Мудрый Экономист

О порядке возврата сумм излишне уплаченного (взысканного) штрафа

"Налоговые споры", 2006, N 2

Суммы излишне уплаченных (взысканных) штрафов за нарушения налогового законодательства должны быть возвращены лицу, их уплатившему. Это прямо прописано в Налоговом кодексе. Однако, как показывает практика, это право существует только на бумаге, финансовое ведомство считает, что возвратить штрафы невозможно, так как нет соответствующей процедуры, а налоговые органы требуют непонятно какое судебное решение.

Что же делать налогоплательщикам в такой ситуации?

Статьями 21 и 32 действующего Налогового кодекса РФ предусмотрено, что излишне уплаченные либо излишне взысканные налоги, пени и штрафы возвращаются налогоплательщикам (плательщикам сборов, налоговым агентам). Обязанность налоговых органов возвращать излишне уплаченные или взысканные суммы предусмотрена и в соответствующих Положениях, регулирующих их деятельность <1>.

<1> Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506;

Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, утвержденное Приказом Минфина России от 09.08.2005 N 101н;

Положение об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утвержденное Приказом Минфина России от 09.08.2005 N 101н.

Возникновение подобной обязанности вполне понятно, ведь, если по каким-то причинам отпали основания для уплаты любого из названных платежей, они признаются находящимися в бюджете без соответствующих оснований, т.е. излишне уплаченными (взысканными), а значит, подлежат возврату (зачету).

В частности, из ст. 114 НК РФ следует, что налоговая санкция, которая установлена в виде денежного взыскания (штрафа), является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. А налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие), за которое Налоговым кодексом установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Поэтому если лицо, которое привлечено к налоговой ответственности, не совершало налогового правонарушения, либо не виновно в его совершении, либо истек срок давности привлечения к ответственности, либо установлены другие обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности (ст. 109 НК РФ), то ранее принятое решение налогового органа о привлечении к ответственности и взыскании штрафа отменяется. С этого момента оснований для уплаты штрафа нет. Это значит, что, если лицо добровольно уплатило штраф или штраф был взыскан принудительно, оно вправе его вернуть.

С 2006 г. Федеральным законом N 137-ФЗ налоговым органам предоставлено право взыскивать налоговые штрафы в бесспорном порядке, если их сумма не превышает за налоговый период 50 тыс. руб. для налогоплательщиков-организаций и 5 тыс. руб. для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей. Штрафы на большую сумму, а также штрафы, взыскиваемые с налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по-прежнему подлежат взысканию только в судебном порядке.

Однако, расширив полномочия налоговых органов, законодатель не урегулировал существующую с самого начала принятия части первой НК РФ проблему с возвратом излишне уплаченных (взысканных) штрафов. Речь идет о том, что если порядок возврата (зачета) излишне уплаченных сумм налогов (сборов) и пеней предусмотрен Налоговым кодексом (ст. ст. 78 и 79), то как вернуть штраф и в какой орган при этом обращаться, нигде не прописано. Есть только специальные нормы ст. ст. 49 и 50 НК РФ о зачете (возврате) штрафов в случае реорганизации или ликвидации организации.

В конце прошлого года Минфин России в Письме от 03.10.2005 N 03-02-07/1-256 как раз указал на это несоответствие, добавив, что отсутствие законодательно закрепленного порядка возврата штрафов за налоговые правонарушения делает в настоящее время невозможным исполнение требований Налогового кодекса на практике. При этом Минфин России проинформировал, что в Государственной Думе рассматривается проект федерального закона о внесении изменений в часть первую НК РФ, в котором предусматриваются поправки в ст. 78 Кодекса, содержащие нормы о возврате (зачете) сумм излишне уплаченных штрафов.

Такой законопроект действительно есть. Однако планируемые изменения касаются только порядка возврата штрафов, которые налогоплательщик уплатил добровольно. В ст. 79 НК РФ, устанавливающую порядок возврата излишне взысканных сумм налогов, сборов и пеней, штрафы так и не включены.

