Мудрый Экономист

Законная экономия на налогах - реальность!

"Налоговый учет для бухгалтера", 2005, N 11

Желание каждого налогоплательщика уменьшить сумму уплачиваемых налогов вполне естественно и понятно. Ведь в России уровень налоговых выплат составляет значительную долю от получаемых доходов, поэтому налогоплательщики вынуждены изобретать способы экономии на налогах. Еще одна причина в том, что если все конкуренты данной фирмы каким-либо образом минимизируют налоговые платежи, это неизбежно сказывается на их ценовой политике, и та компания, которая решит отказаться от минимизации налогообложения, неизбежно проиграет по возможностям снижать цены, давать скидки и устраивать различные акции в пользу потребителей.

Выходом может стать законная экономия на налогах, т.е. так называемая оптимизация налогообложения.

Оптимизация налогообложения - процесс долгий и требует достаточных знаний в области исчисления и уплаты налогов. Трудностей еще добавляет российское законодательство, предусматривающее большое количество налогов и разные способы определения налогооблагаемой базы.

Однако при этом налоговое законодательство предусматривает поиски путей снижения налоговых выплат с помощью установленных законодательством льгот, различных ставок налогообложения, а также способов формирования доходов и расходов. Этому же косвенно способствует наличие пробелов в законодательстве, нечеткость и расплывчатость формулировок.

Как законно обойти закон?

Таким образом, есть легальные, полулегальные и нелегальные способы экономии на налогах.

Легальные способы минимизации налогов основаны на соблюдении норм законодательства путем корректировки деятельности организации, полулегальные связаны с использованием противоречий и недоработок нормативных законодательных актов, а нелегальные - с использованием уголовно наказуемых методов и схем.

Безопасно для бизнеса применять только легальные способы, т.е. оптимизировать налогообложение.

Однако перед началом процесса оптимизации необходимо определить налоговую нагрузку на организацию.

Определение налоговой нагрузки

Многие налогоплательщики не знают, как определять налоговую нагрузку на организацию.

Методик определения показателя, характеризующего налоговую нагрузку на организацию, много, однако они различаются по двум основным направлениям:

Отметим, что при исчислении показателя необходимо включать в расчет только те налоговые выплаты, которые относятся к данному налоговому периоду. А платежи, по которым экономическая база сформировалась в предшествующие периоды, например, доначисленные за прошлые периоды налоги, пени, штрафы, платежи по недоимке и пр., в расчете использовать не надо, так как при их включении в расчет произойдет искажение данных и завышение налогового бремени. Не следует включать в расчет показатели, характеризующие налоговую нагрузку, а также суммы косвенных налогов и НДФЛ.

К косвенным налогам относятся НДС, акциз и прочие аналогичные платежи, которые организация как бы "собирает для перечисления в бюджет", а платит данные налоги конечный потребитель - покупатель. Что касается НДФЛ, то данный налог уплачивается из заработной платы работников, т.е. организация (индивидуальный предприниматель) выполняет роль налогового агента.

Но есть в данном случае одно "но". Если потребителями товаров (работ, услуг) выступают физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица, применяющие специальные режимы налогообложения - УСНО, ЕНВД, ЕСХН и прочие, не имеющие права возмещать НДС, то они получают товар с данным налогом и определяют себестоимость услуг (стоимость приобретаемых материалов или товаров) с учетом НДС. Они включают НДС в стоимость товаров или в себестоимость производимых изделий, т.е. не возмещают НДС. Например, если продавец, используя льготы или специальные налоговые режимы, реализует свою продукцию без НДС (по тем же ценам, что и товар с НДС) покупателям, которым безразлично наличие или отсутствие НДС в цене товара, то доход такого продавца возрастает на сумму "НДС к доплате", равную разнице суммы НДС с цены реализации товара или продукции и суммы НДС по приобретенным ценностям, которые были использованы на производство данного продукта. Поэтому эта группа налогоплательщиков при определении налоговой нагрузки должна включать в расчет сумму косвенных налогов.

