Мудрый Экономист

Заявление о возврате НДС

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 44

Действующее налоговое законодательство содержит много неясностей по вопросу подачи налогоплательщиками заявления о возврате НДС при применении п. 4 ст. 176 НК РФ. Указанная статья устанавливает порядок вынесения налоговым органом решения по итогам проверки обоснованности применения налоговых вычетов, а также условия и порядок начисления процентов за несвоевременное возмещение сумм налога. Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В этот период налоговый орган принимает решение о возмещении путем зачета или возврата сумм налога либо об отказе в возмещении. Причем зачет денежных средств налогоплательщика в счет недоимок и пени по налогам, задолженности по присужденным налоговым санкциям, а также в счет текущих платежей по налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, производится налоговым органом самостоятельно. В течение 10 дней после вынесения решения налоговый орган обязан уведомить об этом налогоплательщика (абз. 5 п. 4 ст. 176 НК РФ). Возврат налога производится налогоплательщику по его заявлению (п. 4 ст. 176 НК РФ).

Судебная практика

Судебная практика неоднозначно оценивает требования абз. 9 п. 4 ст. 176 НК РФ по проведению возврата денежных средств на расчетный счет налогоплательщика. Отсутствует также ясность в понимании роли заявления как в процессе возврата, так и при определении момента начала расчета суммы процентов в случае несвоевременного возврата НДС.

Первая точка зрения нашла отражение в Постановлениях ФАС МО от 29.08.2002 N КА-А40/5723-02 и ФАС ЦО от 05.09.2003 N А54-424/03-С18 и заключается в том, что, если у налогоплательщика отсутствует недоимка по налогам и сборам, он имеет право выразить свою волю относительно суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета, и распорядиться о возвращении ему всей или части суммы на его расчетный счет. Воля налогоплательщика в данном случае может быть выражена посредством подачи заявления о возврате налога, что и будет являться основанием и точкой начала отсчета сроков начисления процентов за несвоевременное возмещение суммы налога.

Постановление ФАС ЗСО от 11.05.2004 N Ф04/2576-283/А67-2004 затрагивает не только вопрос наличия или отсутствия заявления налогоплательщика как основание для принятия решения о возмещении, но и оценивает само содержание такого заявления, поскольку НДС возмещается двумя способами, и налогоплательщик обязан указать на один из них. Указав в заявлении на один из способов возмещения, зачет или возврат на расчетный счет суммы налога, налогоплательщик по праву распоряжается своими денежными средствами, чего налоговый орган без указания налогоплательщика сделать не вправе.

Как следует из изложенного, основное значение заявления заключается в выражении воли налогоплательщика относительно способа проведения возмещения. Однако, принимая во внимание, что зачет денежных средств производится налоговым органом самостоятельно, подача заявления о возврате в случае отсутствия оснований для проведения зачета согласно абз. 6, 7 п. 4 ст. 176 НК РФ будет носить, скорее, формальный характер. Данный подход подтверждается абз. 5 п. 4 ст. 176 НК РФ, согласно которому налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о решении, в котором указываются суммы к возмещению.

Более обоснованной кажется другая точка зрения, нашедшая отражение в ряде судебных решений федеральных округов. Она не связывает право налогоплательщика на возврат денежных средств на расчетный счет с представлением заявления о совершении данных действий, поскольку отсутствие недоимки по налогам, пени и начисленных налоговых санкций в случае нарушения сроков, установленных ст. 176 НК РФ, само по себе является основанием для перечисления на расчетный счет сумм НДС, подлежащего возмещению, а следовательно, для начисления процентов за несвоевременное возмещение налога не требуется никаких действий со стороны налогоплательщика. Кроме того, факт судебного признания незаконным бездействие налогового органа, которое может выразиться также в принятии незаконного решения, и обязание их возмещения также свидетельствуют о волеизъявлении налогоплательщика на возврат суммы налога на его расчетный счет.

В Постановлении ФАС МО от 27.02.2003 N КА-А40/801-03 указано на то, что абз. 12 п. 4 ст. 176 НК РФ, которым установлена ответственность за нарушение срока возврата налога, не предусмотрена подача заявления налогоплательщиком или соблюдение иного претензионного (досудебного) порядка урегулирования спора. Таким образом, проценты начисляются по факту просрочки, а заявление не является единственным основанием и точкой начала отсчета сроков начисления процентов за несвоевременное возмещение суммы налога.

