Мудрый Экономист

Порядок уплаты обязательных платежей в процедуре банкротства

"Юридическая работа в кредитной организации", 2005, N 4

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) установил особый порядок исполнения должником обязанности по уплате обязательных платежей. Законом введены определенные ограничения общеустановленных требований к исполнению по уплате обязательных платежей. В ст. 2 Закона обязательные платежи определены как налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 63 Закона с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступает целый ряд последствий, в частности: требования кредиторов об уплате обязательных платежей, срок которых наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом порядка предъявления требований к должнику (здесь и далее речь будет идти только об обязательных платежах).

Согласно ст. 81 Закона с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления также наступают определенные последствия, а именно: требования об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом.

В стадии внешнего управления (ст. 94 Закона) вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Мораторий распространяется на обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. В соответствии со ст. 95 Закона текущие обязательства в период внешнего управления не подпадают под действие моратория.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства требования кредиторов об уплате обязательных платежей, а также текущие обязательства, указанные в п. 1 ст. 134 Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Из приведенных выше положений следует, что в процедурах банкротства ограничения по уплате обязательных платежей касаются только обязательных платежей, срок уплаты которых наступил по состоянию на дату принятия арбитражным судом определения о введении той или иной стадии процедуры банкротства. Требования об исполнении именно таких обязательных платежей подлежат включению в реестр требований кредиторов в качестве требований конкурсных кредиторов и удовлетворяются в порядке, предусмотренном Законом.

Обязательные платежи, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и срок уплаты которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, согласно п. п. 1 и 2 ст. 5 Закона являются текущими платежами. В ст. 134 Закона перечислены текущие обязательства, в числе которых названы и требования кредиторов, возникших в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства (абз. 4 п. 1). При этом тем же п. 1 установлено, что текущие платежи исполняются вне очереди за счет конкурсной массы. Это означает, что платежи кредиторам по данным требованиям осуществляются перед тем, как получат удовлетворение кредиторы по другим требованиям в рамках процедуры банкротства и по правилам, предусмотренным Законом. Согласно п. 3 этой же статьи очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам определяется в соответствии со ст. 855 ГК РФ.

В целях обеспечения единообразного подхода к применению Закона Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснил следующее: "Согласно пунктам 1 и 2 ст. 5 Закона о банкротстве текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве".

В п. 4 указанного Постановления отмечено, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

  1. Требования об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, предъявляются к должнику только в порядке, установленном Законом. Иными словами, кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке, их требования могут быть удовлетворены только в соответствии с нормами Закона "О несостоятельности (банкротстве)".
  2. Требования об уплате обязательных платежей, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, - так называемых текущих платежей, - удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в общеустановленном порядке.

Итак, все обязательства должника разделяются на две группы: подлежащие включению в реестр кредиторов и текущие. Для первых в процедурах банкротства установлено особое правовое регулирование. Вторые подлежат исполнению в обычном порядке с учетом ограничений, определенных Законом для отдельных процедур.

Подтверждением этого вывода является судебная практика.

Так, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.02.2005 N Ф08-6259/2004-15А оставлено без изменения решение арбитражного суда по иску ЗАО к налоговой инспекции о признании недействительным решения налоговой инспекции о приостановлении расходных операций по счету налогоплательщика, принятого в обеспечение решения о взыскании задолженности по налогу и пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах банка. Суд в решении указал, что решение от 11.02.2004 N 7 является обоснованным, поскольку деятельность организации, в отношении которой возбуждается процедура наблюдения, продолжается в обычном порядке и организация обязана выполнять свои обязанности по уплате налогов, срок уплаты которых наступил после введения процедуры наблюдения. В отношении заявителя Определением Арбитражного суда от 27.11.2003 возбуждено дело о признании его несостоятельным (банкротом) и введена процедура наблюдения.

Требованием от 26.01.2004 N 53 налоговая инспекция предложила обществу уплатить текущий платеж - единый сельскохозяйственный налог и пени, срок уплаты которого истек 20.01.2004. Общество не исполнило требование, поэтому налоговый орган принял решение от 11.02.2004 о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на его расчетном счете. В обеспечение названного решения инспекция приняла решение от 11.02.2004 N 7 о приостановлении всех расходных операций по счету налогоплательщика.

Признавая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, суд кассационной инстанции сослался на п. 4 вышеупомянутого Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". (Напомним, что в нем разъясняется, что требования налоговых органов по обязательным платежам (текущим платежам), возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве.)

Таким образом, суд признал, что налоговый орган совершенно правомерно воспользовался своими правами, предусмотренными ст. ст. 46 и 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) о принудительном взыскании обязательного платежа, срок уплаты которого возник после введения процедуры наблюдения, то есть правомерно предъявил свои требования в общеустановленном порядке, а не в рамках процедуры банкротства.

В Постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.02.2005 N А74-2809/03-К1-Ф02-51/05-С2 сделан вывод, что нарушение налогового законодательства по текущим платежам на этапе конкурсного производства является основанием для применения мер ответственности, предусмотренной НК РФ, и не подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, принимая Постановление N Ф04-1758/2005(10004-А27-19) от 07.04.2005 об оставлении без изменения решения суда первой инстанции по иску налоговой инспекции к ОАО о взыскании налоговых санкций, руководствовался п. 4 Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и довод, изложенный обществом в кассационной жалобе о том, что требование о взыскании налоговых санкций не может быть рассмотрено в исковом производстве в силу пп. 1 ст. 98 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", счел необоснованным.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа также считает правомерным обращение налогового органа в суд с исковым заявлением о взыскании штрафных санкций исходя из следующего. В силу ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Сумма штрафов и иных санкций подлежит удовлетворению в составе требований кредиторов пятой очереди.

Для включения указанного требования в реестр требований кредиторов оно должно быть установлено в определенном законом порядке. Размер денежного обязательства по требованию кредитора считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или в иных предусмотренных данным законом случаях.

Согласно п. 7 ст. 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке, следовательно, требование налогового органа о взыскании налоговой санкции должно быть подтверждено в судебном порядке.

Таким образом, налоговый орган вправе предъявить должнику требования по налоговым санкциям в рамках процесса о банкротстве только с момента принятия судом решения об их принудительном взыскании с должника. Включение взыскиваемой по данному спору суммы штрафа в реестр требований кредиторов производится только на основании соответствующего судебного акта (см. Постановление от 23.03.2005 N Ф04-1622/2005(9563-А45-23).

Эта же позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2005 N 3620/05: "...рассмотрение требований о взыскании сумм налоговых санкций в порядке, установленном ст. ст. 71, 100 Закона о банкротстве, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями гл. 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Такое решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника".

Необходимо отметить, что в практике арбитражных судов до принятия Высшим Арбитражным Судом РФ Постановления от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" имела место совершенно противоположная точка зрения. Например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.11.2004 N А05-5203/04-9 обращено внимание на то, что в силу п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" налоговые инспекции не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке, что долг по уплате налоговой санкции, возникший после введения процедуры конкурсного производства в отношении должника, является текущей задолженностью и требование о взыскании такого долга не может быть рассмотрено в исковом производстве в силу пп. 6 п. 1 ст. 126 и пп. 4 п. 1 ст. 124 Закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Т.А.Гусева

К. ю. н., доцент

Орловский государственный

технический университет

И.Н.Горяинова

Главный юрисконсульт

Орловский региональный филиал

ОАО "Россельхозбанк"