Мудрый Экономист

Новое - это хорошо забытое старое, или о внесудебном взыскании налоговых санкций

"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1-2

Федеральный закон N 137-ФЗ <1> был подписан президентом 4 ноября 2005 г. Этот Закон вернул налоговым органам право на внесудебное взыскание налоговых санкций.

<1> Федеральный закон от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров".

А начиналось все так. В 1991 г. налоговым органам в соответствии с Законом от 21.03.1991 N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР" было предоставлено право на взыскание недоимки, пени и налоговых санкций с налогоплательщиков-организаций в бесспорном (внесудебном) порядке. В 1993 г. аналогичное право было предоставлено и органам налоговой полиции, которое активно использовалось ими в течение нескольких лет. Но девять лет назад Конституционный Суд РФ в Постановлении N 20-П <2> признал не соответствующими Конституции РФ положения законодательства, которые давали право органам налоговой полиции на внесудебное взыскание налоговых санкций с налогоплательщиков-организаций. Как указал КС РФ, бесспорное взыскание налоговых санкций нарушало требование ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, которой предусмотрено, что никто не может быть признан виновным иначе как в судебном порядке.

<2> Постановление КС РФ от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона РФ от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции".

В Определении N 111-О <3> КС РФ подтвердил данный вывод, указав, что внесудебное взыскание налоговых санкций противоречит Конституции РФ независимо от того, каким органом оно осуществляется: налоговой полицией или налоговой инспекцией. В Постановлении КС РФ N 14-П <4> еще раз подтвержден указанный вывод. Данная позиция высшего судебного органа не осталась без внимания, и в 1998 г. в принятой части первой Налогового кодекса был зафиксирован лишь один порядок взыскания налоговых санкций - судебный.

<3> Определение КС РФ от 06.11.1997 N 111-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Архангельской области о проверке конституционности положений статьи 13 Закона РФ от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в РФ".
<4> Постановление КС РФ от 12.05.1998 N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона РФ от 18 июня 1993 года "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан".

И спустя почти 10 лет с момента признания не соответствующим Конституции РФ бесспорного порядка взыскания налоговых санкций с налогоплательщиков этот порядок возвращается. Причем он был ожидаемым и обсуждался последние два года, так как действующим законодательством предусмотрены или добровольная уплата налоговых санкций налогоплательщиком, или их судебное взыскание, - третьего не дано. И вот этот-то уже забытый третий вариант и предлагает Федеральный закон N 137-ФЗ.

Может показаться, что данный Закон, как и его предшественники, может быть признан не соответствующим Конституции РФ. Однако не все так просто. В конце девяностых годов КС РФ было принято несколько решений в отношении Таможенного кодекса (ТК РФ). В этих решениях КС РФ признал соответствующим Конституции РФ положения ТК РФ, которые давали таможенным органам право производить внесудебное взыскание ряда санкций. Так, в Постановлении N 8-П <5> КС РФ признал соответствующим Конституции РФ право таможенных органов выносить постановление о конфискации имущества как санкцию за совершенное правонарушение с гарантией последующего судебного контроля законности и обоснованности такого решения.

<5> Постановление КС РФ от 20.05.1997 N 8-П "По делу о проверке конституционности пунктов 4 и 6 статьи 242 и статьи 280 Таможенного кодекса РФ в связи с запросом Новгородского областного суда.

Значительная часть Федерального закона N 137-ФЗ посвящена именно таким гарантиям, поэтому не стоит надеяться на то, что и на этот раз КС РФ признает право налоговых органов на бесспорное взыскание налоговых санкций не соответствующим Конституции РФ.

Суть нововведений в НК РФ

Большая часть Закона посвящена новой редакции трех статей НК РФ: ст. ст. 46, 47 и 48. В предыдущей редакции они регламентировали порядок взыскания с налогоплательщиков недоимок и пени, а с 2006 г. - и налоговых санкций, что видно из названий статей. Следующее изменение касается индивидуальных предпринимателей. В соответствии с предыдущей редакцией данных статей НК РФ взыскание недоимок, пени и налоговых санкций с физических лиц осуществлялось только в судебном порядке на основании положений ст. 48 НК РФ. С 2006 г. эта статья распространяет свое действие только на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. К последним с 01.01.2006 применяется порядок взыскания, который ранее был предусмотрен ст. ст. 46 и 47 НК РФ только для юридических лиц. В новой редакции ст. 46 НК РФ регламентирует порядок взыскания недоимок, пени и налоговых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей за счет денежных средств, находящихся на их счетах в банках, а ст. 47 НК РФ - за счет иного имущества.

