Мудрый Экономист

Как раскрывают информацию взаимные фонды в США

"Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации", 2006, N 2

Паевые, или взаимные, фонды согласно законодательству США являются инвестиционными компаниями, которые необходимо регистрировать в SEC (U.S. Securities and Exchange Commission). Взаимные фонды подлежат довольно жесткому регулированию. Структура и деятельность ПИФов регулируются четырьмя федеральными законами. За их соблюдением следит непосредственно SEC.

Требования к деятельности взаимных фондов устанавливают не только федеральные органы, но и саморегулируемые организации.

Саморегулируемые организации устанавливают дополнительные требования к своим членам. IRC (Internal Revenue Cod) устанавливает требования к диверсификации портфеля фондов и к распределению их доходов. NASD (National Association of Securities Dealers) следит за маркетинговыми операциями ПИФов. В дополнение к этому законодательно установлено требование о том, чтобы как минимум 40% состава совета директоров и председатель совета директоров были представлены независимыми директорами, которые также следят за соответствием операций фондов требованиям закона.

Относительно раскрытия информации основополагающим законом является акт об инвестиционных компаниях. В нем, в частности, говорится, что "интересы нации и интересы инвесторов требуют, чтобы ПИФы организовывались, управлялись и действовали в интересах своих вкладчиков, а не в интересах советников, управляющих и других". Согласно его требованиям ПИФы обязаны предоставлять полную информацию о менеджменте, активах, результатах, комиссии и расходах.

Основное внимание при раскрытии информации уделяется проспектам фондов. Законодательно установлено, что такой проспект должен быть предоставлен каждому вкладчику. Информация о комиссионных сборах ПИФов, согласно требованиям, должна быть представлена на первой странице любого проспекта фонда в виде таблицы стандартизованного формата. За ней должны следовать финансовая информация, политика фонда, объекты инвестирования, расходы, информация о менеджменте и о том, как можно приобрести и продать паи фонда. Регуляторами установлено и то, в какой манере должна предоставляться указанная информация. Требуется, чтобы она излагалась понятным языком и не была перегружена финансовой и юридической терминологией, чтобы не вводить инвесторов в заблуждение. Включение в проспект дополнительной информации, не требуемой законом, не приветствуется.

В дальнейшем ПИФы обязаны ежедневно предоставлять информацию о стоимости их портфеля и стоимости их паев, составленную на основании рыночных цен. Также ежеквартально они публикуют "отчет для акционера", в котором рассказывается, как и куда были направлены средства инвесторов, включая точные объемы находящихся в управлении акций, затраты фондов на биржевую деятельность и полные данные по доходам взаимных фондов.

Реклама ПИФов тоже подлежит регулированию. В большинстве случаев требуется ее утверждение в NASD, которая проверяет ее соответствие как федеральным законам, так и собственным правилам "честной деятельности". В оставшихся случаях требуется утверждение рекламы в SEC по не менее жестким критериям.

Большинство фондов не ограничиваются в раскрытии информации исключительно требованиями законов. Хорошими манерами считается использование бесплатного для инвесторов телефонного номера в круглосуточном режиме, регулярная почтовая рассылка информации о фонде и предоставление различной информации через web-ресурсы. Между тем регуляторы не всегда одобряют подобную активность, так как считают, что раскрытие информации сверх требуемого минимума лишь увеличивает расходы фондов, что невыгодно для инвесторов.