Мудрый Экономист

Учетная политика - спасательный круг для бухгалтера

"Московский бухгалтер", 2006, N 1

Как известно, законодатели не дают компаниям скучать. С 1 января намечено столько изменений, что у бухгалтера голова идет кругом: как не растеряться и не забыть важные моменты? Мы рассмотрим наиболее интересные вопросы, связанные с написанием новой учетной политики.

Налоги и еще раз налоги...

Все организации обязаны составлять учетную политику для целей налогообложения (п. 12 ст. 167 НК). На практике бухгалтер не пишет каждый раз новое положение, а вносит поправки в прошлогоднее. Что же необходимо учесть в варианте 2006 г.?

Наиболее важный момент, про который бухгалтер не должен забыть, - это признание налоговой базы по НДС. Изменения в гл. 21 Налогового кодекса предполагают, что с 1 января 2006 г. все организации будут признавать единый метод начисления - "по отгрузке". В связи с этим в учетной политике отражать данный момент не нужно.

Статья 145 Налогового кодекса устанавливает право получать освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость. Это возможно в случае, если сумма выручки от продажи за три последних месяца не превысила 2 млн руб. В предыдущей редакции была указана цифра в 1 млн. Норма устанавливает право, а не обязанность, поэтому не забудьте отразить ее в учетной политике.

На основании Закона от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ организации могут самостоятельно определять в учетной политике перечень прямых и косвенных расходов. Дополнение в п. 1 ст. 318 Налогового кодекса распространяется на все правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. Минфин в Письме от 21 октября 2005 г. N 03-03-02/117 сообщает, что компании могут изменить учетную политику начиная с 2006 г. По правилам ст. 319 Налогового кодекса порядок распределения расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию фирма разрабатывает и утверждает в налоговой политике самостоятельно. Однако бухгалтер должен учесть, что данное положение должно быть экономически обоснованным.

Что нас ждет?

В связи с изменениями, принятыми в Налоговый кодекс, у столичных бухгалтеров возникла масса вопросов по поводу написания новой учетной политики на 2006 г. Осложнило ситуацию еще и то, что в Минфине готовят поправки к стандартам бухучета - на обсуждении более десяти проектов измененных ПБУ. Кроме этого, в Госдуме рассматривают проект закона "О консолидированной финансовой отчетности". В нем определены компании, которых новые положения коснутся в первую очередь. Прежде всего речь идет об общественно-значимых организациях (например, ОАО с высоко котирующимися акциями). Проект закона предусматривает различные сроки сдачи консолидированной финансовой отчетности: от 120 до 180 дней.

В настоящее время также работают над законопроектом "О бухгалтерской отчетности", который внесет изменения в одноименный Закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ. В процессе обсуждения законопроекта чиновники высказывают мнение, что нет необходимости определять в бухучете (не в налогообложении) пользователей (учредителей, участников) критерии оценки активов и обязательств, понятийный аппарат, исполнителей. Предлагают оставить решение за самостоятельными хозяйствующими субъектами. Но, безусловно, это вопрос спорный.

Основная идея этого Закона - привести систему официального бухгалтерского учета в соответствие с изменившимися экономическими условиями. Необходимо, чтобы она давала полное представление о финансовом положении организации, раскрывала достоверную информацию о финансовых результатах ее деятельности.

Минфин с середины 2004 г. лишен права единолично разрабатывать нормативно-правовые акты, разъяснять их, осуществлять надзорную функцию. Методологический департамент бухгалтерского учета по отраслевым направлениям также отсутствует. Нет такого департамента и в других ведомствах. Пункт 1 ПБУ 1/98 определяет, что организация должна самостоятельно вырабатывать показатели, если они не определены в нормативно-правовых актах. Соответственно, в учетной политике должны быть прописаны все спорные вопросы.

Соблюдаем критерии

В ст. 11 Закона "О бухгалтерском учете" указано: все, что фирма покупает, - это фактические затраты на приобретение. Все, что изготовляет, - фактические затраты на производство. Исходя из такой оценки затрат, вы можете признавать данные показатели по начислению. Эти выводы следуют из того, что в учетной политике организация должна заявить о соответствии требованиям:

Имущественная обособленность в данном случае означает, что на балансе организации не должно быть учтено имущество других организаций и собственников. Критерий признания дохода - это переход права собственности. Данный момент очень серьезный, так как последствия перехода права собственности напрямую отражаются в бухгалтерском учете. Например, при продаже или покупке основных средств этот вопрос повлияет на возможность начала амортизации. Принимая учетную политику, организация принимает параметры, в рамках которых решает свои ключевые вопросы.

Необходимо упомянуть и требование осмотрительности в ведении бухгалтерского учета. Это напрямую связано с решением создать резерв для погашения сомнительных долгов. При любой возможности непогашения дебиторской задолженности такой резерв должен быть. Этот вопрос также необходимо прописать в учетной политике.

