Мудрый Экономист

Банковская система ирана

"Международные банковские операции", 2006, N 2

Банковская система Ирана, рассказ о которой был начат в прошлом номере, отличается жестким регулированием как самих банковских операций, так и процедуры создания финансовых институтов. Кроме того, банковская деятельность в зонах свободной торговли по сравнению с материковой частью Ирана имеет ряд особенностей и регламентируется самостоятельными нормативными актами. Об этих банках, а также многочисленных специализированных иранских банках пойдет речь ниже.

В Иране коммерческие банки могут создаваться только в форме публичных (большей частью государственных) акционерных обществ с зарегистрированными в установленном порядке акциями.

Законом определено, что должности президентов, председателей и членов советов директоров, большинства членов исполнительных советов иранских банков могут занимать только граждане Ирана.

Иностранные банки и иностранные небанковские кредитные учреждения <1>, занимающиеся обычными операциями, могут быть открыты только с одобрения парламента.

<1> Небанковские кредитные учреждения - это кредитные организации, которые не используют в своих названиях слово "банк", но рассматриваются ЦБИ в качестве посредников, помогающих сбалансировать спрос на кредиты и предложение свободных денежных средств, деятельность которых зиждется на привлечении и последующей выдаче кредитов.

Уставный капитал банков должен быть оплачен исключительно иранской валютой. Минимальный размер уставного капитала иранских банков равен 200 млн иранских риалов (22 000 долл. США), причем еще до обращения за регистрацией он должен быть полностью подписан и оплачен не менее чем на 50%. Сумма оплаченного капитала должна быть депонирована на счете в ЦБИ. С одобрения Валютно-кредитного комитета ЦБИ может установить и уведомить вновь созданный банк о периоде, в течение которого оставшаяся сумма уставного капитала должна быть полностью оплачена, для принятия банком необходимых мер.

В отношении иностранных банков правила оплаты уставного капитала (200 млн иранских риалов) несколько строже: на счете в ЦБИ он должен быть депонирован полностью.

Что касается регламентации банковской деятельности, то иранским банкам запрещено осуществлять следующие операции:

<1> Капитальный счет банка включает оплаченный капитал, резервы и нераспределенную (накопленную) прибыль.

Специализированные банки

Подобно коммерческим банкам специализированные банки осуществляют широкий спектр банковских операций, имеют характерную целевую клиентуру, обслуживая по большей части потребности отдельных отраслей экономики.

Так, крупнейший из специализированных банков Ирана - Банк промышленности и рудников - содействует созданию новых отраслей и укреплению, расширению и модернизации обрабатывающей и добывающей промышленности.

Финансирование выделяется в основном в рамках заключаемых банком соглашений типа installment sale, equity/legal partnership, forward purchase. С учетом предназначения кредита и ожидаемой окупаемости финансируемого объекта устанавливаются условия погашения кредита и льготный период на время, необходимое для доведения проекта до стадии коммерческой эксплуатации. Важным критерием для определения параметров финансирования являются директивно устанавливаемые Валютно-кредитным комитетом ЦБИ ставки дохода по предоставляемым кредитам. За финансово-экономическую экспертизу проектов банк берет комиссию в размере 0,15% от суммы выделяемых средств.

Небанковские кредитные учреждения

В отличие от банков небанковские кредитные институты не открывают текущих клиентских счетов и не выдают чековых книжек <1>. Их существование в банковской системе Ирана независимо от банков объясняется прямым законодательным запретом банкам создавать или участвовать в капитале кредитных институтов.

<1> Небанковским кредитным учреждениям не разрешается открывать клиентам текущие и другие счета, средства с которых могут быть переведены при помощи чеков и подобных инструментов. Этот запрет кредитные институты обходят, предлагая своим клиентам услугу по переводу платежным поручением (payment order) средств с их депозитов на счета в государственных коммерческих банках, с которыми подписаны соответствующие соглашения о выдаче чековых книжек в счет переведенных средств.

Несмотря на то что постановление Валютно-кредитного комитета ЦБИ, разрешающее создавать небанковские кредитные учреждения, было принято в мае 1993 г., выдача лицензии первому финансовому институту такого рода состоялась лишь в 1997 г.

