Мудрый Экономист

Годовая отчетность бюджетников с учетом изменений

"Главбух", 2006, N 3

При составлении бухгалтерской отчетности за 2005 г. бюджетным организациям необходимо обратить особое внимание на изменения, которые были внесены Приказом Минфина России от 11 ноября 2005 г. N 137н.

Поможет им в этом наш материал. Речь в нем пойдет о двух основных формах: Балансе исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета и Отчете о финансовых результатах деятельности. Кроме того, мы дадим важнейшие изменения в Отчете об исполнении бюджета.

Баланс по форме 0503130

Заполняя Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета по итогам 2005 г., бухгалтер бюджетной организации должен учесть несколько новшеств. Подробно рассмотрим нововведения и проиллюстрируем их примерами.

Примечание. Баланс по форме 0503130 должен сдаваться распорядителю (главному распорядителю) средств бюджета.

Вместо дохода - финансовый результат

Прежде всего обратим внимание на счет 0 401 01 100 "Доходы учреждения" и, соответственно, строку 481 Баланса: теперь, отчитываясь по внебюджетной деятельности организации, бухгалтер должен указывать разницу между доходами и расходами.

Пример 1. Бюджетное учреждение выполнило для заказчика работы, за которые выручило 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Себестоимость работ составила 70 000 руб.

В бюджетном учете были сделаны следующие проводки:

Операция      
Дебет            
Кредит            
Сумма       
Отражена      
задолженность
заказчика
2 205 03 560     
"Увеличение
дебиторской
задолженности
по доходам
от рыночных
продаж товаров,
работ, услуг"
2 401 01 130      
"Доходы
от рыночных
продаж товаров,
работ, услуг"
118 000 руб.
Начислен налог
на добавленную
стоимость
2 401 01 130     
"Доходы
от рыночных
продаж товаров,
работ, услуг"
2 303 04 730      
"Увеличение
кредиторской
задолженности
по налогу
на добавленную
стоимость"
18 000 руб. 
Списана       
себестоимость
работ
2 401 01 130     
"Доходы
от рыночных
продаж товаров,
работ, услуг"
2 106 04 440      
"Уменьшение
стоимости
изготовления
материалов,
готовой продукции
(работ, услуг)"
70 000 руб. 

Бухгалтер, исходя из данных Главной книги, сделал в Балансе запись по строке 481 "Доходы учреждения". А именно он показал, что финансовый результат предпринимательской деятельности равен 30 000 руб. (118 000 - 18 000 - 70 000).

Отметим, что теперь данные двух показателей отчетности по внебюджетной деятельности не будут совпадать. Первый показатель - данные, приведенные по строке 481 "Доходы учреждения" Баланса. Второй - выручка от предпринимательства, которая отражена по строке 010 "Доходы" Отчета о финансовых результатах деятельности (форма 0503121). Отныне эти данные будут друг от друга отличаться.

Причиной же этому стал п. 77 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 21 января 2005 г. N 5н (далее - Инструкция N 5н). Там говорится, что по строке 010 Отчета в графе 5 "Внебюджетная деятельность" теперь надо отражать начисленные доходы от предпринимательской деятельности. Причем их необходимо уменьшить на налоги, которые учреждение платит за счет соответствующих доходов (НДС, налог на прибыль).

Подтверждением наших выводов является контрольное соотношение 15. Данное контрольное соотношение распространяется только на бюджетную деятельность. Поэтому из Отчета понадобится только графа 4. А из Баланса бухгалтер берет показатели, отраженные в графах 6 и 3.

Изменен учет расходов по предпринимательству

Информация о затратах на предпринимательскую деятельность теперь формируется на счете 0 106 04 000 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)" и, соответственно, не отражается по строке 482 "Расходы учреждения" по внебюджетной деятельности.

Примечание. Данные о предпринимательской деятельности отражаются в графах 4 и 7 Баланса (форма 0503130).

По строке 482 Баланса отражаются только расходы, произведенные за счет чистой прибыли учреждения (данные расходы учитываются на счете 0 401 01 200 "Расходы учреждения").

Как и в случае с доходами, показатели по предпринимательской деятельности, отраженные в строках 482 "Расходы учреждения" Баланса и 150 "Расходы" Отчета, будут различаться.

Такое расхождение предусматривает все тот же п. 77 Инструкции N 5н. Так, по строке 150 "Расходы" Отчета в графе 5 "Внебюджетная деятельность" теперь следует отразить следующие суммы:

Причем стоимость основных средств до 1000 руб. отражается по строке 261 "Амортизация основных средств и нематериальных активов" Отчета о финансовых результатах деятельности.

