Мудрый Экономист

Система оплаты труда водителей. Как сэкономить на налогах?

"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1

Организация осуществляет междугородные и международные перевозки. В зависимости от длительности поездки и специфики маршрута экипаж транспортного средства может состоять из двух водителей. Правомерно ли оформление данных сотрудников в командировку с соответствующей выплатой суточных и расходов на проживание и питание? Или же такая работа носит разъездной характер, который предполагает выплату установленных надбавок и компенсаций? Давайте разберемся.

В соответствии с положениями ст. 166 ТК РФ служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Несмотря на то что перечень категорий работников, чья трудовая деятельность носит подвижной (разъездной) характер, в настоящее время нормативно-правовыми документами не установлен, Минфин и ФНС по данному вопросу высказывались неоднократно. По мнению специалистов ФНС, направление в служебную командировку носит временный характер и ограничено определенным сроком (при этом налоговики ссылаются на п. 4 Инструкции N 62 <1>). Поэтому водителей, постоянно занимающихся международными перевозками грузов, можно приравнять к лицам, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной характер как на территории РФ, так и на территории иностранных государств (Письмо ФНС России от 24.01.2005 N 04-1-02/704). Ссылка в указанном Письме на продолжительность служебных командировок в пределах 40 дней формальна, так как Инструкция N 62 действует в части, не противоречащей ТК РФ, который не устанавливает временных ограничений для служебных командировок.

<1> Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР". Действует в части, не противоречащей ТК РФ.

Работа водителей, занятых на междугородных маршрутах, носит разъездной характер. Об этом высказался Минфин в Письме от 01.06.2005 N 03-05-01-04/168. За основу им было взято Постановление N 579 <2>, утвердившее Перечень профессий, должностей и категорий работников, в частности, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в размерах возмещения расходов и постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер. Согласно данному Постановлению это могут быть:

<2> Постановление СМ РСФСР от 12.12.1978 N 579 "Об утверждении перечней профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков".

Следовательно, если водители постоянно работают на регулярных междугородных перевозках, то такие поездки служебными командировками не признаются. Аналогичное мнение было высказано в Письме Минфина России от 08.02.2005 N 03-05-01-04/21.

Если исходить из специфики деятельности предприятия - оказание транспортных услуг, - то со всей очевидностью можно предположить, что работа водителей осуществляется в пути, и поэтому оформлять такие поездки как служебные командировки нельзя. Соответственно, выдавать суточные и компенсировать сопутствующие расходы, как это принято при направлении сотрудника в командировку, неправомерно.

В соответствии со ст. 329 ТК РФ режим рабочего времени, время отдыха и условия труда работников, непосредственно связанного с движением транспортных средств, закреплены в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей <3> (далее - Положение). Оно устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках) и указывает, каким образом осуществляется учет рабочего времени в соответствии со спецификой и условиями труда водителей, занятых на междугородных перевозках, в частности в случае направления в рейс двух водителей.

<3> Приказ Минтранса России от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей".
Обратите внимание: рабочее время водителей, выполняющих междугородные рейсы, должно оплачиваться с учетом всех установленных трудовым законодательством надбавок и доплат (сверхурочные, доплаты за работу в выходные и праздничные дни и т.д.). Более того, на основании ст. 149 ТК РФ данной категории работников может выплачиваться надбавка к месячному должностному окладу (тарифной ставке) за подвижной и разъездной характер работы или в связи с отклонением от нормальных условий труда.

Ранее нормы и порядок возмещения расходов работникам за подвижной и разъездной характер работы были установлены Постановлением Минтруда России N 51 <4>. Однако Постановлением Минтруда России N 60 <5> данный нормативный документ был признан утратившим силу. Таким образом, действовавшие надбавки за разъездной характер работы были отменены, а новые пока не утверждались. Поэтому чиновники решили, что самостоятельно установленные работодателем надбавки за подвижной и разъездной характер работы являются составной частью оплаты труда, а не компенсационными выплатами и должны облагаться НДФЛ и ЕСН в общеустановленном порядке.

<4> Постановление Минтруда России от 29.06.1994 N 51 "О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории РФ".
<5> Постановление Минтруда России от 26.04.2004 N 60 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Минтруда России".