В зависимости от вида лицензии, выдаваемой ЦБИ, различают небанковские кредитные институты с генеральной и специальной лицензией. В настоящее время специальной лицензией обладает только Кредитный институт развития (the Credit Institute for Development). У двух других институтов - Karafarinan Credit Institution и Saman Eqtesad Credit Institution - лицензии генеральные.

Специализированные небанковские кредитные институты (отраслевая специализация) могут создаваться и действовать как государственные или частные акционерные компании. Напротив, небанковские кредитные институты общего профиля (кредитование всех отраслей) могут создаваться и действовать только как государственные акционерные организации. Регистрацию осуществляет Управление регистрации акционерных компаний (Corporate Registration Office).

Минимальный размер уставного капитала для небанковских кредитных институтов установлен на уровне 50 млрд иранских риалов (5,5 млн долл. США), из которых не менее 35% должны быть оплачены при создании учреждения. Подобно банкам небанковские кредитные институты в основном мобилизуют ресурсы путем привлечения депозитов (за исключением беспроцентных текущих - "карз-аль-хассане"). Кроме того, они могут использовать и другой, разрешенный ЦБИ, метод, действуя в качестве посредников между "поставщиками" и "заказчиками" кредитных ресурсов.

Источниками кредитных ресурсов NBCI являются:

  1. беспроцентные сберегательные депозиты;
  2. инвестиционные срочные депозиты;
  3. эмиссии долевых сертификатов и облигаций;
  4. эмиссии собственных беспроцентных облигаций;
  5. получение кредитов от физических и юридических лиц.

Общая сумма предоставленных небанковским кредитным институтом кредитов никогда не должна превышать 15-кратного размера его уставного капитала.

Несколько слов о Bonyard Financing and Credit Institution. Этот кредитный институт, не получивший пока лицензию ЦБИ, интересен тем, что является единственным финансовым институтом, выпускающим овердрафтные пластиковые карты (the BonCard), не привязанные к остатку на депозите клиента и имеющие исключительно кредитную природу.

Льготы для владельцев таких карт включают:

Институт, созданный в 1995 г., тесно связан с Фондом помощи обездоленным и ветеранам войны (the Foundation for the Deprived and War Veterans, Bonyard Mustazafan Va Janbazan). Согласно уставу кредитного института основными направлениями его деятельности являются расчетно-кассовые и финансово-кредитные операции, оказание клиентам банка агентских, консультационных и представительских услуг. Программа развития филиальной сети предусматривает увеличение количества отделений в Тегеране с 22 до 40, а также открытие филиалов в столицах всех провинций и крупных городах Ирана.

Частные банки

Частным банком в Иране признается банк, созданный в соответствии с принятым в апреле 2000 г. Законом, разрешающим образование неправительственных банков (Law Permitting the Establishment of Non-Government Banks) и ст. 98 Третьего пятилетнего плана развития Исламской Республики Иран, находящийся в собственности и управляемый лицами, не являющимися сотрудниками правительственных учреждений. На создание частного банка требуется наличие разрешения ЦБИ, позволяющего осуществление всех операций в рамках Закона о денежном обращении и банках (Monetary Banking Law) 1972 г., Закона о банковской деятельности, запрещающего ростовщичество в любой форме, и устава банка.

Основными положениями, касающимися регулирования деятельности частных банков в Иране, предусмотрено, что:

Что касается персонального состава руководящих органов иранских банков, то члены совета директоров или исполнительного совета, исполнительный директор и его заместители не могут совмещать эту работу с заниманием должности в другом банке или небанковском кредитном институте без разрешения ЦБИ.

Никакой государственный или другой частный банк, а также небанковский кредитный институт не может обладать более чем 1% акций частного банка без разрешения ЦБИ.

Ходатайствующие об открытии частного банка должны представить развернутый бизнес-план, включающий характеристику целей банка, целевых отраслей финансирования и рынков кредитования, системы управления и внутреннего контроля, предполагаемой стратегии управления рисками, организационной структуры, способов покрытия потенциальных потерь и ожидаемых результатов финансовых операций по крайней мере на 3 ближайшие года. Представленный план должен быть одобрен ЦБИ прежде, чем будет выдана предварительная лицензия.

По получении лицензии на право заниматься банковской деятельностью банк может приступить к проведению всех видов операций в иранских риалах в соответствии с упоминавшимися выше и другими законами, директивами ЦБИ и Валютно-кредитного комитета ЦБИ. На проведение операций в иностранной валюте банку необходимо получить отдельное разрешение ЦБИ.

