Мудрый Экономист

Эволюция годовых отчетов

"Консультант", 2006, N 7

В апреле инвесторы, контролеры, учредители и другие заинтересованные пользователи начинают изучать отчеты компаний о работе за прошлый год. Экономическая жизнь не стоит на месте. Вслед за развитием бизнеса усложняются и становятся более подробными и годовые отчеты. Эта тенденция особенно четко прослеживается на примере открытых акционерных обществ. Ведь общественность традиционно относится к их отчетам с повышенным вниманием.

Весной в ОАО полным ходом идет подготовка к ежегодному общему собранию акционеров. На нем в числе множества бумаг утверждают и годовой отчет (ст. 48 Закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон). Этот документ также входит в перечень информации, которую акционерное общество должно раскрывать согласно ст. 92 Закона. В статье мы рассмотрим наиболее характерные черты, присущие годовым отчетам ОАО.

История...

В международной практике годовые отчеты компаний появились достаточно давно. Например, в книге "Революция в корпоративной отчетности", которая написана группой американских экономистов, приведены результаты анализа ежегодной отчетности компании AT&T за 119 лет - с 1881 по 1999 г.

В современной России подготовка годового отчета имеет более скромную историю. Первое упоминание этого термина автору удалось найти в Постановлении Совета министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 "Об утверждении Положения об акционерных обществах".

...и современные тенденции

С начала 90-х годов в российской экономике многое изменилось. Крупные предприятия были преобразованы в открытые акционерные общества. Сейчас их акции активно обращаются на торговых площадках российского и зарубежного фондовых рынков. Капитал, как отечественный, так и иностранный, достаточно динамично "переливается" между секторами российской экономики. При этом бизнес-общественности интересно не только то, как компания зарабатывает деньги. Для нее также важно, как фирма планирует их использовать. Поэтому у инвесторов должна быть возможность оценить перспективы компании и факторы, которые повлияют на стоимость бизнеса в будущем. А для этого требуется совершенно другой уровень информационной открытости предприятий, нежели 10 лет назад.

Сегодня можно выделить две тенденции в подготовке годовых отчетов. С одной стороны, естественным путем, методом проб и ошибок отчеты российских компаний становятся все более содержательными. К примеру, годовой отчет ОАО "Мосэнерго" в 1993 г. состоял из 27 страниц. А в 2004 г. он насчитывал уже 111.

С другой стороны, власть стала детальнее регламентировать процесс подготовки годовых отчетов. Примером этому может служить новая редакция Приказа ФСФР России от 1 ноября 2005 г. N 05-57/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее - Приказ ФСФР). Она была принята 1 января 2005 г. и ввела целый раздел "Раскрытие годового отчета акционерного общества". Для аналитиков многих компаний, которые готовят корпоративную отчетность, такая регламентация стала большим подспорьем.

В то же время многие предприятия не спешат раскрывать о себе полную и достоверную информацию. Однако раньше или позже им придется это сделать. Здесь уместно будет процитировать "Революцию в корпоративной отчетности". "Мы с уверенностью можем предположить, - пишут ее авторы, - что в те времена менеджеры противились большей открытости по таким же причинам, что и сегодня. Случись им прочесть, сколько информации предают гласности их руководящие преемники на рубеже XXI столетия, они приняли бы прочитанное за сочинения Жюля Верна".

Законодательные требования

Каким же должен быть годовой отчет акционерного общества с учетом официальных требований и практического опыта? Согласно п. 8.2.3 Приказа ФСФР необходимо, чтобы он включал информацию о:

Можно сказать, это полный перечень разделов, которые содержат годовые отчеты наиболее просвещенных "мореплавателей" российской корпоративной отчетности. Из опыта практической работы отметим, что представляемые в отчете сведения должны быть адаптированы для восприятия неспециалистами. Следует отметить, что не нужно усложнять текст специфической терминологией. Хотя, конечно, о каком-то специальном художественном редактировании текста отчета речь не идет.

Самое важное в отчете

К разделу "бухгалтерская (или "финансовая") отчетность" всегда будет приковано самое пристальное внимание целевой аудитории. Вот несколько примеров: в годовом отчете ГМК "Норильский никель" за 2004 г. финансовый блок занимает 28 процентов от общего объема в страницах. У ОАО "Мосэнерго" за 2004 г. - 24 процента, у ОАО "РЖД" - 26 (правда, у этой компании отсутствуют комментарии к нему). "Джентльменский набор", который включается в данный раздел, также перечислен в нормативных документах. Так, разд. 8.3 "Раскрытие годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества" Приказа ФСФР устанавливает ряд требований. В частности, годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества должна содержать:

Достоверность данных годового отчета должна подтвердить ревизионная комиссия или ревизор акционерного общества (п. 8.2.2 Приказа ФСФР).

Рекомендации по оформлению

Далее аналитикам компании, которые готовят годовой отчет, предоставлена полная свобода творчества. Например, уже можно считать правилом хорошего тона отделять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также комментарии к ней от остальных разделов годового отчета. Для этого часто используют различные полиграфические приемы. Допустим, печатают эти сведения на бумаге другого цвета или фактуры.

Наиболее "продвинутые" годовые отчеты содержат раздел "Приложения". В него включают разного рода справочный материал, который может быть полезен акционерам, партнерам и перспективным инвесторам. Правда, здесь важно не переусердствовать, потому как понятий государственной и коммерческой тайн пока никто не отменял.

В "Приложениях" целесообразно размещать следующую информацию, предписываемую Приказом ФСФР:

Отдельно следует сказать про сведения о составе руководства предприятия. Эта информация также содержится в годовом отчете. При этом она должна быть весьма обширной. Подробные разъяснения есть в тексте Приказа ФСФР. Мы лишь отметим, что в международной практике неписаным законом является размещение в отчете фотографий руководителей. Место этой "информации" не регламентировано, но можно предложить такой вариант. Сведения об управляющих с фотографиями и краткими биографическими данными лучше разместить ближе к началу, рядом с отчетом совета директоров. А всю справочную информацию - в конце, в разделе "Приложения".

Интернет как источник информации

От необходимости разъяснять пользу "Всемирной паутины" для повышения "прозрачности" компании нас избавляет все тот же Приказ ФСФР. Согласно его п. п. 8.2.4 и 8.2.5 акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет. Сделать это нужно в течение трех дней с даты составления протокола общего собрания акционеров, на котором был утвержден годовой отчет. Его текст должен быть доступен по меньшей мере в течение трех лет с даты опубликования в сети Интернет. Видимо, в ФСФР уверены, что все российские акционерные компании имеют свои интернет-сайты.

Подведем итоги обзора современных тенденций в подготовке годовых отчетов для акционеров. Можно сказать, что у российских компаний есть большой потенциал для того, чтобы развивать и совершенствовать данный вид корпоративной отчетности. "Маяками-ориентирами" здесь являются мировые тенденции развития отчетности. Чтобы вовремя узнавать о них, можно, например, знакомиться с отчетностью крупных компаний через Интернет. Кроме того, полезно анализировать итоги специализированных конкурсов годовых отчетов. Целесообразно изучать и публикации по этой теме. Хотя их, к сожалению, пока немного.

Б.Соколов

Главный специалист

отдела повышения эффективности

производственно-хозяйственной деятельности

ОАО "Мосэнерго"