекламная рассылка каталогов и буклетов? По сути, бесплатную раздачу этих самых каталогов и буклетов. При этом, естественно, происходит переход права собственности. А значит, возникает объект обложения НДС (Письмо Минфина России от 25.11.2004 N 03-04-11/209).

Всегда ли есть товар

Однако такой подход к объекту обложения НДС не совсем верен. Дело в том, что налогом на добавленную стоимость облагается вовсе не любая реализация, а реализация товаров, работ или услуг. При этом НК РФ содержит и определение товаров. Товар для налогового права - это любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 ГК РФ). Но, согласитесь, далеко не каждая вещь имеет такое назначение. Более того, даже сам НК РФ различает понятия "товар" и "имущество" (ст. 38 НК РФ).

Из этого следует, что не всякое имущество является товаром. В частности, если имущество не предназначено для реализации, то его нельзя считать товаром даже если право собственности на него переходит от одного лица к другому. Именно такая ситуация складывается при распространении в целях рекламы различных буклетов и листовок. Ведь сами они для реализации не предназначены. Их цель - способствовать реализации других товаров.

К тому же обычно буклеты и листовки приходуются на счете 10 "Материалы". Точно так же, как и писчая бумага, дискеты и прочие материалы, связанные с общехозяйственными расходами.

Соответственно, здесь нельзя говорить о возникновении объекта обложения НДС - реализации листовки или буклета как товара.

Но самое интересное, что даже если следовать логике чиновников, то обязанности заплатить НДС все равно не возникает. Дело в том, что при безвозмездной реализации товаров НДС надо платить с их рыночной стоимости (п. 2 ст. 154, ст. 40 НК РФ). Рыночной признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения (п. 4 ст. 40 НК РФ). Но на рекламный буклет нет ни спроса, ни предложения, буклет вообще не предназначен для реализации. Он не имеет рыночной ценности. Следовательно, его рыночная цена равна нулю. И именно с нее нужно исчислить налоговую базу и заплатить НДС.

100 рублей спор не решили

Законодатели решили исправить эту ситуацию и внесли в главу НК РФ о налоге на добавленную стоимость поправку, согласно которой операции по передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение или создание единицы которых не превышают 100 руб., НДС не облагаются (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Но от обложения НДС законодатели вновь освободили реализацию именно товаров. То есть эта поправка, на наш взгляд, распространяется на рекламную рассылку образцов товаров. А в ситуации с рассылкой каталогов, брошюр и листовок пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ действовать не будет. Так что если стоимость каталога превышает 100 руб., то вопрос об уплате НДС вновь повисает в воздухе. А значит, споров не избежать.

Что же касается "проблемы 100 руб.", то здесь очевидно, что, желая облегчить жизнь налогоплательщику, законодатель породил еще один пробел в налоговом законодательстве. А все из-за некорректного упоминания в пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ товара, а не любого имущества. Но, как известно, все сомнения и неясности налогового законодательства толкуются исключительно в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Поэтому шанс отстоять право не начислять НДС на рекламные рассылки все же есть.

С.Зайцев

Налоговый юрист