Мудрый Экономист

Налогообложение внешнеторговых операций в 2006 - 2007 гг.

"Финансовая газета", 2005, N 52

Федеральные законы от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", N 118-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" внесли существенные изменения и дополнения в гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ в части норм, регламентирующих порядок применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость.

Рассмотрим последовательно принятые нововведения.

Законом N 117-ФЗ, вступающим в силу с 1 января 2006 г., предусмотрено применение нулевой ставки НДС в отношении операций по реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Российские плательщики налога для обоснования правомерности применения нулевой ставки обязаны будут представить в налоговые органы подтверждающие документы, а именно:

контракт (копию контракта) с резидентом особой экономической зоны на реализацию товаров;

документы, подтверждающие оплату реализованных товаров;

копию свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, или его территориальным органом;

таможенную декларацию с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.

Для сбора необходимых документов налогоплательщику предоставлено 180 дней с даты оформления региональными таможенными органами таможенной декларации о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.

В течение указанного срока налогоплательщики смогут не отражать данные операции по реализации товаров в налоговых декларациях по НДС. Однако если в этот срок необходимые документы не будут собраны и соответственно налогоплательщики не представят в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0%, данные операции по реализации товаров будут облагаться НДС в общеустановленном порядке, т.е. по налоговой ставке 10 или 18%. Если же впоследствии налогоплательщики представят в налоговые органы документы, обосновывающие применение нулевой ставки НДС, то уплаченные суммы налога будут подлежать возмещению налогоплательщикам из бюджета.

Отметим, что указанные дополнения не изменили порядка применения ставки НДС в размере 0% при реализации товаров на экспорт. В связи с этим опасения налогоплательщиков по поводу того, что с 1 января 2006 г. для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при реализации товаров на экспорт помимо документов, предусмотренных в настоящее время ст. 165 НК РФ для таких операций, в налоговые органы необходимо будет представлять также документы, подтверждающие договорные обязательства с резидентом особой экономической зоны (контракт, свидетельство о регистрации в качестве резидента особой экономической зоны, таможенную декларацию с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны), не оправданы, поскольку согласно нормам Таможенного кодекса Российской Федерации товары не могут быть помещены одновременно под разные таможенные режимы.

Таким образом, при реализации товаров на экспорт представлять в налоговые органы документы, предусмотренные для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС в отношении операций по реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны (включая контракт с резидентом особой экономической зоны и свидетельство о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны), не требуется.

Законом N 118-ФЗ, который вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г., установлены особенности обложения НДС при реорганизации организаций. К правопреемнику (правопреемникам) реорганизованной организации переходит право на применение нулевой ставки НДС, если на момент завершения реорганизации не подтверждено право на применение этой ставки по таким операциям, а также право на возмещение НДС в отношении операций, по которым применяется ставка 0% по НДС.

Закон N 119-ФЗ, вступающий в силу с 1 января 2006 г., внес наиболее существенные изменения в действующий порядок исчисления и уплаты НДС. Не будет взиматься налог по авансовым платежам, полученным в счет предстоящих поставок экспортных товаров, независимо от длительности производственного цикла их изготовления, а также других товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются НДС по ставке в размере 0%.

Внесены изменения в нормы, регламентирующие определение места реализации работ, услуг в отношении операции по реализации работ (услуг).

Уточнен перечень работ (услуг), связанных с недвижимым и движимым имуществом.

Установлен единый порядок определения места реализации при передаче (переуступке) исключительных и неисключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности. В настоящее время место реализации услуг по передаче исключительных прав определяется по месту деятельности покупателя таких услуг, а при передаче неисключительных прав - по месту деятельности продавца услуг. После вступления в силу Закона N 119-ФЗ место реализации услуг по предоставлению исключительных и неисключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности будет определяться по месту нахождения покупателя таких услуг.

Расширен перечень работ (услуг), место реализации которых определяется по покупателю работ (услуг). В данный перечень включены работы и услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модернизации, а также рекламные и маркетинговые услуги.

Внесены изменения в порядок применения налоговой ставки 0% в отношении работ (услуг), связанных с транспортировкой товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и ввозимых на территорию Российской Федерации. Раньше эта ставка применялась российскими перевозчиками только в отношении работ (услуг) по транспортировке, связанных с вывозом с территории Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, а также ввозом на территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления. При этом налогоплательщики должны были представить в налоговые органы документы, обосновывающие правомерность применения нулевой ставки налога, в том числе таможенную декларацию, подтверждающую помещение перевозимого товара под таможенные режимы экспорта или выпуска для внутреннего потребления. А это зачастую было невыполнимо для перевозчиков и приводило к невозможности применения ими нулевой ставки по НДС.

Закон N 119-ФЗ исключил зависимость работ (услуг), выполняемых перевозчиками в международной торговле, от таможенных режимов, под которыми товары перемещаются через таможенную границу Российской Федерации. С 1 января 2006 г. налогоплательщики, осуществляющие работы (услуги) по транспортировке товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, не будут представлять в налоговые органы таможенные декларации в качестве обоснования своего права на применение налоговой ставки 0%. Исключение сделано только для перевозок трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, а также в отношении товаров, перемещаемых через территорию Российской Федерации транзитом.

С 1 января 2007 г. Законом N 119-ФЗ предусмотрен отказ от отдельной налоговой декларации по операциям, облагаемым по нулевой ставке налога, и отражение этих операций в единой налоговой декларации. При этом суммы НДС, начисленные по операциям, осуществленным на внутреннем рынке, будут уменьшаться на суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), используемым в производстве и (или) реализации товаров как на внутреннем, так и внешнем рынке, при наличии документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки.

Кроме того, в Законе N 119-ФЗ предусмотрен ряд изменений и дополнений, имеющих особое значение для отдельных категорий налогоплательщиков. В частности, конкретизирован порядок уплаты НДС налоговыми агентами в случае реализации на территории Российской Федерации товаров иностранных лиц через посредников.

О.Шапошникова

Минфин России