Мудрый Экономист

Как "увести" филиал из-под носа инспектора

"Практическая бухгалтерия", 2006, N 2

В прошлом номере журнала мы писали об открытии филиалов (ПБ N 1, 2006, с. 38). На практике основать новое отделение гораздо проще, чем потом его ликвидировать.

Фирма должна сообщить о решении ликвидировать филиал в инспекцию по месту его учета. Для этого нужно подать в налоговую один экземпляр заявления по форме N 09-1-4. Она утверждена Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 (Приложение N 5). Инспекторы могут потребовать от фирмы и дополнительные документы, например копию приказа или решения о ликвидации филиала.

Контролеры должны снять филиал с учета в течение 14 дней со дня подачи заявления N 09-1-4. Так сказано в п. 5 ст. 84 Налогового кодекса. После этого фирма получит уведомление о снятии обособленного подразделения с учета по форме N 09-1-5 (Приказ N БГ-3-09/178, Приложение N 6).

На практике, узнав о ликвидации филиала, контролеры часто приходят на него с выездной проверкой. Разумеется, существует и камеральный контроль - инспекторы проверяют все сдаваемые филиалом декларации (ст. 88 НК РФ). Но большинство штрафов начисляют по результатам именно выездных мероприятий.

Типична ситуация, когда крупная столичная фирма открывает обособленное подразделение в регионе, где совсем немного налогоплательщиков. Соответственно, местной инспекции крайне сложно выполнить план по сбору налогов. Контролеры узнают о намерении головной компании ликвидировать подразделение и немедленно приходят с проверкой по случаю его закрытия. Имеют ли инспекторы такое право и как избежать лишних сложностей при закрытии филиала? Давайте разберемся.

Проверка проверке рознь

В ст. 89 Налогового кодекса сказано, что инспекторы могут проводить выездные проверки при ликвидации или реорганизации компаний. Причем неважно, проверяли ли уже фирму в этом году. Главный вопрос: реорганизацией или ликвидацией фирмы считается закрытие филиала?

Как известно, филиалы могут быть созданы в соответствии с нормами гражданского и налогового законодательства. В первом случае они должны удовлетворять требованиям п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса, а именно - быть указанными в учредительных документах фирмы. Во втором случае такого требования нет. Для налогообложения не имеет значения, упоминают ли филиал в уставе. Отделение будет считаться обособленным, если для него одновременно выполняются два условия: территориальная обособленность от головной компании и хотя бы одно стационарное рабочее место (п. 2 ст. 11 НК РФ).

В Налоговом кодексе понятия "реорганизация" и "ликвидация" не раскрыты. Поэтому на основании п. 1 ст. 11 Налогового кодекса обратимся к гражданскому законодательству. Из п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса следует, что в ходе реорганизации юридические лица можно присоединять, разделять, выделять и т.п. О ликвидации сказано в п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса. В ее результате юридическое лицо прекращает свое существование. Вместе с тем в п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса присутствует специальная оговорка - филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Разумеется, и "налоговый" филиал не организация.

Значит, если фирма закрыла филиал, инспекторы не вправе проводить выездную проверку по этому случаю. Ведь речи о ликвидации или реорганизации как таковой не идет.

Однако в некоторых инспекциях все же принято проводить "ускоренную" выездную проверку ликвидируемого филиала в пределах 14 дней, которые Кодекс отводит на снятие его с учета. Предложим два способа, как ее избежать.

Опередить контролера

Первый способ ликвидации филиала без проверки отлично подойдет фирмам, которые создали филиалы по "гражданским" правилам - указали их в учредительных документах. Его подсказали судьи в Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 апреля 2005 г. по делу N Ф09-1112/2005-С2.

Из п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса и п. 6 ст. 22 Закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" следует, что ликвидация фирмы считается завершенной после появления соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Поэтому, по мнению судей, указанный в учредительных документах филиал будет ликвидирован в момент государственной регистрации изменений в уставе общества.

Эта процедура прописана в гл. VI Закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ. В ст. 19 сказано, что фирма должна уведомить инспекцию об изменениях, вносимых в учредительные документы, по форме N Р13002 (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439). Кроме того, нужно подать контролерам решение учредителей (участников, акционеров) об изменении устава. И, наконец, нужен сам текст изменений.

Итак, инспекторы получили все необходимые документы. У них будет всего лишь пять дней на то, чтобы внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 19 Закона N 129-ФЗ). С этого момента филиал будет ликвидирован.

Внимание! В течение месяца после ликвидации подразделения фирма должна подать в инспекцию по месту своего учета соответствующее сообщение в произвольной форме (п. 2 ст. 23 НК РФ). Если вы пропустите месячный срок, фирму оштрафуют на 1000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ), руководителя - на сумму от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

В деле, которое рассмотрел Федеральный арбитражный суд Уральского округа, фирма получила свидетельство о регистрации изменений в ЕГРЮЛ 4 марта, а заявление о снятии с учета по форме N 09-1-4 подала в инспекцию 9 марта. 26 апреля налоговые инспекторы решили проверить филиал "на выезде". В ходе проверки они начислили штрафы и пени. Фирма обратилась в суд, который признал решение инспекции о проверке и все ее результаты недействительными, поскольку на ее момент филиала уже не существовало.

Таким образом, фирме с прописанным в уставе филиалом очень легко избежать проверки - для этого нужно всего лишь уведомить инспекторов о его ликвидации уже после регистрации изменений в учредительных документах, а не до них.

Поможет случай

А как быть организации, филиал которой никак не упомянут в учредительных документах? Практика показывает, что и в этом случае проверки можно избежать. Или, на худой конец, добиться, чтобы суд признал ее результаты недействительными. Для этого нужно "приурочить" закрытие филиала к окончанию выездной проверки головной компании по главным налогам, например, за последний год.

Как известно, ст. 87 Налогового кодекса запрещает повторную проверку фирмы по одним и тем же налогам за уже проверенный период. Правда, Кодекс предусмотрел исключение из этого правила - повторная выездная проверка возможна в случае реорганизации или ликвидации компании. Но, как мы убедились, закрытие филиала к этим мероприятиям отношения не имеет.

Поэтому, если вашей фирме назначили повторную проверку по случаю закрытия филиала, смело обращайтесь в суд. Скорее всего, он будет на вашей стороне (например, Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 сентября 2004 г. по делу N А33-12371/02-С3-Ф02-3444/04-С1).

Д.Попов

Эксперт ПБ