ФАС УО в Постановлении от 14.08.2003 N Ф09-2425/2003АК посчитал необходимым произвести начисление процентов не только за нарушение сроков возврата налога, но и срока принятия решения о возмещении налога. В случае бездействия налогового органа у налогоплательщика отсутствуют основания для подачи заявления о возврате налога. В то же время заявление о возврате налога необходимо как условие для начисления соответствующих процентов, поскольку норма абз. 9 п. 4 ст. 176 НК РФ предусматривает их начисление именно при несвоевременном возврате, который производится на основании заявления налогоплательщика. Однако дата подачи такого заявления не должна влиять на определение момента, с которого подлежат начислению соответствующие проценты. Таким образом, проценты должны начисляться как в случае несвоевременного возврата государственными органами сумм НДС по экспортным операциям, так и при нарушении налоговыми органами сроков принятия соответствующих решений о возмещении налога либо непринятия таких решений (например, когда возврат налога осуществляется на основании решения суда).

Важное значение при рассмотрении вопроса подачи заявления имеет позиция, высказанная в Постановлении ФАС МО от 17.09.2004 N КА-А40/7904-04. Согласно решению суда из буквального текста ст. 176 НК РФ не следует, что отсутствие заявления налогоплательщика о возмещении ему суммы НДС при представлении налоговой декларации и соответствующих документов влечет отказ налогового органа в возмещении налогоплательщику суммы НДС путем возврата. Поэтому отсутствие заявления налогоплательщика именно о возврате НДС не может быть основанием к отказу в возмещении заявленных сумм налога. В случае представления в налоговый орган декларации, соответствующих документов и осуществления фактического возврата НДС, который сопровождался нарушением установленного законом срока возврата, на возвращенную сумму НДС начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. Подлежащие же взысканию проценты в рассматриваемой ситуации начисляются за весь период, пока денежные средства налогоплательщика находились в бюджете. Указанный вывод суд сделал со ссылкой на п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Таким образом, обоснованность второй позиции заключается в том, что она более соответствует арбитражной практике по возмещению НДС и не рассматривает заявление как единственное основание для возврата сумм НДС и процентов за несвоевременный возврат, а также не рассматривает дату подачи заявления в качестве даты начала расчета процентов за несвоевременный возврат НДС.

Срок подачи заявления

Налоговым законодательством не установлен срок подачи заявления о возврате налога на расчетный счет. Существует мнение, что наиболее удобным способом заявить о своем желании возвратить денежные средства на расчетный счет является подача заявления о возврате одновременно с налоговой декларацией по ставке 0% и комплектом документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В случае отказа налоговым органом в возмещении НДС факт наличия или отсутствия заявления в форме письма не имеет значения, так как неправомерное невозмещение налога начинается с момента истечения 3-месячного срока, отведенного НК РФ налоговому органу для проверки обоснованности применения вычетов. Таким образом, именно по истечении этого срока должны начисляться проценты за несвоевременный возврат сумм НДС при наличии бездействия налогового органа независимо от того, было ли представлено налогоплательщиком заявление, предусмотренное абз. 9 п. 4 ст. 176 НК РФ. Как следует из приведенной арбитражной практики, заявление о возмещении может быть подано как в форме письма, так и искового заявления, причем выбор формы целесообразно основывать на принятом налоговым органом решении. В случае бездействия налогового органа заявление должно быть подано в форме искового заявления.

Форма и содержание заявления

Одним из наиболее важных является вопрос об определении формы и содержания заявления. Несмотря на то что письменная форма подачи заявления прямо не следует из абз. 9 п. 4 ст. 176 НК РФ, она более приемлема, поскольку при наличии отметки о принятии на втором экземпляре налогоплательщик имеет возможность доказать факт его принятия.

Из-за противоречий в толковании нормы абз. 9 п. 4 ст. 176 НК РФ налогоплательщики по-разному подходят к вопросу определения формы и содержания заявления. В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, а суды в свою очередь обязаны рассмотреть данные доказательства (заявления) с учетом презумпции добросовестности налогоплательщика.

