Мудрый Экономист

"Зачистка" юридических лиц началась

"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 2

Приказ ФНС России от 16 ноября 2005 г. N САЭ-3-09/591@ "Об организации работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц" (далее - Приказ) устанавливает порядок работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и фактически является началом процесса массовых исключений юридических лиц из ЕГРЮЛ.

Отделы камеральных проверок налоговых инспекций будут ежеквартально формировать списки юридических лиц, не представляющих в течение 12 месяцев предусмотренную законодательством Российской Федерации отчетность, и при наличии информации о счетах этих лиц направлять в банки запросы о движении по счетам в течение последних 12 месяцев.

При отсутствии операций по счетам или информации о самих счетах отдел камеральных проверок составляет справку о наличии признаков недействующего юридического лица. После того как эта справка попадет в структурное подразделение налоговой инспекции, которое выполняет функции по государственной регистрации юридических лиц (или Единый регистрационный центр), будет оформлен проект решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Само решение принимается руководителем регистрирующего (налогового) органа по месту нахождения юридического лица и должно публиковаться в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.

Если в течение трех месяцев со дня такой публикации лица, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, не подадут соответствующие заявления, в реестр будет внесена запись об исключении юридического лица.

Применение Приказа на практике повлечет за собой массу проблем, связанных с самой идеей прекращения правоспособности юридического лица путем его исключения из ЕГРЮЛ, а не ликвидацией.

Во-первых, ни Приказ, ни Федеральный закон от 2 июля 2005 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 83-ФЗ) не разъясняют, какой формы и содержания должны быть заявления, направляемые для прекращения процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Можно только предполагать, что в заявлении "от недействующего юридического лица, кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ" необходимо указать данные самого заявителя, недействующего юридического лица, а также указать на те права и законные интересы, которые затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Так как требований к содержанию заявления нет, фактически направить его может любое физическое или юридическое лицо, и процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ должна быть прекращена без какой-либо проверки прав и законных интересов, которые были указаны в качестве основания заявления.

Во-вторых, орган печати, в котором должны публиковаться данные о государственной регистрации юридических лиц, прямо ни в Законе N 83-ФЗ, ни в Приказе не назван. На основании анализа существующего законодательства можно сделать вывод, что этим органом является журнал "Вестник государственной регистрации".

В-третьих, "исключение юридического лица из ЕГРЮЛ" является не ликвидацией юридического лица, а лишь основанием для прекращения его правоспособности. Соответственно, будут существовать юридические лица, исключенные из ЕГРЮЛ (лишенные правоспособности), так как законодательство не предусматривает в данном случае прекращения юридического лица без перехода его прав и обязанностей (ликвидации). При этом гл. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривает такого основания для прекращения обязательств юридического лица, как исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (лишение его правоспособности). Следовательно, вопрос, что будет с правами и обязанностями юридического лица при его исключении из ЕГРЮЛ, остается открытым.

Минфин России в Письме от 27 июля 2005 г. N 03-01-10/6-347 также указал, что "в случае исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц кредитор не вправе учитывать его долги во внереализационных расходах как убытки (пп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации)".

В-четвертых, исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не является необратимым. Пункт 8 ст. 22 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" допускает обжалование исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ лицами, чьи права и законные интересы этим затрагиваются, в течение года со дня, когда данные лица узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. И если пропущенный срок исковой давности для юридических лиц не восстанавливается, то в исключительных случаях право гражданина (физического лица) при пропуске срока исковой давности подлежит защите (срок исковой давности восстанавливается). Данный факт также придает нестабильность гражданско-правовым отношениям.

В-пятых, исключив недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ, будет невозможно привлечь его к гражданской и административной ответственности. Кроме того, это осложнит процедуру привлечения физических лиц к уголовной ответственности (по делам, связанным с деятельностью юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ).

Введение в наше законодательство норм об "исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ", необходимость в которых неочевидна, может существенно осложнить правоотношения, в которых участвуют юридические лица.

А.Н.Касьянов

Старший юрисконсульт

компании "ФБК"