Мудрый Экономист

"Как отчитаться за маркетинг..."

"Консультант", 2006, N 7

Ни одно решение в сфере бизнеса нельзя принимать без всестороннего анализа. Главные цели типичной торговой фирмы - изучить рынок и занять определенную нишу на нем, найти "своего" потребителя. Достичь их можно при помощи маркетингового исследования.

От того, насколько грамотно оно будет проведено, зависит не только размер будущей прибыли фирмы, но и само ее существование. Ведь перечень наиболее распространенных ошибок недавно созданных торговых фирм таков:

Если маркетинговые исследования проводит сторонняя компания, с ней необходимо заключить договор о возмездных услугах. Такие соглашения регулирует ст. 39 Гражданского кодекса. Когда договор будет выполнен, нужно составить акт.

Что требуют инспекторы

  1. Договор. Причем в нем нужно четко сформулировать цели и прописать конкретные направления исследования. Например, фирма может планировать:

В договоре немаловажно обозначить территорию, на которой будут проходить исследования, и их сроки. Допустим, фирма - производитель печатной продукции - заключает договор о маркетинговых услугах. Его текст может включать такую фразу: "Исполнитель принимает на себя обязательства по сбору и систематизации информации о текущей конъюнктуре региональных рынков (Московская, Тверская, Ивановская области) производителей печатной продукции".

  1. Акт о выполнении работ. В нем нужно четко прописать название и содержание маркетинговых услуг. Кроме того, обязательно следует указать их стоимость.
  2. Счет-фактуру.
  3. Отчет о проведенных исследованиях. Результаты могут быть представлены в форме текста, схем, графиков, таблиц, а также других документов и материалов.

Позиция судей

В арбитражной практике по вопросам учета затрат на маркетинговые исследования можно выделить общие моменты. Так, инспекторы чаще всего полагают, что компания:

В свою очередь, суды, рассматривая споры о таких расходах, особенно тщательно:

Е.Титова

Главный бухгалтер

ООО "РеалЭкспо Сервис"