Следить за соблюдением критерия рациональности надо в случаях, когда выручка, операционные или внереализационные доходы составляют 5 и более процентов от их общей суммы за отчетный период. Пункт 18.1 ПБУ 9/99 устанавливает правило, по которому выручку менее 5 процентов в отчете можно показать свернуто, а не прописывать полностью все операции. Какой же именно порог установить, организация должна определить в учетной политике.

Очень важно отразить вопрос о регистрах бухгалтерского учета, ведь их содержание является коммерческой тайной. Сейчас в Законе от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" сказано, что перечень секретной информации определяет компания. Как показывает практика, некоторые фирмы включают туда не только регистры, но и отчетность. В новой редакции Закона решается вопрос о соответствии норм законодательства друг другу. Возможно, останется в чистом виде сегодняшнее положение Закона "О коммерческой тайне".

Где брать формы первички?

Раньше обязательные унифицированные формы утверждал Госкомстат. Это ведомство давало разрешение на введение дополнительных реквизитов и на изменение предложенных форматов. После реформы исполнительных органов Федеральная служба государственной статистики не наделена функциями разработки и утверждения унифицированных форм. Вот уже полтора года как эта сфера остается незаполненной.

В новой редакции Закона "О бухгалтерском учете" решается вопрос, оставить унифицированные формы или нет. Также в нем определяется их статус: обязательны они будут к применению или станут носить рекомендательный характер. То есть на их основе организациям предложат разработать и утвердить свои формы первичных учетных документов. На данный момент ПБУ 1/98 обязывает руководителя утвердить первичные формы, методы их обработки и весь документооборот. Но пока фирма не должна их разрабатывать.

Останется ли в новой редакции Закона N 129-ФЗ статья, определяющая статус главбуха? Если нет, то в учетной политике должны быть отражены его полномочия в рамках организации: кто подписывает бухгалтерскую отчетность, кто занимается финансовой политикой в целом и другие подобные вопросы. Этим вы обезопасите себя от возможных неприятных последствий решений руководства.

Нужны ли в учетной политике положения МСФО?

Специалисты давно обсуждают вопрос о приближении российских ПБУ к международным стандартам. Многие организации переходят на них и прописывают эти положения в своей учетной политике. Однако это не совсем верное решение. В ПБУ 4/99 определено, что учетная политика должна соответствовать требованию достоверности. Достоверность в данном случае возможна только при соответствии учета фирмы положениям отечественных нормативно-правовых актов. Здесь встает вопрос о легитимности применения международных стандартов. Определение нормативно-правового акта следующее: это акт, который утвержден органами исполнительной власти, прошел процедуру юридической проверки в Минюсте и получил регистрационный номер. В противном случае - штамп о том, что документ не подлежит регистрации.

Таблица

Отражение в учетной политике 2006 г. некоторых моментов по налогу на прибыль

-----------------T---------------------------------T--------------
Положение учетной¦ Вариант учета ¦ Основание
политики ¦ ¦
-----------------+---------------------------------+--------------
Дата признания ¦1. Метод начисления ¦ст. ст. 271,
доходов и ¦ ¦272 НК
расходов ¦2. Кассовый метод (для фирм, ¦ст. 273 НК
¦кроме банков, у которых выручка ¦
¦за предыдущие четыре квартала ¦
¦не превысила 1 млн руб.) ¦
-----------------+---------------------------------+--------------
Формирование ¦Этот порядок организация может ¦ст. 320 НК
стоимости ¦определить сама, но применять его¦
по приобретенным ¦нужно не менее 2 лет. ¦
товарам. ¦Создание резерва - решение ¦п. 2
Резерв для ¦бухгалтера. Нормы отчислений ¦ст. 324 НК
ремонтных работ, ¦определяет фирма (в рамках ¦п. 1
выплаты отпускных¦ограничений закона). Должны быть ¦ст. 321.1 НК
и вознаграждений ¦установлены предельная сумма ¦
за выслугу лет ¦отчислений и процент в резерв по ¦
¦отпускам ¦
-----------------+---------------------------------+--------------
Метод учета ¦1. Увеличивают первоначальную ¦п. 1.1
расходов на ¦стоимость основного средства ¦ст. 259 НК
капитальные ¦2. Включают в состав расходов ¦
вложения ¦отчетного (налогового) периода ¦
в основные ¦в размере не более 10% ¦
средства ¦первоначальной стоимости основных¦
¦средств и (или) расходов, ¦
¦понесенных в случаях достройки, ¦
¦дооборудования, модернизации, ¦
¦технического перевооружения, ¦
¦частичной ликвидации основных ¦
¦средств ¦
-----------------+---------------------------------+--------------

Мало того, что в российских органах юстиции международные стандарты не регистрируют, так в России даже нет их официального перевода. Поэтому при составлении индивидуальной финансовой отчетности организации должны руководствоваться национальными стандартами.

Н.Морозова