Мудрый Экономист

Транспортные ухабы на налоговых дорогах

"Налоговые споры", 2005, N 12

По окончании года налогоплательщикам транспортного налога нужно рассчитать окончательную сумму налога и, если обнаружится недоплата, уплатить ее в бюджет. Но часто из-за противоречий нашего законодательства совершенно не понятно, из чего надо исходить, рассчитывая сумму налога?

Разобраться помогут выводы судов.

ПРИЧИНА СПОРА

Организация представила в налоговую инспекцию декларацию по транспортному налогу, из которой следовало, что по транспортным средствам УАЗ-39099 и ГАЗ-2217 транспортный налог исчислен исходя из налоговой ставки, установленной для легковых автомобилей.

Налоговая инспекция, проверив данные налоговой декларации, посчитала, что транспортный налог исчислен организацией неверно, поскольку применены не те налоговые ставки. По результатам камеральной налоговой проверки налоговая инспекция приняла решение о привлечении организации к ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ, а также предъявила ей к уплате недоимку по транспортному налогу. Поскольку налогоплательщик требование налоговой инспекции не исполнил, она обратилась в суд.

--                      -¬               --                     -¬
¦ ПОЗИЦИЯ ¦------> <------¦ ПОЗИЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ¦
¦ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ¦ ¦ ¦
L- -- L- --
----------------
Транспортный налог на ---------------¬ Сумма налога рассчитана
территории региона ¦ 3865 руб. ¦ исходя из технических
установлен и введен в ¦ 20 коп. ¦ характеристик
действие соответствующим L--------------- автомобилей. Спорные
законом субъекта РФ, и в ---------------- транспортные средства
нем предусматриваются имеют не более 8 мест
ставки налога в для сидения, автомобиль
зависимости от типа ГАЗ-2217 не предназначен
транспортного средства для перевозки грузов, а
отдельно для легковых автомобиль УАЗ-39099 не
автомобилей, автобусов, используется для
грузовых автомобилей и перевозки грузов.
иных транспортных Автомобили используются
средств. только для перевозки
Автомобили УАЗ-39099 и пассажиров, имеют
ГАЗ-2217 нельзя отнести к максимальную массу, не
легковым автомобилям; превышающую 3,5 т,
первый относится к мощность двигателя
грузовым автомобилям, а каждого автомобиля менее
второй - к автобусам, а 73,55 кВт.
значит, организация при Таким образом,
расчете налога применила организация правильно
не те налоговые ставки, отнесла данные
поэтому сумма налога была автомобили к легковым и
занижена. применила при расчете
транспортного налога
налоговую ставку,
установленную законом
субъекта РФ для легковых
автомобилей. Оснований
для доначисления суммы
налога и предъявления
штрафа по п. 1 ст. 122
НК РФ у налоговой
инспекции не было.
¦
¦/
-------------------------
------------------------¬
¦ решение в пользу ¦
¦ организации ¦
L------------------------
-------------------------

ПОЗИЦИЯ СУДА

В ст. 358 НК РФ среди объектов налогообложения транспортным налогом названы автомобили, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

По смыслу приведенной нормы регистрация транспортного средства является важным условием для признания того или иного транспортного средства объектом налогообложения данным налогом. А при регистрации определяются характеристики транспортного средства, в частности определяется его тип и мощность установленного на нем двигателя, - от этих данных зависит ставка транспортного налога. Таким образом, при расчете суммы транспортного налога следует исходить из данных регистрационных документов.

Таковы выводы ФАС Западно-Сибирского округа, изложенные в Постановлении от 27.07.2005 по делу N Ф04-4776/2005(13333-А81-33).

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Для того чтобы оценить законность действий налогового органа, нужно обратиться к положениям гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ и установить, какие данные используются при исчислении этого налога, какими документами руководствоваться для применения той или иной ставки налога.

Из положений гл. 28 НК РФ следует, что и налоговая база, и налоговая ставка по транспортному налогу определяются исходя из технических данных транспортного средства, в том числе его типа, мощности двигателя, валовой вместимости, категории, веса и т.д. Технические характеристики транспортного средства содержатся в паспорте транспортного средства (далее - ПТС).

