Мудрый Экономист

До какой степени обесценивать неликвидный товар

"Учет. Налоги. Право", 2006, N 12

Предприятия регулярно сталкиваются с проблемой остатков непроданной продукции на складах, которые сложно реализовать в силу разных причин - сезонности, непродуманного производственного плана и т.д. Очевидно, что управленческий учет таких остатков нужно организовать особым образом. Один из возможных вариантов, который предложил рассмотреть читатель "УНП", - полностью списать стоимость неликвидного товара в управленческом учете. При этом физически товар будет присутствовать. Оценим этот вариант и приведем альтернативное решение.

Неликвидный товар, то есть товар, который организация не может реализовать в течение определенного периода времени, необходимо делить как минимум на две группы. Первая группа - товар, который потерял часть потребительских свойств. Он списывается как пришедший в негодность. При этом товар уничтожается и физически.

Если же товар в течение долгого времени может храниться и оставаться пригодным для потребления (вторая группа), то ситуация предполагает несколько вариантов решения. Товар можно раздать во время рекламной акции, продать по сниженным ценам. Но пока решение не принято, к примеру предполагается нескорое снижение цены, он остается числиться в учете как обычный товар для продажи - фактически по завышенной балансовой стоимости. Как можно уйти от этой ситуации?

Одно из возможных решений - его предложил оценить читатель "УНП" - полностью списать стоимость данного товара в управленческом учете. На предприятии, где он работает, сложилась следующая ситуация. Продукция компании (товары народного потребления) не продается в течение года. Возникают сложности с ее реализацией даже по сниженным ценам. Складские площади позволяют продолжать хранить данный товар без дополнительных затрат. Руководитель предложил списывать неликвидную продукцию с учета. Аргумент: лучше сразу показать убытки от такого рода товара, чем ежемесячно фиксировать его в управленческом учете в качестве готовой продукции. Возможные доходы от дальнейшей реализации предполагается считать непредвиденными. Целесообразно ли будет такое решение с точки зрения управленческого учета? Рассмотрим возможные последствия.

Искажение показателей

Если продукцию в будущем предполагается продать, хотя и по значительно сниженной цене, то она все же чего-то стоит. Следовательно, списать ее себестоимость, то есть фактически обесценить продукцию до нуля, означает исказить стоимость активов.

Кроме того, решение о списании неликвидной готовой продукции в конкретном периоде, безусловно, окажет влияние на сопоставимость экономических показателей по периодам, особенно если сумма списания значительна. Тогда сравнивать данные по периодам придется с оговоркой, обязательно принимая во внимание операцию списания. Практически все ключевые экономические показатели будут искажены - рентабельность производства или продаж отдельных товарных позиций, себестоимость товаров, стоимость складских услуг в пересчете на единицу товара и т.д. Будет невозможно скорректировать каждый из этих показателей, чтобы нивелировать влияние проведенной операции по списанию. Либо работа по корректировке окажется слишком трудоемкой и экономически бесполезной.

Рассмотрим заданную ситуацию на примере.

Пример. Производственная пищевая компания выпустила партию уксуса со сроком хранения 1 год под конкретный заказ сети гипермаркета - бренд "private label". Данная партия составила 50 процентов всего выпуска уксуса компании. Однако по не зависящим от компании причинам гипермаркет не принял выпущенную партию в положенный срок (правовые вопросы в данном примере не рассматриваем). Поскольку партия товара выпущена не под брендом компании, а под брендом "private label" сети гипермаркетов, то товар не может быть продан другому покупателю. Таким образом, ежемесячно стоимость выпущенного товара будет отражаться среди товара на складе. С одной стороны, гипермаркет, возможно, примет указанный товар в более поздний срок, с другой - затраты, вложенные в производство товара, уже понесены компанией.

В данной ситуации по завершении месяца в управленческой отчетности компании будут отражены затраты на производство, а также полученная выручка за месяц. Списание себестоимости непроданного товара занизит рентабельность по товарной группе "Уксусы" (практически на 50 процентов) и в целом по предприятию. Это может привести к неправильным управленческим решениям. Например, может быть принято решение приостановить выпуск товарной группы "Уксусы", по которой резко снизилась рентабельность. Таким образом, если отнести на убытки выпуск данной партии, то в текущем месяце будет зафиксирован резкий скачок себестоимости, что повлияет на сопоставление данных по себестоимости в различных периодах.

Допустим, позже товар все же будет отправлен покупателю. В этом случае предприятие получит незапланированную прибыль, что также окажет влияние на формирование экономических показателей и не позволит сопоставлять данный период с прошлыми результатами.

Если рассмотреть складские затраты, то компания будет нести дополнительные затраты на хранение товара, который не числится в учете. Это завысит стоимость хранения всей готовой продукции (в нашем примере на 50 процентов завысит стоимость хранения уксуса, произведенного компанией), то есть снова исказит результаты учета.

Итак, вариант полного обесценивания товара-неликвида может привести к многочисленным негативным последствиям для учета и управления себестоимостью компании. В то же время положительный эффект от такого решения далеко не очевиден.

Что можно предложить?

В качестве альтернативы рассмотренному варианту можно предложить следующее решение.

Организация определяет максимальный приемлемый срок хранения товара и по его достижении постепенно обесценивает неликвидный товар по периодам до полного обесценивания. Таким образом, не будет происходить скачкообразного изменения показателей, что обеспечит сопоставимость данных. В случае же сбыта товара также не будет возникать незапланированная выручка, искажающая данные учета. А постоянное напоминание о наличии такого товара на складах позволит руководству принять дополнительные меры по обеспечению сбыта товара.

Примечание. Можно ли уценить товары в бухгалтерском и налоговом учете?

Те решения проблемы учета неликвидного товара, которые мы рассматривали применительно к управленческому учету, практически нельзя использовать в бухгалтерском учете. Исключение - если снижение стоимости товаров производится до рыночной стоимости раз в году по его окончании.

ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" рассматривает возможность лишь создания резерва под снижение стоимости материальных ценностей на конец отчетного года (Дебет 91 "Прочие доходы и расходы" Кредит 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей"). При этом сама стоимость товаров и готовой продукции в учете не меняется. Но в балансе на конец отчетного года она будет показана за минусом суммы созданного резерва, то есть по рыночной стоимости (п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

Что касается налогового учета, то гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ не предусматривает возможность переоценки материально-производственных запасов или создания резерва под снижение их стоимости. Предполагается, что стоимость товаров и продукции, по которой они приняты к учету, не меняется, а учитывается при их реализации (с учетом ст. ст. 318 - 320 НК РФ).

А.Рябков

Финансовый менеджер

ООО "Управляющая компания ПБЛ-Холдинг"