Мудрый Экономист

Организациям, имеющим обособленные подразделения

"Налоговые споры", 2006, N 2

С нового года порядок уплаты налога на прибыль для организаций, имеющих обособленные подразделения, изменился. Налогоплательщикам предоставлено право самостоятельно выбирать подразделение в пределах одного субъекта РФ, через которое будет уплачиваться налог, достаточно лишь уведомить об этом налоговые органы. Но, как это часто бывает, только что появившееся право налогоплательщика тут же обрастает не предусмотренными законом обязанностями.

С 2006 г. начала действовать новая редакция ст. 288 НК РФ, предусматривающая право налогоплательщика, имеющего несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, не распределять прибыль по каждому из этих подразделений (абз. 2 п. 2). Те, кто воспользовался этим правом, будут определять сумму налога, подлежащую уплате в бюджет этого субъекта РФ, исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на его территории.

Определив обособленное подразделение, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет субъекта РФ, налогоплательщик должен уведомить о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения стоят на налоговом учете. Из этого следует, что налогоплательщик о принятом решении должен сообщить всем налоговым органам, где состоят на учете его обособленные подразделения, в пределах соответствующего субъекта РФ, при этом форма уведомления может быть произвольной.

Однако ФНС России, как это часто бывает, по-своему истолковала данное правило. В Письме от 31.10.2005 N ММ-6-02/916@ налоговое ведомство разъяснило, каким, по его мнению, должен быть уведомительный порядок.

О принятом решении налогоплательщик должен уведомить не только налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений, но и налоговый орган по месту учета головной организации. Может быть, это отступление от установленного в Кодексе порядка не было бы столь существенным, ведь направить уведомление в еще один адрес не составит труда, если бы не те требования, которые предъявляются налоговым ведомством к содержанию уведомления.

К вышеназванному Письму ФНС России приложены рекомендуемые типовые формы уведомлений, разработанные налоговой службой. Понятно, что именно их и будут требовать от налогоплательщиков налоговые органы на местах. Так вот, в этих уведомлениях указано, что налогоплательщик обязан проинформировать налоговиков не только о местонахождении и КПП обособленного подразделения, через которое будет уплачиваться налог в региональный бюджет, но и о сумме ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате ответственным обособленным подразделением в I квартале 2006 г. А в самом Письме налоговой службы даже разъяснено, каким образом исчисляется сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в I квартале 2006 г.

Вместе с тем в ст. 288 НК РФ ничего не говорится о том, что при определении обособленного подразделения налогоплательщик должен сообщать в налоговые органы информацию еще и об авансовых платежах. Это значит, что, направляя уведомления, организация вправе этого не делать. Заметим также, что Кодексом не установлен срок направления уведомления, а это значит, что налогоплательщик вправе сообщить об изменившемся порядке уплаты налога на прибыль в любой день до сдачи отчетности.

Кроме того, в Письме налоговой службы указано, что достоверность и полнота сведений, указанных в уведомлении, подтверждается подписями руководителя и главного бухгалтера организации либо подписью представителя, полномочия которого подтверждены в установленном порядке. Если с руководителем организации (законным представителем налогоплательщика согласно ст. 27 НК РФ) и иным представителем налогоплательщика все ясно - это допускается в налоговых правоотношениях (ст. 26 НК РФ), то зачем главному бухгалтеру подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в уведомлении, непонятно.

Согласно ст. 7 Федерального закона о бухучете главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечивает соответствие законодательству осуществляемых хозяйственных операций, а также контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Если обратиться к другим статьям Федерального закона о бухучете и посмотреть, что относится к первичным учетным документам, регистрам бухгалтерского учета и что входит в состав бухгалтерской отчетности (ст. ст. 9, 10, 13), то мы нигде не найдем такого документа, как уведомление об изменении порядка уплаты налога на прибыль. Таким образом, и эта введенная налоговым ведомством для налогоплательщиков обязанность вызывает сомнения в ее правомерности.