Мудрый Экономист

О правах и обязанностях обладателей коммерческой тайны

"Налоговые споры", 2006, N 1

Законодательство дает организациям право защищать информацию о себе, устанавливая режим коммерческой тайны. Но иногда, засекречивая свои данные, организации забывают о том, что есть лица, которым эта информация может понадобиться, более того, она должна быть им предоставлена.

Как следует из ст. 3 Закона о коммерческой тайне, любая информация, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду, относится к конфиденциальной. Перечень информации, которая может составлять коммерческую тайну, законодательством четко не определен, есть только противоположный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (ст. 5 Федерального закона о коммерческой тайне).

Обладатель такой информации вправе установить режим коммерческой тайны, делается это, в первую очередь, для охраны прав лица, обладающего конфиденциальной информацией. С момента установления режима коммерческой тайны в отношении той или иной конфиденциальной информации ее обладатели приобретают предусмотренные ст. 7 Федерального закона о коммерческой тайне права. Одним из таких прав является установление разрешения или запрета в доступе к информации, составляющей коммерческую тайну, определение порядка и условий пользования этой информацией.

Как показывает практика, реализация указанных прав нередко приводит к тому, что организации, ссылаясь на коммерческую тайну, отказывают в предоставлении информации о своей деятельности кому бы то ни было. Например, не раскрывается информация о совершенных сделках, о принятых коллегиальными органами организации решениях, не представляются документы бухгалтерской отчетности и прочие документы, отражающие хозяйственную деятельность организации. Причем такие отказы бывают адресованы и акционерам, участникам, учредителям, собственникам организации, и государственным органам, в частности налоговым органам и органам статистики.

По нашему мнению, отказ в предоставлении информации о деятельности организации, даже если она составляет коммерческую тайну, не всегда признается правомерным. В ряде случаев он нарушает законные права и интересы данных лиц. Рассмотрим подробнее эти случаи.

Представление бухгалтерской отчетности регулируется специальным нормативным правовым актом - Федеральным законом о бухучете. В ст. 15 установлены адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности. Учредители, участники организации, собственники ее имущества названы в числе адресатов, правда, только годовой бухгалтерской отчетности. То же самое относится и к общественным организациям (объединениям) и их структурным подразделениям, которые должны представлять бухгалтерскую отчетность вышеперечисленным лицам, но только в упрощенном виде.

Раскрытие бухгалтерской отчетности, в т.ч. государственным органам, вытекает из ст. 16 Федерального закона о бухучете, в которой установлен принцип публичности бухгалтерской отчетности.

Теперь обратимся к акционерам и участникам хозяйственных обществ и товариществ. Согласно ст. 91 Федерального закона об акционерных обществах акционерное общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, по их требованию предоставить копии документов за плату. За нарушение прав акционеров исполнительный орган общества несет установленную законом и уставом общества ответственность (ст. 88 Федерального закона об акционерных обществах). Наши выводы подтверждаются арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.10.2004 по делу N Ф04-7249/2004(5354-А75-12), Постановление ФАС Поволжского округа от 16.05.2005 по делу N А55-13431/04-38, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.02.2004 по делу N Ф08-166/2004).

Перечень документов, с которыми вправе знакомиться акционер, приведен в п. 1 ст. 89 Федерального закона об акционерных обществах, в него входят различные документы, содержащие информацию как о деятельности общества в целом, так и работе его исполнительных органов, а также документы бухгалтерского учета и отчетности. Правда, в отношении документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний коллегиального исполнительного органа общества есть законодательное ограничение - право доступа к ним имеют акционеры (акционер), владеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций.

Примерно те же самые правила предусмотрены для обществ с ограниченной ответственностью. В соответствии со ст. 8 Федерального закона об обществах с ограниченной ответственностью участники общества вправе принимать участие в управлении делами общества в порядке, установленном законом и учредительными документами общества, а также получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его учредительными документами порядке.

Таким образом, обязанность общества с ограниченной ответственностью предоставлять его участникам информацию о деятельности общества, в т.ч. бухгалтерскую отчетность, очевидна. Вместе с тем, исполняя эту обязанность, общество вправе требовать соблюдения установленного в учредительных документах порядка получения такой информации (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 05.05.2005 по делу N Ф08-1399/2005 и от 12.05.2005 по делу N Ф08-1061/2005).

Кроме того, соблюдение режима коммерческой тайны обеспечивается предусмотренным ст. 7 Федерального закона о коммерческой тайне правом обладателя конфиденциальной информации требовать от юридических и физических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности. В случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, у обладателя конфиденциальной информации возникает право на защиту в установленном законом порядке, в т.ч. путем возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

Единственное исключение установлено тем же Федеральным законом о бухучете (ст. 10) для информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности. Эта информация - коммерческая тайна организации, и организация вправе не предоставлять ее никому против своей воли. Но и здесь не стоит забывать о ст. 6 Федерального закона о коммерческой тайне. Если в адрес организации пришло мотивированное требование органа государственной власти или местного самоуправления, подписанное уполномоченным должностным лицом и содержащее указание на цели и правовые основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, организация обязана предоставить ее безвозмездно в срок, указанный в требовании. В случае отказа исполнить требование государственные органы власти смогут запросить информацию через суд.

Без всяких ограничений информация, составляющая коммерческую тайну, предоставляется по запросу судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания, если в их производстве находятся уголовные дела.