Мудрый Экономист

Платежи за пользование недрами: вопросы правового регулирования

"Налоги и налогообложение", 2006, N 2

Настоящая статья подготовлена под научным руководством д. ю. н., профессора А.А. Ялбуганова.

Законодательную основу внесения платежей за пользование недрами составляют Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" <1> (разд. 5, ст. ст. 39 - 43) (далее - Закон о недрах), Налоговый кодекс РФ (гл. 26, 26.4) (далее - НК РФ) и Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" <2> (далее - Закон о СРП).

<1> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.
<2> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18.

В соответствии с преамбулой Закона о недрах недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Государственная собственность на недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, устанавливается в ст. 1.2 этого Закона. При этом закрепляется положение о том, что участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

Отчуждаться или переходить от одного лица к другому могут только права пользования недрами в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Права пользования недрами предоставляются:

Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции - с момента вступления такого соглашения в силу (ст. 9 Закона о недрах).

В любом случае (в том числе и при заключении соглашения о разделе продукции) в соответствии со ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии документа, удостоверяющего право его владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в нем целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

До 1 января 2002 г. ст. 39 Закона о недрах устанавливала следующую систему платежей при пользовании недрами.

  1. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий, который взимался в соответствии со ст. 45 Закона о недрах.
  2. Платежи за пользование недрами. Они уплачивались в соответствии со ст. 41 Закона о недрах, за поиск, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях. Порядок исчисления и уплаты платежей за пользование недрами регулировался ст. ст. 41 - 43 Закона о недрах, Положением о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.1992 N 828 <3> , совместной Инструкцией Минфина России от 04.02.1993 N 8, Госналогслужбы России от 30.01.1993 N 17, Федерального горного и промышленного надзора России от 4.02.1993 N 01-17/41 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами" <4>.
<3> РГ. 1992. N 242.
<4> Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1993. N 7.
  1. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Порядок исчисления и уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы был установлен ст. ст. 40, 44 Закона о недрах, Федеральным законом "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" от 30.12.1995 N 224-ФЗ <5>.
<5> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 17.
  1. Акцизы. Акцизы на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений, имеющих относительно лучшие горно-геологические и экономико-географические характеристики, в соответствии со ст. 46 Закона о недрах, могли вводиться Правительством РФ в соответствии с Законом РФ "Об акцизах" от 06.12.1991 N 1993-1 <6> (далее - Закон об акцизах). С 1 января 2001 г. акцизы взимались в соответствии с Законом об акцизах и гл. 22 "Акцизы" НК РФ. Налогообложение осуществлялось в отношении нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного горючего газа.
<6> СЗ РФ. 1996. N 11. Ст. 1016
  1. Платежи за геологическую информацию о недрах.
  2. Платежи за акваторию и участок дна территориального моря.

Действующая система налогов, сборов и иных обязательных платежей существует с 2002 г. В этот момент вступила в силу гл. 26 НК РФ <7> и ряд других нормативных правовых актов. Существующая система была скорректирована в 2003 г. в связи с введением Федеральным законом от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ <8> в НК РФ гл. 26.4 о системе налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

<7> О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации: Федеральный закон от 08.08.2001 N 126-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3429.
<8> СЗ РФ. 2003. N 23. Ст. 2174.

Исходя из положений ст. 39 Закона о недрах, можно говорить о том, что в Российской Федерации на данный момент существуют две системы платежей за пользование недрами:

  1. общая система;
  2. специальный налоговый режим, действующий в случае заключения соглашения о разделе продукции.

Общая система платежей за пользование недрами

В общую систему платежей за пользование недрами входят:

  1. Обязательные платежи, предусмотренные ст. 39 Закона о недрах.
  2. Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ).

За пользование недрами ст. 39 Закона о недрах устанавливает следующие платежи:

Первым видом платежей по ст. 39 Закона о недрах являются разовые платежи (бонусы) за пользование недрами. Их вносят субъекты предпринимательской деятельности, которые получили лицензию на право пользования недрами, при наступлении определенных событий, указанных в лицензии. Например, при достижении определенного уровня добычи; при открытии месторождения полезных ископаемых или начале разработки месторождения.

Минимальные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10% от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации, а окончательный размер - по результатам конкурса или аукциона на предоставление права пользования недрами и включается в лицензию на пользование недрами.