Банки в зонах свободной торговли Ирана

Банковская деятельность в зонах свободной торговли <1> по сравнению с материковой частью Ирана имеет ряд особенностей и регламентируется помимо упомянутых выше базовых законов тремя специальными нормативными актами:

Законом об управлении свободными торгово-промышленными зонами Исламской Республики Иран (The Act on Administration of the Free Trade-Industrial Zones of the Islamic Republic of Iran), принятым Советом министров ИРИ 21 июля 1999 г.;

Положением о валютно-кредитных операциях в свободных торгово-промышленных зонах Исламской Республики Иран (The Administrative Regulations on Monetary and banking Operations in the Free Trade-Industrial Zones of the Islamic Republic of Iran), принятым Советом министров ИРИ 29 ноября 1999 г.;

Директивными указаниями Валютно-кредитного комитета ЦБИ о порядке осуществления валютно-кредитных операций в свободных торгово-промышленных зонах Исламской Республики Иран (The Executive Guidelines for the Free Trade-Industrial Zones of the Islamic Republic of Iran), принятыми Валютно-кредитным комитетом ЦБИ 3 сентября 2000 г.

<1> С точки зрения банковской деятельности актуально говорить лишь о зоне свободной торговли на острове Киш, расположенном на пересечении морских путей у входа в Персидский залив на юго-западе Ирана. Зона свободной торговли на о. Киш наиболее развита в деловом отношении по сравнению с двумя другими зонами свободной торговли: Кешм (Qeshm) и Чабахар (Chabahar).

Наряду с обычными финансовыми учреждениями, идентичными функционирующим на основной территории Ирана (On-Shore Banking Units), в зонах свободной торговли могут создаваться офшорные финансовые учреждения (Off-Shore Banking Units), а также обменные предприятия (Money Changing Units). Так называемая офшорная банковская деятельность (Off-Shore Banking) <1> может осуществляться офшорными учреждениями, зарегистрированными в зоне свободной торговли в одной из четырех следующих форм:

<1> Различные виды банковских операций, осуществляемых исключительно в иностранной валюте (ст. 1 Положения, ст. 1 Директивных указаний).
<2> В соответствии со ст. 3 Директивных указаний банки и кредитные институты (в том числе иностранные), чьи головные конторы расположены в той же зоне свободной торговли, считаются иранскими банками и кредитными институтами, и для ведения "офшорной" банковской деятельности им потребуется отдельная лицензия ЦБИ.

При этом иранские государственные банки и отделения инобанков могут быть зарегистрированы только как публичные (открытые) акционерные компании (Joint Stock Company), а небанковские кредитные учреждения и частные иранские банки - как частные (закрытые) или публичные (открытые) акционерные компании. Все банковские учреждения и кредитные институты, получающие лицензии на осуществление операций в СКВ, должны использовать в своих официальных названиях слово "офшорный" (Offshore) и не имеют права проводить сделок в иранских риалах.

Обменные предприятия могут быть организованы в форме обществ с солидарной ответственностью (Joint Liability Company) и только по предложению администрации соответствующей зоны свободной торговли. В соответствии с выдаваемыми ЦБИ лицензиями "обменники" имеют право помимо конверсионных операций с валютой проводить аналогичные сделки с золотом и серебром, а также выполнять денежные переводы в иностранных валютах в соответствии с утверждаемым ЦБИ перечнем. Приступать к операциям разрешается только после уведомления ЦБИ о точном адресе местонахождения обменно-переводного пункта. Свидетельство о регистрации предприятия и лицензия ЦБИ должны быть выставлены на видном для клиентов месте.

Уставный капитал создаваемых в зонах свободной торговли финансовых учреждений должен удовлетворять следующим минимальным требованиям:

а) для банков обычного типа - 35 млрд иранских риалов (3,86 млн долл. США), полностью депонируемых в ЦБИ; для офшорных банков - 10 млн долл. США, полностью депонируемых в ЦБИ;

б) для небанковских кредитных учреждений обычного типа - 15 млрд иранских риалов (1,65 млн долл. США), полностью депонируемых в ЦБИ; для офшорных - 5 млн долл. США, полностью депонируемых в ЦБИ;

в) для отделений иностранных банков или иностранных кредитных институтов обычного типа - 10 млрд иранских риалов (1,1 млн долл. США), полностью депонируемых в ЦБИ; для офшорных отделений иностранных банков или иностранных кредитных институтов - 3 млн долл. США, полностью депонируемых в ЦБИ;

г) для обменных предприятий - 500 млн иранских риалов (55 000 долл. США), полностью депонируемых в ЦБИ.