Пример 1. Рассмотрим следующую ситуацию. ОАО "Мир" находится на общей системе налогообложения. ОАО "Мир" реализовало товар на сумму 120 000 руб. ООО "Мир-1", которое применяет УСНО при ставке налогообложения 15%.

Выручка ОАО "Мир" составит в данном случае 120 000 руб, из которых 18 300 руб. НДС к возмещению, т.е. чистая выручка 101 700 руб.

Чистая выручка ООО "Мир-1" составит 120 000 руб.

Таким образом, сумма НДС, равная 18 300 руб., превращается для ООО "Мир-1" в дополнительный доход, который будет участвовать при расчете единого налога. Но следует отметить, что и себестоимость производимой продукции возрастет на сумму возмещенного НДС по приобретаемым ТМЦ, которые были использованы в производстве.

Выбор базы для определения налоговой нагрузки

При проведении вычисления показателя, характеризующего налоговую нагрузку, выделяют три базы сравнения: выручка, прибыль и добавленная стоимость. Рассмотрим формирование каждой базы.

Выручка. Для определения налоговой нагрузки выручку определяют исходя из данных формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России. В соответствии с указанными там рекомендациями уровень налоговой нагрузки определяется как отношение всех уплаченных налогов к выручке (принимая в расчет и выручку от реализации, операционные и внереализационные доходы). Этот показатель характеризует долю налогов (налогоемкость) в общем объеме выручки и выражается в процентах.

Прибыль. Данный показатель целесообразно использовать при определении налоговой нагрузки на финансовые результаты, включая в расчет только те налоги, которые относятся на финансовые результаты, например налог на прибыль.

Добавленная стоимость. Показатель добавленной стоимости рассчитывается как разница между выручкой и материальными затратами. Если не вдаваться в подробности, то это валовая прибыль, отраженная в форме 2 по строке 050. Для определения налоговой нагрузки необходимо провести корректировку налоговых начислений, т.е. определить сумму начисленных за анализируемый период налогов, а не уплаченных. В составе добавленной стоимости необходимо учитывать сумму амортизации, налог на имущество, расходы на оплату труда, ЕСН, прибыль, НДС и прочие расходы.

Пример 2. Рассмотрим расчет показателя налоговой нагрузки на примере действующего предприятия, которое осуществляет свою деятельность на рынке давно и достаточно успешно.

Для упрощения расчетов допустим, что рассматриваемое предприятие применяет только общий режим налогообложения, оперативно осуществляет налоговые выплаты, т.е. не имеет долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами. НДС начисляется "по отгрузке", акцизы не уплачиваются, НДФЛ не начисляется.

Выручка организации за 2004 г. составляет 110 000 руб., за аналогичный период прошлого года - 70 000 руб.

Величина себестоимости продукции за 2004 г. составила 80 000 руб., за прошлый период - 50 000 руб.

Прибыль до уплаты налога на прибыль за 2004 г. - 30 000 руб., за прошлый период - 20 000 руб.

Чистая прибыль (после уплаты налога на прибыль) за 2004 г. - 22 800 руб., за прошлый период - 15 200 руб.

Налоговые платежи всего:

за 2004 г. - 16 700 (9500 + 7200) руб.,

в том числе: 2000 руб. (налог на имущество); 1000 руб. (налог на рекламу); 7200 руб. (налог на прибыль); 5000 руб. (НДС к уплате в бюджет); 1500 руб. (ЕСН); годовой фонд оплаты труда - 19 000 руб.; среднегодовая стоимость ОС и НМА - 70 000 руб.; амортизация - 8000 руб.;

за 2003 г. - 12 300 (4800 + 7500) руб.,

в том числе: 1000 руб. (налог на имущество); 500 руб. (налог на рекламу); 4800 руб. (налог на прибыль); 3000 руб. (НДС к уплате в бюджет); 3000 руб. (ЕСН); годовой фонд оплаты труда - 10 000 руб.; среднегодовая стоимость ОС и НМА - 32 000 руб.; амортизация - 4000 руб.