Распространение порядка взыскания, установленного для организаций, на индивидуальных предпринимателей, а также на случаи взыскания налоговых санкций - основные изменения, которые произошли в указанных статьях. При этом важной является оговорка пп. 6 п. 5 ст. 47 НК РФ, в котором указано, что не может быть взыскано имущество личного пользования индивидуального предпринимателя и членов его семьи. Перечень такого имущества содержится в ст. 446 ГПК РФ.

Также существенными являются отсылочные нормы, указывающие, что порядок, предусмотренный данными статьями, применяется в отношении взыскания налоговых санкций с учетом особенностей, установленных НК РФ. Эти особенности перечислены в новых редакциях ст. ст. 101, 101.1, 103.1 (новая статья), 108, 112, 114 НК РФ. Рассмотрим подробно эти особенности.

Статья 101 НК РФ. В 2006 г. в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должны быть указаны дополнительные сведения, связанные с правом налогоплательщика на обжалование этого решения. Это срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган или в суд (в настоящее время - 3 месяца); порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, его наименование и адрес, а также другие необходимые данные.

Статья 101.1 НК РФ. Эта статья регламентирует порядок привлечения к ответственности лиц, которые не являются налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами, но для которых гл. 16 НК РФ предусмотрена ответственность за совершение налоговых правонарушений. С 2006 г. на них распространяется порядок взыскания налоговых санкций, предусмотренный ст. ст. 46 - 48 НК РФ.

Статья 103.1 НК РФ вступила в силу с 01.01.2006. Она предусматривает процедуру и особенности внесудебного взыскания штрафных санкций на основании решения налогового органа.

Статья ограничивает предельный размер штрафа, который может быть взыскан во внесудебном порядке. В отношении индивидуального предпринимателя взыскиваемая сумма штрафа не должна превышать пяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах. Для организаций предельный размер штрафа в десять раз больше. Только если размер наложенной санкции не превышает указанные пределы, руководитель налогового органа или его заместитель вправе принять решение о ее взыскании на основании решения о привлечении к ответственности.

Приведенная правовая норма имеет две особенности: первая - данная норма не содержит ограничений для взыскания налоговым органом налоговых санкций, наложенных по нескольким правонарушениям (если их общий размер превышает установленные пределы); вторая - размер штрафных санкций, который может быть взыскан во внесудебном порядке по ст. ст. 122 и 123 НК РФ, во многих случаях будет превышать указанный в ст. 103.1 НК РФ лимит. Приведем для иллюстрации этих особенностей несколько примеров.

Пример 1. Организация, применяющая УСНО, по итогам проверки за 2005 г. привлечена к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ (нарушение срока сдачи налоговой декларации, размер штрафа - 40 000 руб.), 120 НК РФ (грубое нарушение правил учета, не повлекшее занижение налоговой базы и неполной уплаты налога, размер штрафа - 5000 руб.), 122 НК РФ (неполная уплата налога, размер штрафа - 60 000 руб.). Общий размер штрафных санкций составляет 105 000 руб. (40 000 + 5000 + 60 000).

Во внесудебном порядке может быть взыскан штраф по ст. ст. 119 и 120 НК РФ в размере 45 000 руб. (40 000 + 5000). Штраф по ст. 122 НК РФ может быть взыскан только судом, поскольку налоговым периодом по единому налогу при УСНО является календарный год, и при этом размер штрафа превышает 50 000 руб.

Пример 2. Организация по итогам проверки по НДС за 2005 г. (налоговый период - месяц) привлечена к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога. За каждый из 12 месяцев календарного года размер штрафа составил 49 000 руб., а общая сумма штрафа - 588 000 руб. (49 000 руб. х 12 мес.).

Вся сумма штрафов может быть взыскана во внесудебном порядке, поскольку не превышает 50 000 руб. за каждый налоговый период.

Подобное стало возможным потому, что порядок применения лимита к правонарушениям, связанным с неполной уплатой налога, и другим правонарушениям отличается. В отношении неполной уплаты налога налогоплательщиком (ст. 122 НК РФ) или налоговым агентом (ст. 123 НК РФ) установленный лимит взимается за каждый налог за один налоговый период, то есть штрафная санкция дробится на несколько частей, к каждой из которых и "примеривают" установленный лимит. Для остальных налоговых правонарушений лимит применяется "целиком" к штрафу, наложенному за это правонарушение.