Следует иметь в виду, что ЦБИ имеет право по своему усмотрению изменять минимальный размер депонируемого наличного капитала для офшорных финансовых учреждений. Депонированные в ЦБИ средства могут использоваться финансовым учреждением в своих целях после представления документов о его официальной регистрации.

Поскольку деятельность офшорных финансовых учреждений не может осуществляться с нарушением общих принципов исламского банковского дела, в упоминавшихся выше нормативных актах оговорены конкретные виды операций, при совершении которых офшорные финансовые учреждения могут руководствоваться международной банковской практикой и своими учредительными документами.

К числу подобных операций и сделок относятся <1>:

<1> Указанные операции разрешается проводить только в иностранной валюте. Все операции и денежные потоки в иностранной валюте в зонах свободной торговли регулируются исключительно Положением и Директивными указаниями. Разрешаются любые операции по купле-продаже инвалюты за риалы и другие валюты, а также все виды сделок по переводу валюты физическими и юридическими лицами в пределах зон, между ними, из зон за границу, и наоборот, без каких-либо ограничений. Переводы иностранной валюты в любой форме из зоны свободной торговли в другие части страны, и наоборот, регламентируются общим законодательством Ирана по валютному регулированию. ЦБИ периодически доводит до сведения офшорных банков перечень основных валют, рекомендуемых для осуществления операций. Курсы валют к риалу и кросс-курсы иностранных валют определяются исходя из конъюнктуры свободного рынка (по котировкам ведущих валютных бирж).

Офшорным финансовым институтам запрещено заниматься торговлей.

Размеры всех комиссий за проведение банковских операций, ставок процента <2> по полученным кредитам и привлеченным депозитам, а также по предоставляемым кредитам определяются исходя из рыночной конъюнктуры.

<2> В применении к операциям офшорных финансовых учреждений допускается использование термина "процентная ставка" (ст. 47 Директивных указаний).

Банкам предписывается обусловливать выдаваемые ими валютные кредиты получением достаточного обеспечения в виде залога имущества, надежных гарантий, деноминированных в иностранной валюте или легко обратимых в нее. Следует учитывать, что размер обеспечения, оформленного на основной территории страны, может измениться в связи с применением норм валютного регулирования при переводе обеспечения в зоны свободной торговли или конверсии в другую валюту.

15% чистой прибыли за год должно зачисляться в обязательные резервы банка до тех пор, пока сумма отчислений не станет равной сумме уставного капитала.

ЦБИ не имеет права оказывать давление на офшорные банки при принятии ими решений и обязан ограничиваться лишь надзором за их деятельностью.

Существенным шагом в направлении новейшего развития банковской системы Ирана, по мнению аналитиков, могло бы стать открытие отделений ведущих банков мира. Несмотря на то что в Тегеране зарегистрированы 38 представительств иностранных банков, за 25 лет, прошедших со времен исламской революции 1979 г., лишь английский Standard Chartered Bank удостоился права открыть отделение в зоне свободной торговли на острове Киш, что и было сделано в сентябре 2005 г. Однако, по признанию исполнительного директора Standard Chartered Bank в Иране г-на Мохаммада Сарраф-задеха, главной проблемой для банков, привлекаемых иранским правительством в зону свободной торговли, являются отсутствие в ней насыщенности деловой конъюнктуры и, как следствие, крупных международных и иранских клиентов. В то же время территория 28 провинций материковой части страны - главный объект для инвестирования иностранных банковских капиталов в Иране - по-прежнему для них закрыта.

Ожидается, что первоначально будет узаконено создание совместных с иностранным капиталом банков. Хотя в условиях очевидного недостатка отчетно-статистической информации, доступной через открытые медийные каналы, потенциальные партнеры испытывают существенные затруднения при оценке финансового состояния иранских банков, намеченных к первоочередной приватизации.

Автор надеется, что очерк даст заинтересованному читателю представление о современной банковской системе Ирана, ее узких местах и в то же время огромном потенциале отрасли для иностранных финансовых институтов.