Подтверждением наших выводов является контрольное соотношение 16; данное контрольное соотношение касается только бюджетной деятельности. А значит, из Баланса берутся показатели граф 6 и 3, а из Отчета - только графа 4.

Предусмотрены остатки по счетам "Касса" и "Денежные средства учреждения в пути"

Ранее по строкам "Касса" и "Денежные средства учреждения в пути" остатки по состоянию на 1 января не предусматривались.

В настоящее время счета 0 201 04 000 "Касса" и 0 201 03 000 "Денежные средства учреждения в пути" могут иметь остатки. Поэтому теперь организации вправе показывать их по строкам 163 и 164 Баланса (графы 6, 7, 8).

Нефинансовые активы в пути

Счет 0 107 00 000 "Нефинансовые активы в пути" используется в двух случаях:

Ранее в Инструкции N 5н в комментариях к строке 120 Баланса упоминался лишь один случай (централизованные поставки), после внесения изменений в комментариях упоминаются оба случая.

Отчет по форме 0503121

Переходим к Отчету о финансовых результатах деятельности - он также претерпел ряд изменений. Посмотрим, каким образом его должны заполнять бухгалтеры бюджетных учреждений, отчитываясь за 2005 г.

Изменения в разделе "Доходы"

Во-первых, теперь здесь учитываются не только данные, взятые со счетов 0 401 01 100 "Доходы учреждения" и 0 401 04 100 "Доходы будущих периодов", но еще и остаток счета 0 401 02 100 "Доходы резервного фонда". Ранее такого требования в Инструкции N 5н не было.

Во-вторых, сумма по строке 010 в графе 4 "Бюджетная деятельность" должна соответствовать доходам текущего периода. Эти доходы определяются так: из показателей графы 6 Баланса, указанных в строках 481, 491, 494, вычитают соответствующие значения графы 3.

В-третьих, иначе надо рассчитывать показатель для строки 010 в графе 5 "Внебюджетная деятельность". Теперь доходы от предпринимательской деятельности отражаются за вычетом начисленных налогов, уплачиваемых за счет соответствующих доходов (НДС, налог на прибыль).

Иной расчет для строки 040 по предпринимательству

Новшества таковы: учреждения, занимающиеся предпринимательской деятельностью, должны по строке 040 показать выручку за минусом НДС, стоимости возвращенных товаров, а также налога на прибыль. Это требование прописано в п. 77 Инструкции N 5н.

Пример 2. В отчетном периоде учреждение вело предпринимательскую деятельность - оказывало услуги. Выручка составила 236 000 руб. (в том числе НДС - 36 000 руб.), а себестоимость - 150 000 руб. Налог на прибыль равен 12 000 руб.

Бухгалтер сделал в учете следующие записи:

Операция       
Дебет           
Кредит            
Сумма       
Отражена       
задолженность
заказчиков
2 205 03 560    
"Увеличение
дебиторской
задолженности
по доходам
от рыночных
продаж товаров,
работ, услуг"
2 401 01 130      
"Доходы
от рыночных
продаж товаров
работ, услуг"
236 000 руб.
Начислен       
налог
на добавленную
стоимость
2 401 01 130    
"Доходы
от рыночных
продаж товаров,
работ, услуг"
2 303 04 730      
"Увеличение
кредиторской
задолженности
по налогу
на добавленную
стоимость"
36 000 руб. 
Списана        
себестоимость
услуг
2 401 01 130    
"Доходы
от рыночных
продаж товаров,
работ, услуг"
2 106 04 440      
"Уменьшение
стоимости
изготовления
материалов,
готовой продукции
(работ, услуг)"
150 000 руб.
Начислен       
налог
на прибыль
2 401 01 172    
"Доходы
от реализации
активов"
2 303 03 730      
"Увеличение
кредиторской
задолженности
по налогу
на прибыль"
12 000 руб. 

По строке 040 "Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг" в графе 5 Отчета бухгалтер указал 188 000 руб. (236 000 - 36 000 - 12 000).

Разъяснена строка 110 "Доходы будущих периодов"

Инструкция N 5н ввела комментарий к строке 110. Тут отражаются данные счета 0 401 04 130 "Доходы будущих периодов". При этом нужно учесть, что по графам 4 и 5 показывается сальдо за отчетный период: кредитовое со знаком "плюс", а дебетовое со знаком "минус".