Положение о презумпции добросовестности не всегда применяется на практике. ФАС МО в Постановлении от 28.12.2004 N КА-А40/11901-04 отказал налогоплательщику в удовлетворении требований по начислению и возврату процентов, аргументировав свою позицию тем, что из представленного заявления о возврате явно не следует способ возмещения НДС. Суд не принял во внимание доводы налогоплательщика о том, что нижестоящими судами не указаны данные, которые отсутствуют в поданном заявлении и препятствуют проведению возврата. Отклонены доводы налогоплательщика о преюдициальном значении ранее принятого судебного акта (решение о возврате НДС), в котором судом установлен факт подачи заявления, и довод о том, что налоговым органом также подтвержден факт подачи заявления, поскольку обязанность перечисления денежных средств на расчетный счет возникает после получения заявления налогоплательщика, и фактический возврат был произведен. Судом также не учтен довод о нарушении единообразия в применении закона, так как ранее в аналогичных делах подтверждался факт соответствия формы и содержания заявлений требованиям закона. Приведенное Постановление выражает первую точку зрения по рассматриваемому вопросу и является показательным с точки зрения оценки судами содержания заявления.

Принимая во внимание, что форма и содержание заявления о возврате не определены действующим законодательством, а следовательно, у сторон процесса отсутствует возможность ссылаться на нормы закона для обоснования своей позиции, попробуем разобраться в вопросе необходимости и достаточности данных, указанных в заявлении. Существует точка зрения, согласно которой заявление должно содержать: наименование налогоплательщика; период, за который подана декларация по ставке 0%; сумму возврата; номер расчетного счета налогоплательщика и дату представления декларации и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Остановимся подробнее на каждом из них.

Наименование налогоплательщика, дата представления декларации и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, а также период, за который подана декларация по ставке 0%, содержатся в самой декларации. Сроки подачи содержатся на ее копии и в сопроводительном письме (в случае его подачи). Из декларации следует и сумма НДС, заявленная налогоплательщиком к возмещению. Кроме того, как указывалось выше, сумма НДС, предъявленная налогоплательщиком к возмещению, не всегда соответствует сумме налога, указанной налоговым органом в решении. Это обстоятельство вновь подтверждает обоснованность подачи заявления о возврате НДС после вынесения решения и показывает невозможность определения налогоплательщиком точной суммы налога, подлежащего возврату. Что касается указания налогоплательщиком номера расчетного счета, то такая обязанность отсутствует при выполнении условия письменно сообщать об открытии счетов (абз. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). НК РФ не предусматривает обязанность налогоплательщика повторно представлять сведения, кроме как на основании запроса налогового органа. Данный вывод еще раз подтверждает мнение о том, что первая точка зрения судов не совсем оправданна.

В качестве одного из вариантов решения вопроса формы и содержания заявления можно предложить следующее. Законодательная практика показывает, что для возврата иностранной организацией сумм налогов, удержанных с доходов от источников в Российской Федерации, была разработана форма заявления на возврат N 1011DТ (2002). Подобным путем следует идти и в случае с заявлением о возврате НДС. Для этого необходимо утвердить форму заявления. Вторым шагом является внесение изменений в п. 4 ст. 176 НК РФ, в соответствии с которым налогоплательщик будет обязан представлять заявление на возврат установленной формы одновременно с отдельной налоговой декларацией по налоговой ставке 0% и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Следует отметить, что с 1 января 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" в ст. 176 НК РФ будут внесены изменения. Данный Закон принципиально не меняет существующий порядок возмещения НДС и предусматривает подачу заявления о возврате. Таким образом, решение вопроса формы и содержания заявления остается актуальным. В случае непринятия изменений в налоговое законодательство вопрос о наличии в заявлении волеизъявления будет оставлен на разрешение судами.

Заявление как основание для начисления и выплаты процентов

Арбитражная практика при оценке роли заявления для определения момента начала расчета суммы процентов в случае несвоевременного возврата НДС не однозначна. Причина этого - вопрос о том, является ли такое заявление документом, при отсутствии которого невозможно проведение возврата (так как именно на сумму возврата должны начисляться проценты), либо носит формальный характер, поскольку при отсутствии заявления в налоговый орган НДС может быть возвращен по заявлению в суд.

Анализ данного вопроса указывает, скорее, на формальный характер заявления, так как его наличие требуется только в качестве основания для налогового органа перечислить денежные средства на расчетный счет налогоплательщика. В данной ситуации оснований для начисления сумм процентов, скорее всего, не возникнет. При несогласии налогоплательщика с вынесенным решением либо в случае бездействия налогового органа сумма процентов должна начисляться по решению суда, и датой начала расчета процентов должен приниматься день, следующий за 3-месячным сроком для принятия налоговым органом решения.

А.Третьяков

Юрист