В заключение вниманию читателей предлагаются три таблицы, в которых содержится сравнительная характеристика действующих банков и небанковских кредитных учреждений Ирана.

Таблица 1

Действующие банки Ирана

 Название
банка
     Год     
образования
     Форма     
собственности
Клиентская
база
 Вид лицензии 
   Отраслевая  
ориентация
    Заграничные   
отделения
("дочки" и
представительства)
  Примечания
    1    
      2      
       3       
     4    
      5       
       6       
         7        
       8
Банк     
Мелли
1928         
100%           
государственный
Госсектор 
Генеральная   
Все отрасли    
16: в             
Азербайджане,
Бахрейне,
Франции,
Германии,
Гонконге,
Омане, ОАЭ, РФ
До образования
в 1960 г.
выполнял
функции
эмиссионного
банка
Банк     
Меллят
1979, путем  
слияния Bank
Tehran, Bank
Oman, Bank
Tejarat
Khareji, Bank
Dariush, Bank
Bimeh Iran,
Iran
International
Bank, Iran
Arab Bank,
Bank
Farhangian
Iran, Bank
Pars и
Distributors
Cooperative
Bank
То же          
Частный   
сектор и
кооперати-
вы (свыше
70%),
госсектор
(25%)
То же         
То же          
8: в Армении,     
Германии, Южной
Корее,
Великобритании,
Турции
В соответствии
с политикой
ЦБИ по
направлению
средств
коммерческих
банков в
распоряжение
специализиро-
ванных банков
% кредитов
размещаются в
Bank Sana'at
Madan, Bank
Maskan и Bank
Keshavarzi
Банк     
Садерат
1952         
То же          
Все       
сектора
То же         
То же          
23: в Бахрейне,   
Франции, Германии,
Греции, Ливане,
Омане, ОАЭ,
Великобритании,
Туркменистане
В группу
банка входят
28 банков
провинций
Saderat Ostan
Banks
Банк     
Теджарат
1979, путем  
слияния
International
Bank of
Iran & Japan,
Iran &
England Bank,
Mercantile
Bank of Iran
& Holland,
Bank of Iran
and Middle
East, Bank
Russ-o-Iran,
Iranian Bank,
Bank
Bazargani,
Bank
Shahryar,
Bank Sanaye,
Bank
Eetebarat
Iran, Bank
Kar, Bank
Iranshahr
То же          
То же     
То же         
Все, из них:   
сельское
хозяйство -
17%,
промышленность
и недра - 43%,
жилищное
строительство -
26%, торговля
и услуги - 5%,
экспорт - 18%
4: во Франции,    
Таджикистане,
Китае,
Великобритании
Банк     
Сепах
1925         
То же          
То же     
То же         
Все, из них:   
сельское
хозяйство - 6%,
промышленность
и недра - 35%,
жилищное
строительство
- 25%, услуги -
34%
4: во Франции,    
Германии, Италии,
Великобритании
Банк     
Рефах
Каргяран
1960         
Акционерный    
банк
(Правительство
ИРИ - 6%,
организация
социального
обеспечения -
94%)
То же     
То же         
Все, из них:   
сельское
хозяйство -
7%,
промышленность
и недра - 21%,
жилищное
строительство
- 52%,
торговля - 5%,
услуги -10%,
экспорт - 2%
1 - в Германии    
("5% участие
совместно с
банками Сепах
и Теджарат в
капитале
Europaeisch-
Iranische
Handelsbank
AG, Hamburg).
Одно из
отделений
банка является
подразделением
Тегеранской
фондовой
биржи,
уполномоченным
вести торги по
акциям
производственных
предприятий
Пенсионное
обслуживание
и страхование
иранцев,
состоящих в
OCO. В банке
обслуживаются
Минтруда и
социальных
вопросов,
Минздрав,
более 40
медицинских
вузов.
Пастеровский
институт
Ирана,
Институт
питания и
продовольст-
вия, благотво-
рительное
общество,
профсоюз
медработников,
Иранская
организация
переливания
крови,
больницы,
аптеки,
клиники,
врачи и
студенты-
медики
Банк     
Санаат ва
Мадан
1979, путем  
слияния
Industrial
Credit Bank,
Industrial
& Mining
Development
Bank of Iran,
Development &
Investment
Bank,
Iranian
Banks
Investment
Company,
Industrial
Guarantee
Fund
То же          
То же     
Специальная   
лицензия
Промышленность 
и добыча
полезных
ископаемых
Банк     
Маскян
1979, путем  
слияния Rahmi
(Mortgage)
Bank,
Sakhteman
(Constructio-
on) Bank,
Iranian
Banks'
Investment
Company,
Kourosh
Housing Fund,
Ekbatan
Housing Fund,
Pasargad
Housing Funds
в Тегеране и
других
городах
То же          
Все       
сектора (в
частное
городское
строитель-
ство бан-
ком нап-
равляется
около 35%
объема
капитало-
вложений)
Генеральная   
Жилищное и     
общее
строительство
Нет               
Другие
иранские
банки обязаны
вносить
определенные
средства в
банк для
усиления его
кредитного
портфеля
Банк     
Кешаварзи
(Таавон
Джсиэйи)
1979, путем  
слияния Bank
Taavon
Keshavarzi
Iran и Bank
Josiaiyi
Keshavarzi
Iran
То же          
Все       
сектора
То же         
Сельскохозяйст-
венные
предприятия,
агрофирмы,
торговые
фирмы,
сельское
население
Нет               
На долю банка
приходится
более 50%
кредитов,
предоставляе-
мых
агросектору
Банк     
Тоусеэ
Садерат
1991         
То же          
Все       
сектора
(экспорт-
но-
импортное
финансиро-
вание)
Агент         
правительства
ИРИ по
подтверждению
и реализации
соглашений
buy-back,
заключаемых
частными
фирмами.
Агент
исламского
банка
развития по
реализации
программы
финансирования
экспорта
Основные       
объекты
кредитования:
промтовары -
49,2%;
продукты -
15,7%;
продукция с/х -
10,5%;
полезные
ископаемые -
2,5%; ковры и
кустарные
изделия -
8,9%; текстиль
и одежда -
13,2%
Представительство 
в Казахстане
Большинство
экспортных
кредитов
страхуются в
компании по
страхованию
экспортных
кредитов и
инвестиций,
20% акций
которой
принадлежат
банку