Уплата разовых платежей производится в порядке и сроки, установленные в лицензии на пользование недрами, а при выполнении соглашения о разделе продукции - в порядке и сроки, закрепленные в этом соглашении.

Разовые платежи за пользование зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Так, согласно Федеральному закону от 23.12.2004 N 173-ФЗ (ред. от 05.07.2005) "О федеральном бюджете на 2005 год" <9> (далее - Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год") доходы от уплаты разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на территории Российской Федерации распределяются по следующим нормативам:

<9> СЗ РФ, 27.12.2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5277.

Разовые платежи за пользование недрами на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, полностью зачисляются в федеральный бюджет.

Согласно Приложению 1 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год" Федеральное агентство по недропользованию является администратором доходов федерального бюджета от разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусов) при пользовании недрами на территории РФ по месторождениям и участкам недр (кроме участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения) и при пользовании недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.

Вторым видом платежей согласно ст. 39 Закона о недрах является плата за геологическую информацию о недрах.

В соответствии со ст. 36.1 Закона о недрах в Российской Федерации осуществляется государственное геологическое изучение недр, в задачи которого входит: геологическое картирование территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, поиски и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии с государственными программами, мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов, сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы и другие виды работ, связанные с геологическим изучением недр.

Согласно Положению о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 <10>, Федеральное агентство по недропользованию организует государственное геологическое изучение недр и осуществляет предоставление в пользование за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр.

<10> СЗ РФ. 28.06.2004. N 26. Ст. 2669

Статья 41 Закона о недрах закрепляет положение, что размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания утверждаются Правительством РФ, а при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции. Минимальный размер данной платы, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.01.2002 N 57 "О плате за геологическую информацию о недрах" (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.03.2005 N 152) <11> составляет 10 тыс. руб. При этом размер платы за геологическую информацию о недрах может быть увеличен с учетом объема предоставленной информации; ее вида; потребительских свойств, но не может превышать величины затрат государственных средств на геологическое изучение недр, в результате которого была получена данная информация.

<11> СЗ РФ. 04.02.2002. N 5. Ст. 524.

Конкретный размер платы за геологическую информацию о недрах для потребителя этой информации определяется Федеральным агентством по недропользованию по методике, утверждаемой Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Платежи за геологическую информацию поступают в доход федерального бюджета. Это положение Закона о недрах нашло отражение в пп. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", в котором установлено, что доходы от платы за геологическую информацию о недрах зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 100%. Согласно Приложению 1 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год" администратором доходов федерального бюджета от платы за геологическую информацию о недрах является Федеральное агентство по недропользованию.

Третьим видом платежей, указанным в ст. 39 Закона о недрах, являются сборы за участие в конкурсе (аукционе). Согласно ст. 10.1 Закона о недрах основаниями возникновения права пользования участками недр являются, в частности:

Статья 42 Закона о недрах требует внесения сбора в качестве условия регистрации заявки на участие в указанных выше конкурсах или аукционах на право пользования участками недр или для заключения соглашения о разделе продукции. Неуплата сбора служит основанием для отказа в участии в конкурсе (аукционе). Размер сбора за участие в конкурсе определяется исходя из затрат, которые были понесены организаторами на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса или аукциона.

Сумма сбора поступает в доход федерального бюджета, а сбор по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения поступает в доход бюджетов субъектов Российской Федерации, регулирующих процесс пользования недрами на указанных участках.

Четвертым видом платежей является сбор за выдачу лицензий. В соответствии со ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Статья 42 Закона о недрах устанавливает, что за выдачу указанной лицензии пользователями недр вносится сбор. При этом сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.

Порядок зачисления в бюджет сумм сборов за выдаваемые лицензии аналогичен порядку зачисления сумм сборов за участие в конкурсах (аукционах): сборы за выдачу лицензий на пользование недрами поступают в доход федерального бюджета, а сборы за выдачу лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения - в доход бюджетов субъектов Российской Федерации, регулирующих процесс пользования недрами на указанных участках.

Согласно Приложению 1 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год" администратором доходов от соответствующих сборов за участие в конкурсе (аукционе) и за выдачу лицензии является Федеральное агентство по недропользованию.

Пятым видом платежей являются регулярные платежи за пользование недрами.