Статьей 103.1 НК РФ определен досудебный порядок урегулирования налогового спора, который действует и в настоящее время. До того как обратить решение о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению, налоговый орган должен выставить налогоплательщику требование об ее уплате. В случае если налогоплательщик это требование не исполнит, решение о взыскании налоговой санкции выносится налоговым органом (или вступает в законную силу) и обращается к принудительному исполнению. Форма требования об уплате налоговой санкции утверждена Приказом МНС России N БГ-3-29/465 <6>.

<6> Приказ МНС России от 29.08.2002 N БГ-3-29/465 "О совершенствовании работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания налоговой задолженности".

При обжаловании решения о взыскании налоговой санкции в вышестоящий налоговый орган его исполнение автоматически приостанавливается. Если решение о взыскании налоговой санкции обжалуется в судебном порядке, то его исполнение может быть приостановлено лишь при подаче соответствующего ходатайства согласно нормам АПК РФ, при этом необходимо уплатить госпошлину в размере 1000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Срок для обжалования решения о взыскании налоговой санкции как в судебном, так и во внесудебном порядке остался прежним - три месяца. Изменился момент начала его исчисления. Теперь он начинает течь со дня, когда налогоплательщику стало известно об отказе в удовлетворении жалобы, поданной в вышестоящий налоговый орган (п. 5 ст. 103.1 НК РФ). При этом для судебного обжалования иных решений налоговых органов сохранился прежний способ исчисления срока исковой давности - с момента получения налогоплательщиком обжалуемого решения.

При обжаловании решения о взыскании налоговой санкции во внесудебном порядке налогоплательщик обязан одновременно с жалобой направить в налоговый орган, который вынес данное решение, ее копию. Данное правило распространяется только на случаи обжалования решений о взыскании налоговой санкции и не применяется при обжаловании иных решений налоговых органов.

Решение о взыскании налоговой санкции подлежит исполнению в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" <7>. Для этого решение о взыскании налоговой санкции в течение пяти дней со дня вступления в законную силу направляется судебному приставу-исполнителю, а копия решения - налогоплательщику (п. 7 ст. 103.1 НК РФ).

<7> Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 108 НК РФ, налогоплательщик теперь считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Теперь не нужно устанавливать виновность вступившим в законную силу решением суда. В связи с этим изменена и ст. 112 НК РФ, согласно новой редакции которой уменьшать размер налоговой санкции при наличии смягчающих обстоятельств вправе не только суд, но и налоговый орган, рассматривающий дело. Это может быть налоговый орган, принявший решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, или вышестоящий налоговый орган.

В измененной ст. 114 НК РФ практически продублирована соответствующая норма ст. 103.1 НК РФ, которой установлены предельные размеры налоговых санкций, взыскиваемых во внесудебном порядке. Дополнительно в ст. 114 НК РФ уточнено, что судебный порядок взыскания санкций применяется во всех случаях, когда сумма штрафа превышает установленные пределы, а также когда к ответственности привлекается физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем.

Остальные изменения, внесенные в НК РФ, носят технический характер или не столь значительны.

Процессуальные сроки, связанные со взысканием налогов, пени и налоговых санкций, установлены ст. ст. 46, 48, 70, 115 НК РФ. Заранее оговоримся, что порядок определения этих сроков не изменился, за исключением того, что на индивидуальных предпринимателей распространены порядок и сроки взыскания, предусмотренные ранее для организаций.

  1. Статья 70 НК РФ предусматривает, что требование об уплате налога принимается в течение 10 дней с момента вынесения решения по результатам налоговой проверки и в течение 3 месяцев - в остальных случаях. В требовании указывается срок его исполнения.
  2. При неисполнении требования об уплате налога в указанный срок налоговый орган в течение 60 дней имеет право принять решение о взыскании недоимки и пени с организации (с 01.01.2006 и с индивидуального предпринимателя). Если такое решение принято в срок, налоговый орган может не соблюдать судебную процедуру взыскания. Если срок принятия решения нарушен, то начинается отсчет срока для судебного взыскания недоимки и пени.
  3. В соответствии со ст. 48 НК РФ этот срок равен шести месяцам и установлен только для физических лиц (с 2006 г. - только для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Однако Пленум ВАС РФ в п. 12 Постановления N 5 <8> указал, что этот срок должен распространяться на всех налогоплательщиков без исключения в силу принципа всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ).
<8> Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ".
  1. Срок судебного взыскания налоговых санкций установлен п. 1 ст. 115 НК РФ. В соответствии с данной нормой налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения. Точкой отсчета для этого срока является день составления акта выездной налоговой проверки, а при привлечении налогоплательщика к ответственности вне ее рамок - день обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления (п. 37 Постановления Пленума ВАС РФ N 5).