Таблица 2

Ведущие небанковские кредитные учреждения Ирана

     Название    
кредитного
института
Год     
образо-
вания
     Форма    
собственности
Клиентская
база
Направления деятельности
   Количество
отделений
Credit           
Institution for
Development
1997    
Физические
и
юридиче-
ские лица
(в основ-
ном
частные)
По пассиву:             
- привлечение депозитов
и кредитов.
По активу:
- кредитование
строительства;
- выдача гарантий
надлежащего исполнения
заказчикам
строительства;
- финансирование
поставок строительного
оборудования;
- кредитование
производителей
стройматериалов;
- кредиты под
"исламские" контракты;
- учет коммерческих
счетов подрядчиков
(факторинг)
11 в Тегеране,
в планах - в
Исфахане, на
Кише,
в Лондоне,
Дубае
KarafarinanCredit
Institution
1999    
Акционерное   
общество, в
том числе:
85% -
Ассоциация
промышленных
менеджеров
Ирана,
Ассоциация
строительных
компаний,
инженеров и
архитекторов;
15% -
миноритарии по
свободной
подписке
По пассиву:             
- привлечение депозитов
и кредитов.
По активу:
- выдача ссуд и
кредитов;
- внутренние платежные
поручения и банковские
переводы;
- банковские операции
в инвалюте (по
согласованию с ЦБИ);
- эмиссия собственных
долговых инструментов,
купля-продажа паевых
облигаций и других
коммерческих
инструментов (по
установленным ЦБИ
правилам);
- кредитование
экспортеров
инженерно-технических
услуг;
- выдача гарантий,
индоссирование или
подписка на ценные
бумаги (в т.ч. облигации
долевого участия)-
покупка или
гарантирование долгов
Главная контора
в Тегеране, в
планах: 2 - в
Тегеране, 1 - в
Исфахане
Saman Eqtesad    
Credit
Institution
1999    
Акционерное   
общество
По пассиву:             
- привлечение депозитов
(на молодежные
сберегательные и
пенсионные
сберегательные, а также
накопительные счета
амортизационных
отчислений) и кредитов.
По активу:
- кредитование
производственного
сектора - 80%;
- кредитование торговли
и сектора услуг - 20%.
Активно занимается
внедрением пластиковых
карт, банкоматов (ATM) и
пунктов продаж (POS).
Имеет договоры с Банком
Мелли и Банком Сепах о
приеме их банкоматами
карт Eqtesad
2 - в Тегеране,
в планах: 5 - в
Тегеране, 20 -
в крупных
городах