Определим налоговую нагрузку на организацию за анализируемый период.

  1. Добавленная стоимость для анализируемых периодов будет следующая:
     ДС        = (8000 + 2000 + 19 000 + 1500 + 22 800 + 5000) = 58 300 руб.
2004 г.;
ДС = (4000 + 1000 + 10 000 + 3000 + 15 200 + 3000) = 36 200 руб.
2003 г.
  1. Общий уровень налоговых изъятий (УНН):
     УНН        = (7200 + 1500 + 2000) / 58300 = 0,18, или 18%;
2004 г.
УНН = (4800 + 3000 + 1000) / 36 200 = 0,24, или 24%.
2003 г.

По результатам анализа можно сделать вывод о том, что в данной организации качественное налоговое планирование и грамотно определен оптимальный уровень налоговых изъятий, что помогает избегать отвлечения денежных средств из хозяйственного оборота.

Расчетные значения коэффициентов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации, также свидетельствуют о финансовой независимости и устойчивости организации в перспективе.

После определения уровня налогового бремени необходимо приступить к планированию налогообложения.

Примечание. Мнение.

Сергей Разгулин, начальник отдела координации и контроля деятельности ФНС России, анализа и общих вопросов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, государственный советник налоговой службы РФ I ранга:

Я считаю, что грань между законной оптимизацией и незаконным уходом от налогов определяется методами, которые налогоплательщик использует с целью минимизации налоговых обязательств. Если выбор таких методов предоставлен налогоплательщику законом, например, выбор учетной политики, переход на специальные режимы налогообложения, использование различных налоговых льгот, то их применение говорит об оптимизации налогообложения. Если же налогоплательщик использует подложные документы, не ведет бухучет или фальсифицирует его данные, то это является уголовным преступлением - уклонением от налогообложения.

Планирование налогообложения в организации

Налоговое планирование является неотделимым от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, данный процесс является непременным и должен осуществляться на всех уровнях и этапах.

Реализация налогового планирования осуществляется в несколько этапов.

Этап 1. Подготовительный. На данном этапе производится мониторинг законодательства, изучаются налоги, с которыми придется столкнуться в процессе ведения бизнеса, их ставки и пр., вся эта информация обобщается, и принятое решение заносится в соответственные документы (например, закрепляется в учетной политике).

Этап 2. Анализ проблем и постановка задач. В процессе этого этапа изучаются договорные отношения и определяется совокупность договоров, которые будут применяться при взаимодействии с партнерами и клиентами. На этом же этапе производится предварительный анализ хозяйственной деятельности, т.е. изучаются предполагаемые операции и действия, которые придется осуществлять в процессе деятельности. Затем осуществляется моделирование деятельности. Используя все возможные варианты отражения хозяйственных ситуаций, производится расчет финансовых результатов и налогов. Потом данные сопоставляют и выбирают наиболее оптимальный вариант. Этот этап наиболее сложный и долговременный.

Этап 3. Аналитический. Он заключается в определении основных инструментов, которые можно использовать в процессе минимизации налогообложения. К ним относятся налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории РФ и за рубежом и т.д.

Этап 4. Заключительный. В процессе его реализации происходит создание схемы оптимального налогообложения и осуществление деятельности в соответствии с разработанной схемой.

Различаются способы минимизации налоговой нагрузки как в отношении одного вида налога, так и в отношении их совокупности.

Заметим, что для налогового планирования необходимо учитывать размер хозяйственной структуры, т.к. для одних объемов производства и реализации применимы одни схемы и неприменимы другие и наоборот. Более того, осуществляя налоговое планирование, необходимо учитывать не только эффект от экономии на налоговых платежах, но и дополнительные расходы на разработку и построение схем налогового планирования и оптимизации, а также постоянные дополнительные расходы на поддержание данной схемы в рабочем состоянии, к примеру, расходы на бухгалтерское сопровождение компании - налогового спутника, содержание дополнительного бухгалтера и т.д.

Е.Г.Сафронова

Экономист

ООО АФ "Аудит-Партнер"