Срок судебного взыскания налоговых санкций не связан со сроками внесудебного и судебного взыскания недоимки и пени. Но при внесудебном взыскании налоговых санкций срок взыскания определяется так же, как и при внесудебном взыскании недоимки и пени, за небольшим исключением, описанном в п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 71 <9>. В нем указано, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного в ст. 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней. Иными словами: если налоговый орган выставил требование об уплате налога с нарушением установленного ст. 70 НК РФ срока (10 дней или 3 месяца), то началом отсчета срока (60 дней) на внесудебное взыскание будет считаться не срок исполнения требования, а пропущенный срок его выставления.

<9> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ".

Приведем несколько примеров.

Пример 3. По результатам выездной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций за 2005 г. составлен акт от 19.04.2006. На его основании вынесено решение от 25.04.2006 о привлечении организации к ответственности. Требованием об уплате налога (от 26.04.2006) и требованием об уплате налоговой санкции (от 26.04.2006) налогоплательщику предложено добровольно погасить задолженность по налогу в размере 360 000 руб., пени в размере 15 000 руб., уплатить штраф за неполную уплату налога по ст. 122 НК РФ в размере 72 000 руб., штраф за грубое нарушение правил учета, не повлекшее занижение налоговой базы и неполной уплаты налога, на основании ст. 120 НК РФ - 5000 руб. Срок исполнения и того, и другого требования - 05.05.2006.

В данном случае налоговый орган может принять решение о взыскании недоимки в размере 360 000 руб., пени - 15 000 руб. и налоговой санкции в соответствии со ст. 120 НК РФ - 5000 руб. в течение 60 дней с 05.05.2006 - момента окончания срока исполнения требований (если они не были исполнены). По истечении 60 дней (с 05.07.2006) налоговый орган не вправе принимать указанные решения и должен обратиться в суд для взыскания данных сумм. Здесь порядки расчета сроков судебного взыскания будут существенно отличаться: для недоимки и пени шестимесячный срок для обращения в суд отсчитывается с 05.07.2006 - момента окончания предыдущего срока исполнения требования, а для налоговых санкций с 19.04.2006 - момента составления акта выездной налоговой проверки.

Таким образом, последним днем для обращения налогового органа в суд с исковым заявлением о взыскании налоговых санкций будет 19.10.2006, о взыскании недоимки и пени - 05.02.2007.

Пример 4. По результатам выездной налоговой проверки индивидуального предпринимателя по ЕНВД за 2005 г. составлен акт от 30.05.2006. На его основании вынесено решение от 06.06.2006 о привлечении его к ответственности. Требованием об уплате налога (от 30.06.2006) и требованием об уплате налоговой санкции (от 30.06.2006) индивидуальному предпринимателю предложено добровольно погасить задолженность по налогу в размере 20 000 руб., пени - 1200 руб., уплатить штраф за неполную уплату налога согласно ст. 122 НК РФ - 4000 руб. Срок исполнения и того, и другого требования - 06.07.2006.

В данном случае налоговым органом нарушен срок выставления требования об уплате налога (10 дней с момента вынесения решения по результатам налоговой проверки). Поэтому срок для внесудебного взыскания недоимки и пени следует отсчитывать не со окончания срока исполнения требования - 06.07.2006, а с момента окончания срока выставления требования - 16.06.2006. Ввиду этого внесудебное взыскание недоимки и пени налоговый орган вправе осуществить в период с 07.07.2006 (момента окончания срока исполнения требования) по 15.08.2006 (60 дней с 16.06.2006), а судебное взыскание - не позднее 15.02.2007.

Срок принятия требования об уплате налоговой санкции не установлен. Это значит, что 60-дневный срок для принятия решения о взыскании налоговой санкции следует отсчитывать с момента окончания срока исполнения требования. Решение о взыскании налоговой санкции может быть принято налоговым органом в период с 07.07.2006 по 05.09.2006, а ее судебное взыскание осуществлено с 06.09.2006 по 30.11.2006 (не позднее шести месяцев с момента составления акта проверки).

Пример 5. Организация сдала в ИФНС декларацию по НДС за декабрь 2005 г. 24 января 2006 г. Налог уплачен не был. В результате организация решением налогового органа от 13.02.2006 была привлечена к ответственности за нарушение срока сдачи налоговой декларации в соответствии со ст. 119 НК РФ. Размер штрафа составил 55 000 руб. Требование об уплате налога и требование об уплате налоговой санкции были выставлены 14.02.2006, срок их исполнения - 21.02.2006.

