Мудрый Экономист

Новые правила для некоммерческих организаций

"Учет. Налоги. Право", 2006, N 3

(Комментарий к Федеральному закону от 10.01.2006 N 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (опубликован в приложении "Официальные документы" N 4, 2006))

В первый же рабочий день нового года Президент подписал Федеральный закон, серьезно меняющий правила работы некоммерческих организаций. В Законе от 10.01.2006 N 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" приводится новый порядок регистрации таких организаций, а также устанавливаются новые, более жесткие, правила контроля за их деятельностью.

Заметим, правила меняются настолько сильно, что законодатель предусмотрел длительный переходный период - Закон вступит в силу лишь через 90 дней после опубликования, то есть 18.04.2006. Есть в Законе и норма, которая порадует некоммерческие организации, - никакой перерегистрации в связи со вступлением в силу этого Закона не потребуется.

Государственная регистрация

После вступления в силу Закона N 18-ФЗ при регистрации некоммерческой организации нужно будет учитывать положения сразу двух нормативных актов - Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Причем в последний законодатели внесли множество изменений, фактически установив специальный порядок регистрации некоммерческих организаций.

Так, решение о государственной регистрации (или об отказе в регистрации) в случае с некоммерческой организацией будет принимать специальный уполномоченный орган (который еще предстоит создать за три месяца, отведенные на вступление Закона в силу). И уже на основании этого решения налоговые органы будут вносить в ЕГРЮЛ сведения о создании некоммерческой организации. В точности такой порядок внесения записи будет действовать и при реорганизации или ликвидации некоммерческой организации - сначала решение уполномоченного органа, потом запись в ЕГРЮЛ.

Документы для государственной регистрации нужно подать в уполномоченный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании организации. При этом Закон приводит и исчерпывающий список документов, которые нужны для регистрации некоммерческой организации. В него, в частности, входят учредительные документы, заявление о госрегистрации, сведения об учредителях и адресе постоянно действующего органа организации.

Решение о госрегистрации уполномоченный орган принимает не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения полного пакета документов. Если решение положительное, то все документы передаются в налоговые органы для внесения записи о создании организации в ЕГРЮЛ. На создание такой записи Закон отводит налоговикам пять рабочих дней со дня получения документов. Затем не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ, налоговый орган сообщает об этом в уполномоченный орган. И только после этого заявителю направляют свидетельство о государственной регистрации.

Обо всех изменениях, касающихся сведений, которые отражаются в ЕГРЮЛ, некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган. Отправить такое уведомление нужно в течение трех дней с даты наступления изменений.

Ликвидация

Не обошел законодатель стороной и порядок ликвидации некоммерческих организаций. Причем поправки внесены непосредственно в Гражданский кодекс. Теперь п. 2 ст. 61 ГК РФ позволяет ликвидировать в принудительном порядке любую некоммерческую организацию. Такое возможно при систематической деятельности, нарушающей уставные цели. Напомним, что ранее ГК РФ разрешал при систематических нарушениях устава ликвидировать только общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды.

Более того, чтобы придать жизнеспособность норме о принудительной ликвидации, законодатели установили и лицо, которое может обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации. В качестве инициатора ликвидации в ГК РФ назван прокурор субъекта РФ, в котором расположена организация-нарушитель.

В Законе N 18-ФЗ есть и иные основания, которые могут привести к ликвидации некоммерческой организации. Например, такие последствия наступят при неоднократном непредставлении сведений по запросу уполномоченного органа.

Контроль

Более подробно названы теперь и методы контроля за некоммерческими организациями. После того как Закон N 18-ФЗ начнет действовать, все такие организации должны будут представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет об их деятельности и персональном составе руководящих органов. Кроме того, в уполномоченный орган надо будет подавать документы, подтверждающие расходование денег и использование иного имущества. Форму таких отчетов и периодичность их представления в ближайшие три месяца должно будет утвердить Правительство РФ.

Помимо изучения отчетов уполномоченный орган будет контролировать соответствие деятельности некоммерческой организации ее целям, закрепленным в учредительных документах, а также законодательству РФ. Для этого ему даны весьма широкие полномочия. Например, представители этого органа получают право участвовать в мероприятиях, проводимых некоммерческой организацией. Также уполномоченный орган вправе проверять отчетность, в том числе по расходованию денежных средств (не чаще раза в год).

У.Матросова

Эксперт "УНП"