В ст. 43 Закона о недрах можно выделить три режима внесения регулярных платежей:

Регулярные платежи взимаются за предоставление исключительных прав на следующие виды пользования недрами:

  1. поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
  2. разведку полезных ископаемых (исключения - см. далее);
  3. геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  4. строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, включая строительство искусственных сооружений и прокладку кабелей и трубопроводов под водой.

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:

  1. пользование недрами для регионального геологического изучения.

Данный вид пользования недрами согласно ст. 6 Закона о недрах включает в себя региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

  1. пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, а именно (согласно ст. 6 Закона о недрах): научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказников, памятников природы, пещер и других подземных полостей;

Порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 900 "Об особо охраняемых геологических объектах, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение" <12>. Согласно данному акту геологические объекты могут быть отнесены к особо охраняемым геологическим объектам в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" <13>;

  1. разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;
  2. разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого;
  3. пользование недрами при строительстве и эксплуатации используемых по целевому назначению подземных инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), не связанных с добычей полезных ископаемых.
<12> СЗ РФ. 31.12.2001. N 53 (ч. 2). Ст. 5189.
<13> СЗ РФ. 20.03.1995. N 12. Ст. 1024.

В соответствии со ст. 43 Закона о недрах регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части лицензионного участка. Если субъект ведет деятельность по разведке месторождений, то платежи взимаются за площадь, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов). Если же ведутся работы по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, то платежи взимаются за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади лицензируемого участка недр в год. Закон о недрах предусматривает только минимальные и максимальные пределы ставок регулярных платежей в зависимости от вида пользования недрами. Окончательные размеры ставок должны устанавливаться в установленных Законом о недрах пределах:

<14> См. п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.04.2003 N 249 "О порядке и условиях взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 18. Ст. 1721 (далее - Постановление Правительства РФ N 249).

При определении окончательных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами должны приниматься во внимание экономико-географические условия, размер участка недр, вид полезного ископаемого, продолжительность работ, степень геологической изученности территории и степень риска. Во исполнение указанных требований принят Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 05.09.2002 N 558 "О введении в действие Методических рекомендаций по установлению геолого-географических критериев обоснования конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами" <15>. В данных Методических рекомендациях приведено обоснование расчета конкретных размеров ставок регулярных платежей в зависимости от условий недропользования.

<15> Природно-ресурсные ведомости, 2002. N 40.

Согласно ст. 43 Закона о недрах и Приказу Министерства РФ по налогам и сборам от 11.02.2004 N БГ-3-21/98@ "Об утверждении формы расчета регулярных платежей за пользование недрами и порядка его заполнения" <16> (далее - Приказ МНС России от 11.02.2004) регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере 1/4 от суммы платежа, рассчитанного за год, по месту нахождения недр, а в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 249 - по месту государственной регистрации пользователя недр.

<16> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 12.

Для внесения платежей пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации <17>:

<17> На момент подготовки статьи продолжал действовать Приказ МНС России от 11.02.2004.

Регулярные платежи за пользование недрами, как это указано в ст. 43 Закона о недрах, взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором).

В соответствии с указанным правилом плательщик согласно Приказу МНС России от 11.02.2004 представляет расчет платежей по каждому из следующих видов работ:

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно Бюджетному кодексу РФ (в ред. от 01.07.2005) <18>:

  1. Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) зачисляются по нормативу 100% в федеральный бюджет.
  2. Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) зачисляются:
  1. Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции зачисляются по нормативу 100% в федеральный бюджет.
<18> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" доходы от уплаты регулярных платежей за пользование недрами зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 40%, а в бюджеты субъектов Российской Федерации - 60%. При пользовании недрами на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, доходы полностью зачисляются в федеральный бюджет. В соответствии с Приложением 1 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год" администратором доходов от регулярных платежей является Федеральная налоговая служба.

Статья 43 Закона о недрах содержит также положение о том, что сумма регулярных платежей за пользование недрами включается организациями в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в течение года равными долями. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Следующим после рассмотренных пяти видов платежей в рамках общей системы платежей идет налог на добычу полезных ископаемых. Порядок его взимания установлен гл. 26 НК РФ, которая была введена в НК РФ вступившим в силу 1 января 2002 г. Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" <19>.

<19> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3429.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как уже указывалось выше, ст. 9 Закона о недрах называет пользователями недр субъектов предпринимательской деятельности, в том числе участников простого товарищества, иностранных граждан и юридических лиц, если федеральными законами не установлены ограничения в предоставлении права пользования недрами. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель признается пользователем недр с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции - с момента вступления такого соглашения в силу.

