Мудрый Экономист

Взыскание недоимки и пеней по страховым взносам с организации-банкрота

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 44

Обязательное пенсионное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемых ими до установления обязательного страхового обеспечения. Правовые меры призваны регулировать правоотношения участников системы обязательного пенсионного страхования (федеральных органов государственной власти, страхователей, страховщика и застрахованных лиц), закрепляя их права и обязанности, за неисполнение которых предусмотрено применение мер финансовой ответственности. Экономические меры предназначены для определения финансовой системы обязательного пенсионного страхования, включающей в себя формирование и расходование средств бюджета ПФР и их статус, порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (установление тарифа страхового взноса и взыскание недоимки и пени) граждан. К организационным мерам следует отнести осуществление управления средствами бюджета ПФР, контроль за их целевым расходованием в соответствии с нормами действующего федерального законодательства и индивидуальный персонифицированный учет граждан, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования.

Наиболее значимой для финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования и финансового обеспечения пенсионных прав граждан экономической мерой является взыскание территориальными органами ПФР недоимки по страховым взносам и пеней, осуществляемое в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в ред. от 20.07.2004 N 70-ФЗ) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в судебном порядке. В процессе ее реализации возникают проблемы со страхователями, являющимися должниками-банкротами, которые не исполняют требования территориальных органов ПФР по уплате задолженности по страховым взносам в ходе процедур банкротства. Одна из таких проблем стала предметом рассмотрения ФАС Северо-Кавказского округа (далее - Суд).

Суть дела

Суд, рассмотрев 25 мая 2005 г. кассационную жалобу государственного учреждения - Управления ПФР в Гулькевичском районе Краснодарского края (далее - Управление) на Определение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2005 N А32-20865/2004-51/500, установил следующее.

Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением к сельскохозяйственному производственному кооперативу сельскохозяйственной артели "Племзавод "Венцы-Заря" (далее - Племзавод) о взыскании 531 523 руб. 35 коп. недоимки и пеней по страховым взносам за I квартал 2004 г. Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2005 заявление Управления оставлено без рассмотрения со ссылкой на п. 4 ст. 148 АПК РФ. По его мнению, заявленное Управлением требование должно рассматриваться в деле о банкротстве.

Управление, не согласившись с данным выводом, обратилось в Суд с кассационной жалобой, в которой просило отменить указанное определение и рассмотреть заявление по существу заявленных требований. По мнению заявителя, требование о взыскании недоимки и пеней подлежит удовлетворению, поскольку на момент обращения в арбитражный суд Племзавод находился в стадии наблюдения.

Определение Суда отменено

Изучив материалы дела и рассмотрев кассационную жалобу, Суд вынес постановление об отмене определения Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2005 с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Управление предъявило Племзаводу требование от 23.06.2004 N 617 об уплате в срок до 07.07.2004 задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за I квартал 2004 г., в том числе 429 395 руб. взносов на страховую часть трудовой пенсии и 76 302 руб. взносов на накопительную часть. В связи с неисполнением требования в установленный срок Управление обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании в судебном порядке задолженности и пеней за просрочку ее уплаты.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2001 N А32-6720/2001-37/181-Б о признании Племзавода несостоятельным (банкротом) введена процедура внешнего управления. Однако сделан ошибочный вывод о том, что требования кредиторов по денежным обязательствам должны рассматриваться по делу о несостоятельности организации-должника.

Требования кредиторов удовлетворяются вне очереди

При рассмотрении споров по делам о несостоятельности (банкротстве), производство по которым возбуждено до вступления в силу Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", до момента завершения процедуры банкротства (внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения), введенной до вступления данного Федерального закона в силу, подлежат применению нормы Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). В соответствии со ст. 57 Закона о банкротстве с момента вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного данным Законом.

Суд, основываясь на материалах дела, установил, что спорная сумма задолженности возникла за I квартал 2004 г., т.е. после введения процедуры банкротства в отношении должника. Таким образом, срок уплаты данной задолженности наступил в период процедуры внешнего управления.

Исходя из положений п. 1 ст. 106 Закона о банкротстве требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства, т.е. текущим обязательствам должника, удовлетворяются вне очереди. Таким образом, требование заявителя должно быть удовлетворено во внеочередном порядке, если оно возникло в ходе проведения процедуры банкротства должника.

В обосновании данного вывода Суд применил п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", закрепивший положение о том, что платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом независимо от смены процедуры банкротства, относятся к текущим платежам.

Кроме того, Суд отметил, что из п. 4 указанного Постановления следует, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), подлежат удовлетворению в установленном законодательством порядке, т.е. вне рамок дела о банкротстве.

Как следует из материалов дела, спорная сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работников Племзавода, о взыскании которой Управление обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края в июле 2004 г., исчислена за период внешнего управления. Конкурсное производство в отношении Племзавода, признанного несостоятельным (банкротом), было открыто 08.02.2005.

Нормы вышеназванных федеральных законов о банкротстве и АПК РФ не содержат запрета на обращение заявителя в арбитражный суд с заявлением о взыскании текущей задолженности с несостоятельного должника вне дела о банкротстве.

Исходя из изложенного Суд установил, что правовых оснований для оставления без рассмотрения заявления Управления о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за I квартал 2004 г. и пеней за просрочку ее уплаты у Арбитражного суда Краснодарского края не имелось.

Невыплата задолженности - ущемление пенсионных прав работников

Однако в настоящее время дело N А32-20865/2004-51/500 находится в судопроизводстве в Арбитражном суде Краснодарского края. Таким образом, вопрос о взыскании Управлением со страхователя-банкрота просроченной задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за работников Племзавода и начисленных на нее пеней за I квартал 2004 г. остался по существу спора неразрешенным.

Правовые последствия вышеназванного обстоятельства незамедлительно скажутся при обращении названных работников Племзавода за назначением и выплатой им страхового пенсионного обеспечения - трудовой пенсии, базой для определения размера страховой части которой является расчетный пенсионный капитал.

При этом необходимо учитывать, что согласно ст. 20 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в ред. от 28.12.2004 N 183-ФЗ) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет ПФР, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, если просроченная задолженность по уплате страховых взносов и пеней не будет погашена страхователем-банкротом Племзаводом, не будут определены иные финансовые источники ее возмещения бюджету ПФР и не подтверждена представленными в Управление данными индивидуального (персонифицированного) учета, работники данной организации окажутся ущемлены в своих пенсионных правах.

Аналогичное вышеназванному судебному акту, закрепляющему положения об обязательности погашения просроченной задолженности по уплате страховых взносов в ПФР организациями-банкротами, решение вынес и Ленинский районный суд г. Оренбурга 6 апреля 2005 г. (вступило в законную силу 19 мая 2005 г.).

Н.Петухова

Консультант

Правового департамента ПФР