Мудрый Экономист

Оплата труда работников бюджетных учреждений

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 12

Оплатой труда является система отношений, связанная с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст. 129 ТК РФ). В статье будут рассмотрены изменения в порядке оплаты труда работников бюджетных учреждений, которые произошли в 2005 г., а также затрагивается тема оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и других работников бюджетной сферы.

Общие положения об оплате труда

Основным документом, отражающим вопросы оплаты труда, является ТК РФ.

Примечание. Разница между оплатой труда и заработной платой состоит в том, что под оплатой труда понимается система отношений, связанных с материальным вознаграждением работника, а под заработной платой - вознаграждение за труд.

Таким образом, понятие оплаты труда можно рассматривать значительно шире, чем только как заработную плату, так как оно предусматривает не только систему расчета (определения) заработной платы, но и используемые режимы рабочего времени, правила использования и документального оформления рабочего времени, нормы труда, сроки выплаты заработной платы и т.п.

Статьей 135 ТК РФ определено, что в отношении работников бюджетных учреждений порядок оплаты труда и отдельных выплат устанавливается соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Решением Российской трехсторонней комиссии от 29.12.2004 (Протокол N 4) утверждены Единые рекомендации системы оплаты труда (далее - Единые рекомендации) работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях. Единые рекомендации призваны помочь федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, учреждениям бюджетной сферы в организации труда работников бюджетных учреждений.

Комиссия установила принципы системы оплаты труда, в соответствии с которыми разрабатываются нормативные правовые акты в области оплаты труда на 2005 г.:

Гарантии по оплате труда

Установленные федеральным законодательством условия оплаты труда должны применяться на всей территории РФ. Данные условия являются гарантиями оплаты труда работников бюджетных учреждений. К таким гарантиям относятся:

Выплата заработной платы в РФ производится в рублях.

Минимальный размер заработной платы

Основой исчисления заработной платы является минимальной размер заработной платы (далее - МРОТ). Законом N 82-ФЗ <1> с 01.01.2005 МРОТ установлен в размере 720 руб. в месяц. Кроме того, предусмотрено дальнейшее повышение МРОТ в 2005 и 2006 гг., а именно с 01.09.2005 - 800 руб. в месяц, с 01.05.2006 - 1100 руб. в месяц.

<1> Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".

В соответствии со ст. 133 ТК РФ МРОТ не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

При определении уровня минимальной заработной платы, которая начисляется в пользу работника, не должны учитываться доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

Удержания из заработной платы

Из начисленной заработной платы могут производиться различные удержания. Существуют три вида удержаний, производимых из причитающихся в пользу физических лиц сумм заработной платы или иных вознаграждений:

К обязательным удержаниям относятся:

При обязательном удержании не требуется издания приказа администрации учреждения и письменного согласия работника.

По инициативе администрации могут быть произведены удержания:

К удержаниям, производимым по согласованию между работодателем и физическим лицом, относятся:

Примечание. Размер удержаний на основании распоряжения руководителя учреждения не может превышать 20% от выплачиваемой заработной платы работника (ст. 139 ТК РФ).

Порядок выплаты заработной платы

Статьей 136 ТК РФ установлены порядок, место и сроки выплаты заработной платы. Так, работодатель в форме расчетного листка обязан извещать каждого работника о начисленной и удержанной заработной плате за отработанный период и сумме, подлежащей к выплате. В частности, в расчетном листке должна содержаться информация:

Заработная плата работнику бюджетного учреждения выплачивается по месту работы. Кроме того, по решению работника ее могут перечислять на открытый им счет в банке.

Как правило, заработная плата выплачивается непосредственно работнику, однако в случае командировки или иных случаях работник может поручить получить заработную плату другому лицу, оформив доверенность.

Представим примерную форму доверенности:

------------------------------------------------------------------¬
¦ Доверенность ¦
¦ ¦
¦ Я, Иванов Иван Иванович доверяю получить причитающуюся мне¦
¦заработную плату за февраль 2005 г. Петрову Петру Петровичу,¦
¦паспортные данные: 2202 N 123456, выдан 20.01.2002¦
¦УВД Московского района г. Н. Новгорода. ¦
¦ ¦
¦ 04.03.2005 ¦
¦ ___________ ¦
¦ (подпись) ¦
L------------------------------------------------------------------

Доверенность должна быть удостоверена нотариально или в организации, где работает доверитель.

В бюджетном учреждении заработная плата должна выплачивается два раза в месяц: в дни, установленные трудовым договором. Если день выплаты заработной платы совпадает с выходным или нерабочим праздничным днем, то выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Отдельно рассмотрим вопрос о нарушении сроков выплаты заработной платы.

Примечание. За нарушение сроков выплаты заработной платы предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность. Нарушением сроков является задержка заработной платы на срок от 15 дней (ст. 142 ТК РФ).

