Мудрый Экономист

Транспортный налог - 2006

"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 12

Организации торговли и общественного питания по специфике своей предпринимательской деятельности вынуждены использовать транспортные средства практически повседневно. Причем именно специфика деятельности отдельных организаций обусловливает преимущества использования собственных транспортных средств, а не сторонних организаций.

Например, для организаций торговли, специализирующихся на продаже продуктов питания, и организаций общественного питания необходимость наличия собственных транспортных средств обусловлена сроками хранения некоторых видов продуктов. В случае привлечения для перевозки транспортных средств сторонних организаций организация торговли вынуждена считаться с возможностью несвоевременной подачи транспортных средств или вообще с возможностью срыва перевозки. В этом случае вероятные потери от списания скоропортящихся грузов могут существенно превысить экономию от использования арендованного транспорта. Для организаций торговли, специализирующихся на перевозке крупногабаритных грузов, целесообразность использования собственного транспорта может быть обусловлена необходимостью специального оборудования транспортных средств и т.п.

В связи с этим вопросы правильного исчисления транспортного налога и своевременной его уплаты если и не являются первоочередными, то не могут считаться и второстепенными.

Федеральным законом от 20 октября 2005 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесен ряд изменений, касающихся порядка исчисления и сроков перечисления транспортного налога.

Федеральный закон N 131-ФЗ опубликован в "Российской газете" от 25 октября 2005 г. N 239 и вступает в силу с 1 января 2006 г.

Основные изменения можно свести к следующему.

Изменениями, внесенными в ст. 356 НК РФ, органы государственной власти субъектов РФ фактически лишены права утверждать форму отчетности по транспортному налогу. Теперь это будет делаться централизованно - Минфином России. В связи с этим гл. 28 НК РФ дополнена новой ст. 363.1 "Налоговая декларация", которой (помимо указания на разработчика налоговых деклараций) установлено следующее:

налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по истечении налогового периода - то есть ежегодно, не позднее 1 февраля. Данное уточнение будет весьма актуальным для тех регионов, в которых установлены иные сроки представления отчетности по транспортному налогу. Федеральный закон N 131-ФЗ вступает в силу с 1 января 2006 г., следовательно, весьма вероятно, что и налоговая декларация за 2006 г. должна будет представляться к 1 февраля (при условии, что Минфином России форма декларации будет утверждена);

в том случае, когда законом субъекта РФ установлена обязательность уплаты авансовых платежей, указанные налогоплательщики по истечении каждого отчетного периода (календарного квартала) обязаны представлять в налоговый орган налоговый расчет по авансовым платежам по налогу, форма которого также утверждается Минфином России. Срок представления расчетов по авансовым платежам - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

В новой редакции изложена ст. 360 НК РФ. Теперь наряду с понятием "налоговый период" вводится понятие "отчетного периода". При этом законодательным или представительным органам субъектов РФ предоставлено право не устанавливать отчетные периоды. Из этого следует, что для организаций, являющихся плательщиками транспортного налога, с нового года может быть установлен порядок, в соответствии с которым уплата налога будет производиться не один раз в год, а ежеквартально. Соответственно, вчетверо увеличится и количество представления расчетов и деклараций в налоговый орган. Подчеркнем, что подобный порядок может быть введен только законом соответствующего субъекта, который в соответствии с нормами части первой НК РФ должен быть не только принят, но и опубликован не позднее чем за месяц до начала очередного налогового периода, фактически - не позднее 30 ноября 2005 г. Если соответствующий закон принят не будет, порядок уплаты налога и отчетности по нему останется прежним.

В связи с предоставлением органам государственной власти субъектов РФ права устанавливать обязанность по уплате налоговых платежей соответствующие изменения внесены и в ст. 362 НК РФ "Порядок исчисления налога" <*>:

по итогам налогового периода сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки и определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода;

суммы авансовых платежей по налогу исчисляются по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

<*> С 1 января 2006 г. установлено новое наименование ст. 362 НК РФ "Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу".

Например, организация торговли имеет в собственности грузовой автомобиль мощностью 100 л. с. Законом субъекта РФ установлена налоговая ставка в размере 12 руб. за 1 л. с. (минимальная ставка в соответствии со ст. 261 НК РФ - 5 руб., максимальная - 25 руб.). Также законом субъекта РФ установлена обязательность уплаты авансовых платежей по налогу в течение налогового периода.

В этом случае расчет налоговых платежей будет осуществляться следующим образом:

за первый отчетный период: 12 : 4 x 100 = 300 руб.;

за второй отчетный период: 12 : 4 x 100 = 300 руб.;

за третий отчетный период: 12 : 4 x 100 = 300 руб.;

за налоговый период: 12 x 100 - 300 - 300 - 300 = 300 руб.

Авансовые налоговые платежи должны быть осуществлены не позднее соответственно 30 апреля, 31 июля, 31 октября 2006 г., платеж по итогам налогового периода - не позднее 1 февраля 2007 г.

В новой редакции изложено первое предложение п. 3 ст. 362 НК РФ, регулирующее порядок исчисления налога в случае, когда в течение налогового периода транспортное средство было зарегистрировано или снято с учета. Принципиально схема расчета не изменилась - исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в соответствующем периоде. Уточнено, что при исчислении авансовых платежей по налогу используется та же схема. По нашему мнению, принципиальной разницы, как применять поправочный коэффициент - к налоговому или отчетному периоду, - нет. Просто в первом случае корректируется базовая ставка, а во втором - размер авансового платежа.

Например, транспортное средство мощностью 150 л. с., ставка налога 16 руб., принято к учету 30 мая 2006 г., снято с учета 1 июня 2006 г. В этом случае в соответствии с нормой второго предложения п. 3 ст. 362 НК РФ (месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц) налог должен исчисляться за два полных месяца:

за второй отчетный период: (16 x 150 : 4) : 3 x 2 = 400 руб.;

за налоговый период: 16 x 150 : 12 x 2 - 400 = 0 руб.

Также следует обратить внимание на норму вновь введенного п. 6 ст. 363 НК РФ, в соответствии с которым законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Из этого следует, что вновь принимаемые законы субъектов РФ, устанавливающие порядок и сроки уплаты транспортного налога, следует изучать особенно внимательно - для части налогоплательщиков может быть установлена ежеквартальная уплата налога (авансовых платежей), а для некоторых групп - ежегодная. В том случае, когда обязательные авансовые платежи не будут уплачиваться, это будет расцениваться как налоговое правонарушение со всеми вытекающими последствиями в виде финансовых санкций.

В.Р.Захарьин