Что же получается, что взыскать штраф налоговому органу стало проще, а налогоплательщику вернуть его, если окажется, что он был взыскан незаконно, невозможно?

Налоговое ведомство по-своему подходит к данному вопросу. В п. 2.6 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам указано, что зачет сумм излишне уплаченного штрафа в счет уплаты текущих платежей по налогам, погашения недоимки и (или) задолженности по пеням и наоборот законодательством РФ не предусмотрен. А возврат излишне уплаченного штрафа может быть осуществлен на основании письменного заявления налогоплательщика по решению суда о возврате излишне уплаченной суммы штрафа.

Такую позицию налоговой службы, конечно, можно использовать в качестве аргумента, хотя непонятно, с каким заявлением обращаться в суд, чтобы получить от него решение о возврате излишне уплаченного штрафа. Если обжаловать бездействие налогового органа, не возвращающего штраф, то предварительно надо обратиться в этот самый налоговый орган с аналогичным заявлением. Если сразу же просить суд принять решение о возврате штрафа, то есть вероятность того, что суд откажет в рассмотрении такого требования, поскольку этот вопрос не подведомствен судам.

Можно попробовать вернуть штраф другим путем - обратиться в суд с требованием о признании незаконным решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, на основании которого был уплачен (взыскан) штраф. Если суд удовлетворит заявленные требования, он тем самым признает факт совершения налоговым органом незаконных действий в отношении налогоплательщика. Это даст налогоплательщику возможность обратиться в суд с иском о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственного органа. Получив положительное решение суда по этому вопросу и исполнение по нему, налогоплательщик получит сумму не меньшую, чем взысканный штраф, т.е. фактически его вернет.

Однако, по нашему мнению, не надо искать обходных путей для того, чтобы вернуть излишне уплаченный (взысканный) штраф. Законодательством предусмотрен порядок возврата налоговых штрафов, правда, не налоговым, а бюджетным, и он не требует обязательной судебной процедуры.

В ст. 218 БК РФ установлено, что исполнение всех уровней доходов бюджетов должно предусматривать возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов. В том случае, если денежных средств для удовлетворения всех требований, предъявленных к бюджетному счету, недостаточно, списание осуществляется в порядке очередности, предусмотренном ст. 255 БК РФ, а именно в третью очередь.

Из приведенных норм Бюджетного кодекса РФ следует, что, регулируя бюджетные правоотношения, законодатель исходил из того, что в бюджете должны быть только те денежные средства (доходы), которые поступили туда обоснованно, соответственно, излишне уплаченные суммы должны быть возвращены их отправителю.

Ответ на вопрос о том, в какой орган обращаться налогоплательщикам для возврата излишне уплаченного штрафа, также надо искать в бюджетном законодательстве. Как следует из ст. 2 Федерального закона о бюджетной классификации, основные источники доходов бюджетов РФ закрепляются за администраторами поступлений в бюджеты, а ими являются федеральные органы государственной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, т.е. налоговые органы. Это же правило повторяется из года в год в законах о федеральном бюджете (см., например, ст. 6 Федерального закона о федеральном бюджете на 2005 г., ст. 5 Федерального закона о федеральном бюджете на 2006 г.).

Есть Приказ Минфина России от 10.12.2004 N 114н, устанавливающий порядок применения бюджетной классификации, так вот, в нем прямо установлено, как в программах учета доходов, которые ведутся органами Федерального казначейства, отражается возврат излишне уплаченных сумм штрафов - доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой.

Кроме того, в межведомственном Приказе Федерального казначейства и ФНС России от 27.06.2005, которым утверждены порядок обмена информацией между двумя этими службами и состав передаваемой информации, предусмотрена передача налоговыми органами в органы Федерального казначейства реестров, сформированных по платежным поручениям на возврат налогоплательщику излишне уплаченных (взысканных) налога (сбора), пеней, штрафа.

Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует о том, что порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм штрафа все же есть, просто налогоплательщикам не нужно отказываться от реализации своего права, а стоит настаивать на возврате.