Недоимка и пени могут быть взысканы в бесспорном порядке в течение 60 дней, с 22 февраля по 22 апреля 2006 г., а в судебном - в течение шести месяцев, то есть не позднее 22.10.2006. Размер штрафа превысил установленный предел, а поэтому возможно лишь его судебное взыскание. Исковое заявление в суд должно быть подано не позднее 24.07.2006, то есть в течение шести месяцев с момента обнаружения правонарушения, которым является дата сдачи с нарушением срока налоговой декларации.

О новых взаимоотношениях с ПФР

Изменения, аналогичные внесенным в НК РФ (с учетом некоторых особенностей), были произведены и в Законе от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее - Закон N 167-ФЗ). Статья 25 "Контроль за уплатой страховых взносов" указанного Закона изложена в новой редакции и дополнена ссылкой на новую ст. 25.1, которая будет регламентировать порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В соответствии с положениями ст. 25 Закона N 167-ФЗ в новой редакции территориальные органы ПФР вправе осуществлять внесудебное взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - 5000 руб., в отношении организаций - 50 000 руб. В случаях, когда взыскиваемая сумма недоимки, пеней и штрафов больше указанных пределов и в отношении физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями, взыскание производится в судебном порядке. Решение о взыскании указанных сумм принимается территориальными органами ПФР на основании сведений о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов, получаемых от налоговых органов. Такие сведения и документы, подтверждающие наличие задолженности, предоставляются налоговыми органами территориальным органам ПФР в течение двух месяцев со дня выявления задолженности.

Новой ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ установлен порядок вынесения и выставления требования об уплате недоимки, пени, штрафов, а также решения о внесудебном взыскании недоимки, пени, штрафов, его обжалования и исполнения.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов в порядке принятия и выставления практически не отличается от требования по уплате налога. Оно, как и требование об уплате налога, направляется страхователям при наличии задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам до принятия решения об их взыскании в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности.

В требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам должны содержаться сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на момент направления требования, установленных сроках их уплаты и исполнения требования, подробные данные об основаниях взыскания предъявленных сумм, а также ссылка на положения Закона, устанавливающие обязанность страхователя уплатить страховой взнос. Форму данного требования утверждает Минфин России по согласованию с ПФР.

Так же как и требование об уплате налога, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени, штрафов считается полученным либо в момент фактической передачи страхователю, либо (в случае уклонения страхователя от его получения) по истечении шести дней с даты направления заказного письма, содержащего требование. Выставление страхователю уточненного требования в случае частичного исполнения им требования (а также в любых других случаях) не предусмотрено.

Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафам принимается руководителем территориального органа ПФР или его замом по истечении срока исполнения требования об их уплате и доводится до сведения страхователя не позднее пяти дней после вынесения решения. В нем указываются те же реквизиты и данные, что и в решении налогового органа о взыскании налоговых санкций. Форма решения утверждается Минфином России по согласованию с ПФР.

Порядок и сроки обжалования решения практически не отличаются от порядка и сроков обжалования решения налогового органа о взыскании налоговых санкций. Отличий всего два, и они незначительные. Отличие первое: при отказе в удовлетворении жалобы страхователя вышестоящий орган ПФР должен вынести решение не об отказе, а (как и нижестоящий орган) о взыскании недоимки, пеней и штрафов (п. 11 ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ). Отличие второе: п. 12 ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ предусмотрена обязанность вышестоящего органа ПФР за 10 дней известить страхователя о времени и месте рассмотрения жалобы. Порядок исполнения решения аналогичен порядку исполнения решения налогового органа о взыскании налоговых санкций.

Изложение ст. 31 "Рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования" Закона N 167-ФЗ в новой редакции носит чисто технический характер.

Определение процессуальных сроков судебного и внесудебного взыскания недоимок по взносам на обязательное пенсионное страхование, соответствующих пени и штрафов в силу требований ст. 2 Закона N 167-ФЗ осуществляется в соответствии с НК РФ.

Все описанные изменения вступили в силу в 2006 г. Переходные положения предусмотрены только для случаев судебного взыскания недоимок по налогам и взносам на обязательное пенсионное страхование, соответствующих пени и штрафов, размер которых не превышает установленного лимита. В таких случаях иски налоговых органов и органов ПФР подлежат рассмотрению арбитражными судами и после 01.01.2006 при условии, если соответствующие исковые заявления были поданы до 2006 г. (см. ст. 3 Закона N 137-ФЗ).

В.А.Шеменев

Эксперт журнала "Торговля:

бухгалтерский учет и налогообложение"