Пример 3. Научно-исследовательский институт заключил договор на выполнение НИОКР, за которые он должен получить 1 000 000 руб. Работы выполняются поэтапно. В отчетном периоде был выполнен и сдан заказчику только первый этап работы стоимостью 450 000 руб.

Бухгалтер института сделал такую запись:

Операция          
Дебет           
Кредит         
Сумма       
Принят            
заказчиком
первый этап
работ по договору
2 205 03 560    
"Увеличение
дебиторской
задолженности
по доходам
от рыночных
продаж товаров,
работ, услуг"
2 401 04 130   
"Доходы будущих
периодов
от рыночных
продаж товаров,
работ, услуг"
450 000 руб.

По строке 110 Отчета следует отразить 450 000 руб. со знаком "плюс".

Изменения в разделе "Расходы"

При формировании данных по разделу "Расходы" следует использовать данные не только счета 0 401 01 200 "Расходы учреждения", но и счета 0 401 02 200 "Расходы резервного фонда" (ранее такое требование не содержалось в Инструкции N 5н).

Согласно п. 77 Инструкции N 5н раздел "Расходы" по внебюджетной деятельности формируется на основании данных счета 0 401 01 200 "Расходы учреждения" (расходы, производимые за счет чистой прибыли) и счета 0 106 04 440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" (расходы по предпринимательской деятельности).

Пример 4. Бюджетное учреждение ведет предпринимательскую деятельность. Выручка от реализации за оказанные услуги составила 141 600 руб. (в том числе НДС - 21 600 руб.), расходы учреждения, связанные с оказанием данных услуг, составили 80 000 руб.

Бухгалтер учреждения сделал следующую проводку:

Операция       
Дебет           
Кредит            
Сумма       
Отражены       
расходы
по выполненным
услугам
2 401 01 130    
"Доходы
от рыночных
продаж товаров,
работ, услуг"
2 106 04 440      
"Уменьшение
стоимости
изготовления
материалов,
готовой продукции
(работ, услуг)"
80 000 руб. 

По строке 150 "Расходы учреждения" по внебюджетной деятельности следует указать 80 000 руб. (данные по счету 2 106 04 440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)").

Исправлен расчет трех показателей

Чистый операционный результат. Чиновники уточнили показатель строки 290 "Чистый операционный результат". По этой строке отражается изменение финансового результата за отчетный период, то есть разница между строками 010 "Доходы" и 150 "Расходы". Также эта величина должна быть равна: строка 310 "Операции с нефинансовыми активами" плюс строка 390 "Операции с финансовыми активами" минус (!) строка 510 "Операции с обязательствами". До поправок строку 510 Инструкция N 5н предписывала прибавлять, в этом и состояла ошибка.

Операции с финансовыми активами и обязательствами. В комментариях к строке 380 также исправлена ошибка, связанная с той же строкой 510.

Теперь по строке 380 бюджетники отражают сумму, равную строке 390 "Операции с финансовыми активами" за минусом строки 510 "Операции с обязательствами". При этом получившаяся сумма должна соответствовать разнице по счетам 0 200 00 000 "Финансовые активы" и 0 300 00 000 "Обязательства".

Чистое увеличение кредиторской задолженности. Изменился порядок расчета показателя по строке 540 "Чистое увеличение кредиторской задолженности". Теперь при формировании этого показателя необходимо брать в расчет:

Изменения в Отчете об исполнении бюджета (форма 0503127)

Рассмотрим изменения, которые коснулись Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503127), по пунктам.

  1. Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета составляется раздельно по бюджетной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
  2. Отчет об исполнении бюджета, который представляют распорядители (получатели) средств федерального бюджета главному распорядителю средств федерального бюджета, должен быть заверен органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета.
  3. Представлен более подробный комментарий к заполнению граф 3, 4, 5 и т.д., определены случаи, при которых графы не заполняются. Например, больше не надо заполнять графы 5, 11 раздела "Расходы бюджета" отчета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
  4. Определено понятие "некассовые операции". Это операции, предусмотренные бюджетной росписью на соответствующий финансовый год и исполненные без движения средств бюджета.
  5. В разд. 3 "Источники финансирования дефицитов бюджетов" внесены существенные изменения, к новым строкам данного раздела также представлены комментарии.

С.Г.Хабаев

К. э. н.,

доцент кафедры "Бухгалтерский учет"

Академии бюджета и казначейства

Министерства финансов РФ,

руководитель авторского коллектива

универсального справочника "Бюджетный учет"