Мудрый Экономист

За подарком - с паспортом!

"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 6

На этот раз рассмотрим очередной способ пополнения бюджета за счет санкций, изобретенный нашими налоговыми органами.

Межрайонная инспекция ФНС России по Тверской области провела камеральную проверку представленных ОАО "Ржевский краностроительный завод" деклараций по налогу на прибыль за первое полугодие 2004 г. и доначислила сам налог, авансовые платежи и пени.

Основанием для вынесения данного решения послужил вывод налогового органа о том, что общество не подтвердило необходимость включения в прочие расходы 262 041 руб. затрат, связанных с приобретением сувениров в заявленном для распространения среди контрагентов количестве. Помимо неподтверждения "сувенирных" затрат общество не представило документы, свидетельствующие о вручении сувенирной продукции на выставке.

Такими документами, по мнению налоговой администрации, должны быть договоры дарения сувенирной продукции, подлежащие заключению только в письменной форме, поскольку дарителем является юридическое лицо.

Само собой разумеется, что такие договоры при проведении рекламной кампании общество не заключало и, возмущенное несправедливостью, обратилось с заявлением в арбитражный суд. Суд первой инстанции решил дело в пользу налогоплательщика. Налоговая инспекция подала заявление в суд кассационной инстанции, и теперь данный спор рассматривает ФАС Северо-Западного округа.

В силу пп. 6 п. 1 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

К этим расходам согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Определение понятия "реклама" для целей налогообложения прибыли дано в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).

Расходы на рекламу, учитываемые для целей налогообложения в размере фактических расходов, предусмотрены п. 4 ст. 264 НК РФ, и расширению этот перечень не подлежит.

Согласно ст. 2 Закона о рекламе реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что завод изготавливает башенные краны и иное оборудование и принимает участие в выставках с целью распространения информации о своей организации и характере ее производственной деятельности.

Как усматривается из материалов дела, общество, являясь в проверяемом периоде участником пятой международной специализированной демонстрационной выставки "Строительная техника и технология - 2004", приобрело сувенирную продукцию (часы наручные различных марок, калькуляторы, настольные приборы, комплекты ручек, ручки пластиковые, зажигалки, брелоки-фонарики) с нанесением на нее логотипов общества. Затраты на данные изделия и оказанные услуги по нанесению логотипов отражены в смете затрат на участие в выставке.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что сувенирная продукция с нанесенным на нее логотипом (товарным знаком) является рекламной продукцией общества, использованной в целях участия в ярмарке, что соответствует нормам материального права.

Размер произведенных обществом затрат на приобретение сувенирной продукции подтверждается материалами дела и не опровергается налоговым органом.

Суд кассационной инстанции также посчитал несостоятельными доводы налогового органа о том, что общество не доказало факт дарения его сувенирной продукции письменными договорами о дарении или иными документами.

Ни Законом о рекламе, ни законодательством о налогах и сборах не предусмотрено, что распространение рекламы, в том числе в такой форме, как вручение неопределенному кругу лиц сувенирной продукции с логотипом налогоплательщика, должно оформляться договором дарения.

Согласно ч. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Следовательно, вывод налогового органа о необходимости применения в данном случае норм гражданского законодательства является неправомерным и противоречит данной норме закона.

Из приведенных норм следует, что обязательным признаком рекламной информации является ее целевая направленность на реализацию товаров, идей и начинаний.

В данном случае сувенирная продукция с изображением товарного знака общества (ручки, зажигалки, часы и др.) по своим признакам относится к рекламной продукции.

Факт приобретения и распространения данной рекламной продукции подтверждается выпиской из протокола заседания совета директоров общества, договором поставки, актом выполненных работ, сметой затрат, мероприятиями по подготовке экспозиции и участию общества в международной выставке.

Отсутствие в этих документах конкретных наименований организаций, которым распространялась сувенирная продукция, также служит подтверждением того, что эта продукция является рекламной, поскольку предназначена для неопределенного круга лиц. Налоговый орган не оспаривает факта участия общества в выставке и подлинности представленных обществом налоговому органу документов.

На основании изложенного кассационная инстанция посчитала правильным вывод суда первой инстанции и отказала в жалобе Межрайонной налоговой инспекции (Постановление от 28 октября 2005 г. по делу N А66-13857/2004).

Следует обратить внимание еще на один момент. Обществу были доначислены налог на прибыль, авансовые платежи и пени за первое полугодие, т.е. до момента окончания налогового периода и фактического формирования налоговой базы. Сложившаяся судебная практика свидетельствует о неправомерности начисления пеней на сумму авансовых платежей по налогу на прибыль.

Как пример можно привести мнение ФАС Московского округа из Постановления от 28 ноября 2005 г. по делу N КА-А40/11509-05.

Судебными инстанциями на основании ст. ст. 55, 285, 286, 287 НК РФ сделан правильный вывод о том, что ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль рассчитываются не на основе фактически полученной прибыли в данном месяце, а исходя из показателей прибыльности организации в предыдущем отчетном периоде, и авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Правильно применив нормы материального права, положения п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5, судебные инстанции сделали правомерный вывод о необоснованном начислении пеней на сумму ежемесячного авансового платежа, поскольку он уплачивается не на основе налоговой базы за этот период.

Заканчивая рассмотрение вопроса о составлении договоров дарения на рекламную продукцию, бесплатно раздаваемую всем желающим субъектам, предлагаю новый способ обогащения казны.

При раздаче рекламодателями, скажем, бесплатных газет или листовок населению требовать в обязательном порядке предоставления паспортных данных получателей. После этого в конце года высылать требования об уплате НДФЛ всем получателям на основании того, что врученные им печатные материалы несут в себе некую материальную выгоду.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

Постановление от 28 октября 2005 г. по делу N А66-13857/2004

А.О.Гладченко

Аудитор группы компаний

Consulco International Limited