В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" ПТС представляет собой документ, действующий на всей территории России. Только на основании паспорта транспортные средства можно зарегистрировать и допускать к эксплуатации и участию в дорожном движении.

Согласно Положению о ПТС (п. 25) в число обязательных реквизитов паспорта входят тип транспортного средства, определяемый его конструкторскими особенностями, модель, номер двигателя и его мощность в лошадиных силах (киловаттах).

Поскольку у каждого лица, на которое зарегистрировано транспортное средство, т.е. налогоплательщика транспортного налога, есть ПТС, налог должен рассчитываться исходя из содержащихся в нем данных. Заметим, что имеющиеся судебные решения, хотя и немногочисленные, подтверждают данный вывод. Если налогоплательщик при исчислении налога исходил из характеристики автомобиля, указанной в регистрационных документах, ПТС и документах, удостоверяющих право собственности на них, то привлекать его к ответственности за неполную уплату транспортного налога, обусловленную неверным определением категории и типа транспортных средств, неправомерно (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.01.2005 по делу N Ф04-9561/2004(7805-А75-23), Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.02.2005 по делу N А05-7602/04-12).

В связи с этим непонятно, почему налоговые органы по-другому квалифицируют те или иные транспортные средства, ведь, как показывает судебная практика, подобные споры возникают довольно часто. Возможно, это связано с использованием Методических рекомендаций по применению гл. 28 НК РФ. В методичке (п. 16) есть оговорка, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) и Конвенцией о дорожном движении. Обратившись к названным актам, можно увидеть, что они по-разному подходят к классификации транспортных средств. Так, Конвенция легковые и грузовые автомобили включает в одну категорию транспортных средств - категорию В, а Общероссийский классификатор признает их самостоятельными группами транспортных средств.

По нашему мнению, названные положения Методических рекомендаций просто описывают процедуру определения типа транспортного средства. Налогоплательщики или налоговые органы не должны определять тип транспортного средства, для них есть ПТС, из данных которого и нужно исходить при расчете транспортного налога.

Еще одно предположение. Не так давно налоговые органы стали предъявлять налогоплательщикам претензии по поводу неправильного расчета суммы налога как раз в отношении автомобилей ОАО "Ульяновский автомобильный завод", признавая часть моделей УАЗ грузовыми, а не легковыми, как это было указано в ПТС. Причем, как выяснилось, основанием для таких претензий послужило письмо самого завода, которое через налоговые управления по субъектам было распространено по всем нижестоящим налоговым инспекциям (см., например, Письмо Управления МНС России по г. Москве от 03.08.2004 N 23-01/3/50988 "О транспортном налоге").

Мы считаем, что даже полученные от завода-изготовителя данные о транспортном средстве, если они не совпадают с теми, которые указаны в ПТС налогоплательщика, не могут являться основанием для перерасчета суммы налога. Эти данные могут быть лишь поводом для проведения налоговым органом соответствующей проверки в целях устранения всех противоречий и неясностей относительно объекта налогообложения. Ведь если будет установлено, что транспортное средство относится к иной категории, чем указано в ПТС, то для начала изменению подлежат регистрационные данные о транспортном средстве. В ПТС делаются соответствующие отметки или производится замена регистрационных документов (см. Приказ МВД России от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств"), и только потом возможен перерасчет суммы налога.

Еще один вопрос, связанный с администрированием транспортного налога, это вопрос о взыскании доначисленных сумм налога, пеней и привлечении к налоговой ответственности на основании ст. 122 НК РФ (за неуплату (неполную) уплату сумм налога).

Поскольку транспортный налог относится к региональным налогам, часть полномочий по его установлению передана субъектам РФ. Так, законами субъектов устанавливается порядок уплаты налога, который может предусматривать уплату платежей до истечения налогового периода. Однако это не значит, что такие суммы приравниваются к налогу - они являются авансовыми платежами. Этот вывод вытекает из ст. 360 НК РФ, устанавливающей, что налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, а также из самого понятия "налог", данного в ст. 8 НК РФ. Отсюда следует, что факт неуплаты налога может возникнуть только по истечении налогового периода, а значит, его доначисление и взыскание, а также привлечение к ответственности по ст. 122 НК РФ возможно после наступления указанного события.

