Мудрый Экономист

Как нечаянно не нарушить валютное законодательство

"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 4

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" Минэкономразвития России и ФТС России совместным Письмом от 27 декабря 2005 г. N 01-06/46464 направили для использования в практической деятельности Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <1>.

<1> Документ опубликован на с. 58. - Прим. ред.

Напомним, что ст. 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Оказывается, нарушить валютное законодательство может даже организация, в которой не совершается никаких внешнеторговых операций, а все расчеты ведутся только в рублях.

Расчеты наличными

В результате анализа положений Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) специалисты Минэкономразвития России и ФТС России пришли к выводу, что запрещенными на территории России являются следующие операции:

После таких выводов возникает вопрос о законных способах выплаты заработной платы всем работающим в стране иностранцам.

Если учесть, что согласно пп. "б" п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании резидентами являются только постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства, то иностранцы, такого основания не имеющие, могут получать заработную плату только путем зачисления ее на открытый в банке счет.

В противном случае работодатель нарушает законодательство о валютном регулировании.

Получение выручки на банковские счета

Частью 4 ст. 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Пунктом 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации.

Обратите внимание: в Законе о валютном регулировании отсутствует разрешение не зачислять денежные средства, причитающиеся за переданные нерезиденту товары, в связи с уплатой демереджа, неустоек (штрафов, пеней), переуступкой требования, зачетом встречных требований. Исключение составляет зачет встречных требований в следующих случаях:

Если условиями внешнеторгового контракта предусмотрено, что продавцу-резиденту причитаются денежные средства за переданный нерезиденту товар за вычетом банковских расходов и комиссий, то незачисление на счет данного резидента сумм комиссионного вознаграждения и банковских расходов не будет являться нарушением валютного законодательства.

Например, при наличии соответствующего условия во внешнеторговом договоре может быть признано обоснованным неполучение денежных средств, являющихся комиссией иностранных банков за проведение банковских операций по переводу денежных средств.

Кроме того, не могут признаваться административным правонарушением, предусмотренным ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, случаи неполучения денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары, связанные с возвратом резиденту ранее переданного товара в контрактные сроки получения денежных средств за данный товар или в сроки, установленные в соглашении о возврате товара, при условии, что такое соглашение заключено в контрактные сроки получения денежных средств, а также случаи, связанные с уменьшением фактической фактурной стоимости товара.

На размер окончательной фактурной стоимости товара может влиять изменение количества и качества поставленного покупателю товара относительно количества товара, заявленного в ГТД, и качества товара, исходя из которого определялась заявленная в ГТД фактурная стоимость товара, если риски его утери или порчи в соответствии с условиями договора несла российская сторона. В частности, представляется обоснованным уменьшение размера фактурной стоимости вывозимого товара вследствие следующих обстоятельств:

Правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, отсутствует, если после вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации, когда риски его утери или порчи в соответствии с условиями договора несла российская сторона, товар оказался уничтоженным, безвозвратно утерянным, его качество ухудшилось вследствие действия непреодолимой силы либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства. При подтверждении данных обстоятельств торгово-промышленной палатой государства, в котором они возникли, или российским торговым представительством в этом государстве непоступление выручки от экспорта товара может быть признано обоснованным.

Пунктом 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании установлено, что резиденты обязаны обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся за переданные нерезидентам товары, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами).

Таким образом, при определении срока поступления выручки в первую очередь необходимо исходить из условий договора, в том числе при определении порядка исчисления периода времени, в течение которого покупатель должен оплатить товар, и даты, с которой должен исчисляться данный период времени.

Начало исчисления срока оплаты товара может не совпадать с датой фактического пересечения экспортируемым товаром таможенной границы Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 486 ГК РФ, если договором не определен срок оплаты товара, покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после его передачи продавцом. Если договором предусмотрена оплата товара после его передачи покупателю (продажа товара в кредит - ст. 488 ГК РФ), но срок оплаты договором не определен, в соответствии со ст. 314 ГК РФ обязательство по оплате товара должно быть исполнено в разумный срок после возникновения данного обязательства. Продажа товара в кредит является видом коммерческого кредитования, следовательно, на продажу товаров в кредит распространяются правила о займе в соответствии с п. 2 ст. 823 ГК РФ.