Таблица 3

Десять крупнейших банков Ирана по Tier I capital <1>

Ranking
Country
World
  Strength 
       Size       
        Soundness        
  Profits  
      Profits      
    Performance    
  BIS  
 NPL
  Tier One 
Capital
      Assets      
   Capital assets ratio  
  Pre-tax  
profit
    Real profits   
growth
   Profits on Av.  
capital
Return of
assets
Cost/
Inc.
Ratio
Capital
ratio
To
total
loans
долл.
m
  %  
ch2
 долл. 
m
rank
  %  
ch2
   %  
latest
  %  
prev.
 Rank 
latest
 Rank
Prev.
долл.
m
  %  
ch2
   %  
latest
  %  
prev.
 Rank 
latest
   %  
latest
  %  
prev.
 Rank 
latest
  % 
Rank
  %  
   %   
   %
 1
 403
Bank of   
 938 
Industry &
Mine
(03/05)
107,4
  2,315
  9 
 74,2
 40,55
34,06
   1  
   1 
 152 
  9,6
  Na  
 49,3
  Na  
 21,8 
 36,0
   8  
6,56
  1 
32,00
   Na  
 0,60
 2
 518
Bank Melli
 666 
Iran
(903/04)
31,5 
 27,524
  1 
  34,
  2,42
 2,47
   8  
   4 
 538 
213,9
 171,3
858,1
   2  
 91,7 
 44,0
   1  
1,95
  5 
70,53
  6,64 
 3,32
 3
 644
Bank      
 456 
Saderat
Iran
(03/03)
83,2 
 16,200
  3 
 86,8
  2,81
 2,87
   6  
   5 
 221 
270,3
 219,9
-30,4
   1  
 62,7 
 22,9
   3  
1,36
  7 
59,94
  7,91 
 4,00
 4
 658
Bank      
 436 
Keshavarzi
(03/04)
19,3 
  7,067
  6 
 27,2
  6,17
 6,58
   5  
   3 
 110 
 77,6
  53,5
127,1
   3  
 27,5 
 18,0
   7  
1,56
  6 
49,63
  9,48 
 8,88
 5
 733
Bank      
 370 
Maskan
(03/04)
58,7 
  5,010
  7 
 22,7
  7,39
 5,71
   4  
  Na 
 148 
  2,7
 -11,3
 Na  
   7  
 49,1 
  Na 
   4  
2,96
  4 
40,74
   Na  
  Na
 6
 758
Bank      
 354 
Mellat
(03/04)
14,8 
 17,923
  2 
 47,1
  1,98
 2,53
  10  
   6 
  69 
 -5,6
 -18,4
217,8
   8  
 20,9 
 31,0
   9  
0,39
 10 
93,41
  5,07 
 4,69
 7
 761
Bank      
 346 
Tejarat
(03/07,54)
41,9 
 13,486
  4 
 30,2
  2,57
 2,36
   7  
   7 
  97 
 23,7
   7,0
 30,5
   5  
 32,7 
 39,0
   6  
0,72
  9 
57,00
   Na  
 3,00
 8
 817
Bank      
 305 
Parsian
(03/05)
433,9
  3,958
  8 
262,9
  7,70
 5,23
   3  
  Na 
 161 
562,8
  Na  
118,3
  Na  
 89,1 
 46,8
   2  
4,07
  3 
60,50
 10,46 
 4,30
 9
 834
Export    
 292 
Develop-
ment Bank
of Iran
(03/04)
 7,5 
776    
 10 
 13,3
 37,55
39,56
   2  
  Na 
  37 
 45,8
  26,0
-14,5
   4  
 13,2 
 10,6
  10  
4,79
  2 
25,15
   Na  
  Na
10
 932
Bank Sepah
 233 
(03/04)
92,3 
  9,821
  5 
 33,6
  2,37
 1,64
   9  
  Na 
  75 
  4,8
  -9,4
208,0
   6  
 42,4 
 53,7
   5  
0,76
  8 
63,87
  5,70 
 4,59
<1> Источник: журнал The Banker Kuly, 2005, vol. 155 - 953, p. 295 - 296.

С.Д.Хорошилов

Внешэкономбанк