Мудрый Экономист

Торговая фирма издает свой журнал

"Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2006, N 2

Рассмотрим ситуацию, когда крупная торговая сеть издает рекламный журнал о своих товарах, который затем бесплатно распространяется в магазинах этой сети. О том, как учитывать расходы по тиражированию журнала, облагается ли его распространение НДС и по какой ставке - в нашей статье.

Как учитывать расходы?

Расходы, понесенные организацией в связи с выпуском рекламного журнала, считаются рекламными и отражаются в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности:

Дебет 44 Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС"

Кредит 19

Дебет 60 Кредит 51

В целях налогообложения прибыли затраты на изготовление рекламных брошюр учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Причем такие расходы принимаются в полном размере.

А что с НДС?

Для целей исчисления налога на добавленную стоимость бесплатное распространение рекламного журнала в магазинах классифицируется как его реализация. Это следует из пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ. Аналогичное мнение высказали чиновники в своих Письмах: минфиновцы - в Письме от 31 марта 2004 г. N 04-03-11/52, налоговики - в Письме от 5 июля 2004 г. N 03-1-08/1484/18.

Как же определить налоговую базу?

Обратимся за разъяснением к п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ: при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) налоговая база определяется исходя из цен, примененных налогоплательщиком. В данном случае советуем вам оценить стоимость журнала исходя из всех затрат на его производство. Поскольку этот метод разрешает использовать п. 10 ст. 40 Налогового кодекса РФ.

Теперь надо определиться с налоговой ставкой. Безвозмездная передача печатных изданий рекламного характера облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 18 процентов. Это установлено пп. 3 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ.

Если журнал морально устарел

Напечатав журнал, через какое-то время может выясниться, что его тираж морально устарел и не пользуется спросом. Тогда суммы "входного" НДС по материалам, использованным на выпуск этого тиража, а также суммы "входного" НДС на печать журнала, ранее принятые к вычету из бюджета, мы обязаны восстановить.

Это связано с тем, что нереализованная часть тиража журнала не используется для операций, облагаемых НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ).

Э.Н.Романова

Аудитор

Аудиторской фирмы "ЦБА"