Плательщики налога на добычу полезных ископаемых в соответствии со ст. 335 НК РФ подлежат постановке на учет в налоговом органе. Она осуществляется либо по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, либо по месту нахождения налогоплательщика - организации (месту жительства налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), если добыча полезных ископаемых осуществляется на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации - на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора. Порядок постановки на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков определен Приказом МНС России от 31.12.2003 N БГ-3-09/731 "Об утверждении особенностей постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых" <20>.

<20> РГ. 2004. 31 янв. N 17.

Объектом налога на добычу полезных ископаемых в соответствии со ст. 336 НК РФ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации (на арендуемых территориях или используемых на основании международного договора), а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах

Не являются объектом налога полезные ископаемые:

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого). Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением:

Количество добытого полезного ископаемого определяется в соответствии со ст. 339 НК РФ. Оно рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно в единицах нетто массы (объема) прямым или косвенным методом. Прямой метод предполагает определение количества полезного ископаемого посредством измерительных приборов. Косвенный метод применяется в том случае, когда количество добытых полезных ископаемых прямым методом определить невозможно.

Количество добытого полезного ископаемого определяется расчетным путем по показателям содержания добытого полезного ископаемого в извлекаемом минеральном сырье.

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со ст. 340 НК РФ. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

Налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых согласно ст. 341 НК РФ является календарный месяц.

По налогу на добычу полезных ископаемых применяются следующие налоговые ставки: 0; 3,8; 4,0; 4,8; 5,5; 6,0; 6,5; 7,5; 8,0; 16,5, 17,5%; 147 руб. за 1000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. При добыче нефти на период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2006 г. налоговая ставка составляет 419 руб. за 1 тонну. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, - Кц. Данный коэффициент ежеквартально определяется налогоплательщиком самостоятельно по формуле:

Кц = (Ц - 9) х Р/261,

где Ц - средний за налоговый период уровень цен сорта нефти "Юралс" в долларах США за баррель;

Р - среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации.

Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации за все дни в соответствующем налоговом периоде.

Средний за налоговый период уровень цен сорта нефти "Юралс" определяется как сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде.

Средние за истекший месяц уровни цен сорта нефти "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья ежемесячно в срок не позднее 15-го числа следующего месяца доводятся через официальные источники информации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 19.08.2002 N 1118-р (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 03.11.2003 N 1593-р) уполномоченным органом по доведению через официальные источники информации средней за истекший месяц цены на нефть сорта "Юралс" является Минэкономразвития России. Минэкономразвития России должно обеспечивать ежемесячно, не позднее 15-го числа, публикацию в "Российской газете" средней за предыдущий месяц цены на нефть. При отсутствии указанной информации в официальных источниках средний за истекший налоговый период уровень цен сорта нефти "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Установленный порядок исчисления налога предполагает, что сумма налога:

Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому.

Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Специальный налоговый режим, действующий при выполнении соглашений о разделе продукции

Основанием применения данного налогового режима являются соглашения о разделе продукции, под которыми понимаются договоры, в соответствии с которыми Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.

При выполнении соглашений произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с его условиями. Статья 8 Закона о СРП предусматривает два способа раздела продукции (см. п. п. 1 и 2 указанной статьи).

Существенными условиями соглашения в первом случае являются:

Во втором случае соглашение должно предусматривать следующие существенные условия:

соглашение может предусматривать только один способ раздела продукции.

Общие принципы налогового режима раздела продукции установлены ст. 13 Закона о СРП, которая предполагает, что при выполнении соглашения применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный гл. 26.4 НК РФ.

При выполнении соглашения инвестор уплачивает:

Суммы указанных платежей, а также сроки их уплаты определяются условиями соглашения. При этом порядок определения сумм компенсации расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, компенсации ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности, устанавливается Правительством РФ. Порядок зачисления указанных платежей в бюджеты соответствующих уровней определяется бюджетным законодательством РФ.



Рассматриваемый специальный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, за исключением налогов и сборов, от уплаты которых инвестор не освобождается.

При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

Инвестор может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению законодательного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и/или представительного органа местного самоуправления.

При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона о СРП, инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

Инвестор также может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению законодательного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и/или представительного органа местного самоуправления.

А.Р.Кадиков

Государственный университет -



Высшая школа экономики