К сведению: выплату надбавки необходимо предусмотреть в коллективном и трудовом договорах, а также в отдельном локальном нормативном акте (например, в положениях о труде и заработной плате или о порядке возмещения расходов, связанных с разъездным характером работы водителей). Только в этом случае организация сможет учесть выплату надбавок за разъездной характер работы в числе расходов на оплату труда, учитываемых при налогообложении прибыли (п. 1 ст. 255 НК РФ).

Налоговики в Письме от 24.01.2005 N 04-1-02/704 предлагают считать выдаваемые водителям деньги подотчетными суммами. Однако сэкономить на НДФЛ и ЕСН при этом варианте учета расходов не удастся. Если оплата питания, проживания и прочих расходов водителя в дороге будет закреплена в трудовом и коллективном договорах, то такие затраты уменьшат налогооблагаемую прибыль согласно ст. 255 НК РФ, но НДФЛ и ЕСН инспекторы потребуют уплатить. В обратном случае эти затраты придется списать за счет чистой прибыли, начислив НДФЛ.

Мы предлагаем другой путь. Наш вариант учета дополнительных затрат подойдет налогоплательщикам, которые готовы, в случае возникновения разногласий с контролирующими органами, отстаивать свои интересы в суде.

Итак, на основании п. 3 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли, в частности, относятся начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда. В их числе поименованы надбавки к тарифным ставкам и окладам, производимые в соответствии с законодательством РФ за:

К сожалению, в этом перечне отсутствуют надбавки за подвижной и разъездной характер работы, к тому же документ, устанавливающий их, отменен. Однако обращаем внимание читателей на то, что в данный перечень входят надбавки за работу в многосменном режиме. В ст. 103 ТК РФ дано следующее определение сменной работы: это работа в две, три или четыре смены, которая вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Продолжительность рабочего времени каждой группы сотрудников устанавливается в соответствии с графиком сменности.

Согласно Положению особенности режима рабочего времени и времени отдыха являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Согласно п. 4 Положения графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. Пунктом 5 Положения предусмотрено, что на междугородных перевозках (при направлении в дальние рейсы), при которых водитель не может вернуться к постоянному месту работы в соответствии с графиком работы (сменности), работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля... На междугородных рейсах при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены. В том случае, если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха по возвращении к месту постоянной работы.

За многосменный режим работы пп. "а" п. 9 Постановления СМ СССР N 194 <6> предусматривает доплату за работу в вечернюю смену в размере 20 процентов, а за работу в ночную смену - 40 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене. Указанную доплату за работу в ночную смену производить в случае, если не менее 50 процентов ее продолжительности приходится на ночное время (с 10 часов вечера до 6 часов утра). Такие доплаты вводятся взамен дополнительной оплаты труда за работу в ночное время. В тех случаях, когда вводимые доплаты за работу в вечернюю или ночную смены меньше суммы дополнительной оплаты за часы работы в ночное время, сохранить действующий порядок оплаты труда за работу в ночное время, предусмотренный законодательством для работников отдельных отраслей.

<6> Постановление СМ СССР от 12.02.1987 N 194 "О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства".

Напомним судебную практику, связанную с применением этой нормы. Решением ВС РФ от 21.05.2002 N ГКПИ2002-353 п. 9 данного Постановления признан незаконным и недействующим со дня вступления данного решения суда в законную силу. Затем суд изменил свою позицию и в Определении Президиума ВС РФ от 19.11.2003 N 48пв-03 отказал в удовлетворении требования о признании незаконным и недействующим п. 9 данного Постановления в части дополнительной оплаты работы в многосменном режиме, а также указал, что выплаты в пользу работников в качестве доплаты за сменный режим работы на основании п. 3 ст. 255 НК РФ уменьшают налогооблагаемую прибыль и (внимание!) носят компенсационный характер. Это значит, что в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 и п. 3 ст. 217 НК РФ такие выплаты не подлежат обложению ЕСН и НДФЛ.

Таким образом, грамотно организованная система доплат и надбавок к основной заработной плате водителей позволит сократить расходы по ЕСН и НДФЛ.

Л.В.Майорова

Эксперт журнала

"Транспортные услуги:

бухгалтерский учет и налогообложение"