В случае дисциплинарной ответственности к руководителю учреждения применяется дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения с места работы. При материальной ответственности работодатель в соответствии со ст. 236 ТК РФ обязан выплатить задолженность по оплате труда с уплатой процентов в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Административная ответственность работодателя за невыплату заработной платы в срок определена ст. 5.27 КоАП РФ и влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти МРОТ.

Уголовная ответственность, предусмотренная ст. 145.1 УК РФ, наступает при задержке заработной платы сроком от двух месяцев, и такая задержка наказывается лишением свободы до двух лет.

Система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений

Как уже было сказано выше, оплата труда работников бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с заключенными с ними трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников.

Оплата труда работников федеральных государственных учреждений регулируется Законом N 22-ФЗ <2>. До 01.01.2005 действие Закона N 22-ФЗ распространялось на заработную плату всех работников организаций бюджетной сферы деятельности.

<2> Федеральный закон от 04.02.1999 N 22-ФЗ "Об оплате труда работников бюджетных учреждений".

Также Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в ст. 143 ТК РФ внесены изменения. Теперь органы государственной власти субъектов РФ сами устанавливают систему оплату труда работников государственных учреждений субъектов РФ и порядок ее применения.

Статьей 135 ТК РФ и Законом N 22-ФЗ предусмотрена тарифная система оплаты труда работников бюджетных учреждений. Она включает в себя тарифные ставки, тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Единая тарифная сетка (далее - ЕТС) состоит из 18 разрядов оплаты труда. Каждый разряд имеет свою тарифную ставку, которая увеличивается в соответствии с установленными коэффициентами.

Стоит отметить, что Законом N 22-ФЗ установлены соотношения между тарифными ставками первого и восемнадцатого разряда ЕТС в размере не менее 1 к 4,5.

Постановление Правительства РФ от 02.10.2003 N 609 предусмотрело повышение тарифных ставок ЕТС.

Тарифные ставки (оклады) единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы по состоянию на 31.12.2004

Разряд оплаты труда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Тарифная

ставка

(оклад)

600

670

740

820

910

1010

1110

1220

1340

1470

1610

1740

1880

2020

2180

2340

2520

2700

С 01.01.2005 Постановлением о повышении тарифных ставок (далее - Постановление N 902 <3>) размеры тарифных ставок повышены в 1,2 раза, а с 01.09.2005 Постановлением о повышении с 01.09.2005 тарифных ставок (далее - Постановление N 522 <4>) тарифные ставки повышены в 1,11 раза для работников федеральных государственных учреждений.

<3> Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 902 "О повышении тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений".
<4> Постановление Правительства РФ от 18.08.2005 N 522 "О повышении с 1 сентября 2005 года тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений".

Работникам бюджетных учреждений помимо установленных тарифных окладов в пределах выделенных бюджетных ассигнований выплачиваются надбавки, доплаты и иные виды стимулирующего характера. Порядок таких выплат предусмотрен п. 5 Постановления Правительства РФ от 14.10.1992 N 785.

В соответствии с Едиными рекомендациями надбавки и доплаты подразделяются на выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Размер и порядок выплат надбавок и доплат устанавливаются законодательными и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

К компенсационным выплатам относятся:

Размеры компенсационных выплат установлены законодательством РФ.

К стимулирующим выплатам относятся:



Стимулирующие выплаты, которые носят постоянный характер, обязательны для исполнения. Их размеры установлены в законодательстве РФ.

Труд работников учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплачивается в виде районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате. Порядок и размер таких выплат устанавливает Правительство РФ.

Система оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих

Труд федеральных государственных гражданских служащих оплачивается в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" (далее - Закон N 79-ФЗ). Статьей 50 Закона N 79-ФЗ определено, что оплата труда гражданского служащего состоит из денежного содержания и дополнительных выплат, которые призваны стимулировать его профессиональную деятельность.

К денежному содержанию гражданского служащего относятся:

Должностные оклады и оклады за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ по представлению Правительства РФ.

Дополнительными выплатами государственным гражданским служащим являются:

Ежегодно законом о федеральном бюджете определяются размеры увеличения (индексации) окладов денежного содержания федеральных гражданских служащих.



Отметим порядок выплаты федеральным государственным гражданским служащим надбавки за выслугу лет.

Она определяется в следующих размерах:

Стаж гражданской службы

Проценты

от 1 года до 5 лет

10

от 5 до 10 лет



15

от 10 до 15 лет

20

свыше 15 лет

30

Заработная плата федеральным государственным гражданским служащим выдается в РФ за счет фонда оплаты труда. При его формировании помимо основного должностного оклада федеральным гражданским служащим предусмотрены следующие выплаты (в расчете на год):



Порядок оплаты труда и формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов РФ устанавливается законодательством субъекта РФ в соответствии с Законом N 79-ФЗ.

Согласно Указу Президента РФ от 26.05.2005 N 589 с 01.04.2005 лицам, замещающим государственные должности федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, установлено ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада. Оно учитывается при исчислении среднего заработка.

А.Кантеровский

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"