В связи с этим при определении разумного срока оплаты товара, проданного в кредит, исходя из положений п. 1 ст. 810 ГК РФ следует считать его равным 30 дням с момента возникновения обязательства по оплате товара. Аналогичный подход применим и к договорам на импорт товаров, если договором не определен срок поставки товара после его оплаты.

Обратите внимание: определяющим с точки зрения принятия решения о соблюдении резидентом валютного законодательства является факт передачи товаров от продавца покупателю, а не вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Невывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации не всегда освобождает резидента от обязанности обеспечить получение от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами). При определении момента исполнения обязанности продавца по передаче товара необходимо руководствоваться гражданским законодательством, в частности ст. 458 ГК РФ.

Например, если в соответствии с внешнеторговым контрактом товар поставляется на условиях FCA (Инкотермс-2000), то он считается переданным покупателю (если контрактом не предусмотрено иное) с момента предоставления товара в распоряжение перевозчика или другого лица, указанного покупателем. В данном случае, как правило, передача товаров происходит на таможенной территории Российской Федерации, и с момента их передачи у продавца-резидента возникает обязанность обеспечить выполнение требования, установленного п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании.

Для возбуждения дела по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ необходимо и достаточно установить следующие факты и обстоятельства:

Продление контрактных сроков получения денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары, путем заключения дополнения к внешнеторговому контракту может свидетельствовать об отсутствии события правонарушения, если указанное дополнение заключено до истечения данных сроков.

Обратите внимание: получение с нарушением сроков, предусмотренных внешнеторговым контрактом, денежных средств за товары, еще не переданные нерезиденту (предварительная оплата или оплата против отгрузки до передачи товара покупателю), нарушением требований ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании не является.

Возврат денег за неввезенные товары

Частью 5 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Обратите внимание: денежные средства должны быть возвращены в Российскую Федерацию в сумме фактически уплаченных нерезидентам денежных средств, т.е. без вычета банковских расходов и комиссий.

Для возбуждения дела по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ необходимо установить следующие факты и обстоятельства:

Вместе с тем, если товары ввезены (переданы) с нарушением срока, предусмотренного внешнеторговым контрактом, но в срок, установленный договором для возврата денежных средств, событие правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, отсутствует.

Если товары были ввезены позднее указанных сроков, то невозвращение в эти сроки ранее перечисленных денежных средств за данные товары свидетельствует о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.

Вина импортера-резидента в совершении данного правонарушения отсутствует, если до истечения контрактного срока импортируемые товары до ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в момент, когда риски несла российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие действия непреодолимой силы, недостачи, происшедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства, либо возврат переведенной в оплату товаров суммы денежных средств оказался невозможным вследствие действия непреодолимой силы или неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.

Ответственность, предусмотренная частями 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ

Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, являются только резиденты - лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и юридические лица.

При доказывании вины резидента необходимо учитывать меры, предпринятые им в целях исполнения возложенной на него обязанности, к числу которых могут быть отнесены:

Деяния, предусмотренные ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, совершаются на следующий день после истечения срока исполнения обязанности, установленной ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании. С этого же дня исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности.

Части 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривают наложение административного штрафа в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках, не возвращенных в Российскую Федерацию соответственно.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф должен рассчитываться на момент окончания административного правонарушения исходя из суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию.

Обратите внимание: зачисление денежных средств на счет в уполномоченном банке или возврат их в Российскую Федерацию после возбуждения дела об административном правонарушении не должно вести к прекращению производства по делу.

Представление отчетности по валютным операциям

Частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение порядка использования специального счета и (или) резервирования, единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, являются резиденты и нерезиденты - должностные лица, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и юридические лица.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона о валютном регулировании единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Банк России. Им изданы Инструкция от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций от 1 июня 2004 г. N 258-П. Указанные документы предусматривают представление форм учета и отчетности по валютным операциям только уполномоченным банкам.