По транспортному налогу окончательная сумма, подлежащая уплате, исчисляется по окончании года, поскольку только тогда можно определить количество полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на имя налогоплательщика <1>. Заметим, что это признают и налоговые органы (см. Методические рекомендации по применению гл. 28 НК РФ).

<1> В соответствии с Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ "О внесении изменении в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2006 г. для налогоплательщиков-организаций вводятся отчетные периоды, которыми признаются I, II и III кварталы, соответственно, появляется обязанность исчислять авансовые платежи по налогу в размере 1/4 произведения налоговой ставки и налоговой базы.

При оценке законности начисления пеней следует руководствоваться ст. 75 НК РФ. Пени начисляются только в том случае, если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) уплатил причитающиеся суммы налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Как указал Пленум ВАС РФ в Постановлении от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", взыскание с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей возможно в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 НК РФ. Арбитражная практика в этом вопросе также однозначна (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.07.2005 по делу N Ф04-4706/2005 (13259-А70-33)).

А вот в отношении представления налоговых деклараций по транспортному налогу ситуация иная. По общему правилу, установленному п. 6 ст. 80 НК РФ, налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Транспортный налог является региональным налогом, и, как следует из п. 2 ст. 363 НК РФ, налогоплательщики-организации должны представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов РФ. Поэтому в тот срок, который установлен региональным законом (а это может быть задолго до истечения налогового периода), налогоплательщик должен представить налоговую декларацию по транспортному налогу, иначе его можно привлечь к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ. Только не стоит забывать о том, что обязанность представлять налоговые декларации возникает по тем транспортным средствам, которые приобретены налогоплательщиком до истечения установленного законом срока представления декларации (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 16.06.2005 по делу N А35-2775/04-С23).

ВАС РФ УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

                  Выводы суда                  
    Реквизиты   
Налоговый агент не несет никакой               
ответственности за нарушение порядка
перечисления удержанного НДФЛ
Постановление
Президиума
ВАС РФ от
23.08.2005
N 645/05
Срок для подачи заявления о зачете и возврате  
излишне уплаченной суммы налога должен
исчисляться с момента образования переплаты.
Ссылка на то, что организация применяла общие
сроки исковой давности, потому что о переплате
она узнала из актов сверки, признана судом
несостоятельной, поскольку предметом заявленных
организацией требований является оспаривание в
суде бездействия налоговой инспекции по
проведению зачета
Постановление
Президиума
ВАС РФ от
23.08.2005
N 5735/05
После открытия конкурсного производства вопрос 
о взыскании с организации налогов должен
решаться не налоговым органом в безакцептном
порядке, а конкурсным управляющим. С момента
открытия конкурсного производства начисление
пеней прекращается
Постановление
Президиума
ВАС РФ от
23.08.2005
N 2573/05
Налогоплательщики, применяющие УСН, могут      
зачесть излишне уплаченные авансовые платежи по
единому налогу в счет уплаты минимального
налога
Постановление
Президиума
ВАС РФ от
01.09.2005
N 5767/05
Налоговый вычет по ЕСН применяется в сумме     
начисленных страховых пенсионных взносов.
Неполная уплата страховых пенсионных взносов не
образует состава правонарушения,
предусмотренного ст. 122 НК РФ
Постановления   
Президиума
ВАС РФ от
01.09.2005
N N 4486/05,
4336/05
Налогоплательщик не обязан подписывать акт     
сверки расчетов с налоговым органом. Отказ от
подписания акта не влияет на право
налогоплательщика возвратить из бюджета суммы
налога, подлежащие возмещению
Постановление
Президиума
ВАС РФ от
06.09.2005
N 4083/05
Право упрощенцев на применение налогового      
вычета увязано с периодом уплаты НДС
поставщикам товаров (работ, услуг). Если налог
был уплачен после перехода на УСН, право на
вычет организация теряет
Постановление
Президиума
ВАС РФ от
13.09.2005
N 4287/05