Вместе с тем таможенные органы могут выявлять нарушения установленных единых правил оформления паспортов сделок, например, когда при декларировании товаров в таможенный орган представлена копия паспорта сделки, форма которого не соответствует установленной Банком России или одна либо несколько граф которого заполнены с нарушением требований, установленных в Приложении 4 к Инструкции N 117-И.

При выявлении указанных нарушений должностное лицо таможенного органа должно возбудить в отношении лица, оформившего паспорт сделки, дело об административном правонарушении по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Обратите внимание: если при декларировании товаров в таможенный орган представлено дополнение к контракту, изменяющее сведения, указанные в паспорте сделки, но паспорт сделки при этом не переоформлен, событие правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, отсутствует, так как срок переоформления паспорта сделки Банком России не установлен.

Запрещенные валютные операции для физических лиц

Что касается физических лиц - резидентов, то ч. 3 ст. 14 Закона о валютном регулировании установлено, что расчеты при совершении ими валютных операций производятся через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением валютных операций, перечень которых приведен в этом же Законе.

В указанном перечне отсутствуют и, соответственно, являются запрещенными следующие валютные операции физических лиц - резидентов на территории Российской Федерации:

Обратите внимание: ст. 14 Закона о валютном регулировании устанавливает требования к совершению валютных операций резидентами. В связи с этим участие в расчетах с резидентами нерезидентов нарушением Закона о валютном регулировании со стороны последних не является. Однако при доказывании наличия вины резидента в нарушении положений ст. 14 Закона о валютном регулировании специалисты Минэкономразвития России и ФТС России требуют установить, что субъект правонарушения знал или должен был и мог знать, что он совершил валютную операцию с нерезидентом.

В соответствии со ст. 15 Закона о валютном регулировании единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, не допускается, за исключением случаев, когда валюта вывозится в пределах сумм, ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию.

При вывозе физическим лицом с таможенной территории Российской Федерации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей 10 000 долл. США, при отсутствии у него документов (ввозной таможенной декларации или иных документов), подтверждающих ее ввоз или перевод в Российскую Федерацию, вывоз валюты квалифицируется по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Предметом административного правонарушения данной категории является вся вывозимая валюта, которая подлежит изъятию в качестве меры обеспечения по делу об административном правонарушении.

Составление протокола об административных правонарушениях

В соответствии со ст. 22 Закона о валютном регулировании таможенные органы являются агентами валютного контроля.

Согласно п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица агентов валютного контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ. Перечень таких лиц установлен Приказом ФТС России от 15 марта 2005 г. N 198, вступившим в силу 19 апреля 2005 г.

Функции контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, возложены на таможенные органы (п. 7 ст. 403 Таможенного кодекса РФ).

Таким образом, должностные лица таможенных органов вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, при обнаружении нарушения валютного законодательства, совершенного на территории Российской Федерации при проведении валютных операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

При выявлении незаконных расчетов с резидентами в наличной валюте на территории Российской Федерации должностные лица таможенных органов должны возбуждать дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, если данные расчеты проведены по возмездным договорам между резидентами и нерезидентами, в соответствии с которыми товары перемещаются через таможенную границу Российской Федерации (коды характера сделки "10" и "30" согласно Классификатору, утвержденному Приказом ГТК России от 23 августа 2002 г. N 900 "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей").

При выявлении иных нарушений валютного законодательства, совершенных на территории Российской Федерации, информацию о них таможенники должны передавать в Росфиннадзор в порядке, установленном Письмом ФТС России от 16 февраля 2005 г. N 01-06/4356.

Материалы о нарушениях валютного законодательства, совершенных за пределами территории Российской Федерации, либо об обоснованных подозрениях о наличии таких нарушений должны передаваться в Федеральную налоговую службу.

В.В.Егоров

Эксперт