Мудрый Экономист

Изменения в главе 28 "транспортный налог" НК РФ

"Бухгалтерский бюллетень", 2005, N 12

Данная статья представляет собой комментарий к Федеральному закону от 20 октября 2005 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

История вопроса

В соответствии со ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог определен в качестве регионального налога. Учитывая это, а также положения ст. 12 Кодекса, ст. 356 Кодекса определено, что транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Учитывая региональный характер налога, ст. 356 Кодекса к их компетенции также отнесены вопросы, касающиеся определения налоговых ставок по транспортному налогу в пределах, установленных ст. 361 Кодекса, порядка и сроков его уплаты, утверждения форм отчетности по транспортному налогу, а также установления налоговых льгот, оснований и порядка.

Практика введения гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса в 2003 - 2005 гг. показала неоднозначность ее применения в различных субъектах Российской Федерации. Наиболее проблемным и неоднозначно решаемым являлся вопрос, касающийся порядка и сроков уплаты транспортного налога.

В силу неопределенности положений ст. 363 Кодекса, предусматривающей уплату транспортного налога и представление налогоплательщиками, являющимися организациями, налоговой декларации по данному налогу в сроки, определяемые законами субъектов Российской Федерации, а также вручение налогового уведомления налогоплательщикам, являющимся физическими лицами, налоговыми органами в течение налогового периода (не позднее 1 июня года налогового периода), в большинстве субъектов Российской Федерации были приняты законы, предусматривающие установление авансовых платежей по транспортному налогу и (или) возможности уплаты всей суммы налога в течение налогового периода.

В первую очередь это обусловливалось бюджетными интересами территорий и желанием ряда субъектов Российской Федерации получить доход от уплаты транспортного налога, не дожидаясь сроков окончания налогового периода по транспортному налогу, для решения социальных и экономических программ.

Неопределенность в вопросе соответствия региональных законов федеральному законодательству усугубилась неоднозначностью судебной практики при рассмотрении вопросов, касающихся законности начисления пеней в отношении налогоплательщиков, которые в силу регионального законодательства несвоевременно уплачивали авансовые платежи по транспортному налогу или сам налог в течение налогового периода.

Решение Верховного Суда

Существенную определенность в решение данного вопроса внес Верховный Суд Российской Федерации.

В своем Постановлении от 11 мая 2005 г. N 32пв04 Президиум Верховного Суда РФ указал на то, что из анализа приведенных норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства следует, что законодатель субъекта Российской Федерации при установлении и введении в действие своим законом транспортного налога как одного из видов регионального налога, определяя в пределах предоставленных ему полномочий элементы налогообложения, в том числе порядок и сроки уплаты, обязан учитывать нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Кодексом налог исчисляется исходя из налоговой базы, представляющей собой соответствующую характеристику объекта налогообложения, по итогам налогового периода на основе предусмотренных Кодексом принципов и порядка определения обязательных элементов налогообложения, в том числе налоговой базы (ст. 53, п. 1 ст. 54 Кодекса), налогового периода (ст. 55 Кодекса), срока уплаты налога (п. п. 1 и 3 ст. 57 Кодекса), порядка исчисления налога (ч. 1 ст. 52 Кодекса). Налоговый период может состоять из отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Субъекты Российской Федерации вправе определить сроки уплаты авансовых платежей по региональному налогу и соответствующие сроки представления налогоплательщиками расчетов по авансовым платежам по налогу в случае, когда такое право прямо предусмотрено Кодексом.

Из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (п. 20) следует, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 Кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 Кодекса.

В силу ст. 360 Кодекса налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год. При этом в отличие от положений гл. 30 "Налог на имущество организаций" (ст. ст. 379, 382, 383, 386 Кодекса) и гл. 31 "Земельный налог" (ст. ст. 393, 396, 397, 398 Кодекса) в гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса до 1 января 2006 г. не было предусмотрено отчетных периодов, порядка исчисления и сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, а также сроков представления расчетов по авансовым платежам по налогу.

Кроме того, Кодексом не было предоставлено субъектам Российской Федерации право определять отчетные периоды и сроки уплаты транспортного налога по итогу отчетных периодов. При этом установление такого элемента налогообложения, как порядок исчисления налога (авансового платежа по налогу), относится к исключительной компетенции Российской Федерации, в связи с чем в форме Налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724, отсутствуют порядок расчета авансовых платежей по налогу, а также порядок расчета сумм транспортного налога с учетом ранее уплаченных авансовых платежей по налогу (основание: Письмо Минфина России от 13.05.2005 N 03-06-04-04/23).

Учитывая это, до 1 января 2006 г. отсутствовали правовые основания, связанные с возможностью взыскания с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, установленных на уровне субъектов Российской Федерации.

Авансовые платежи узаконили с 1 января 2006 г.

В целях законодательного урегулирования данного вопроса 20 октября 2005 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон N 131-ФЗ "О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), предусматривающий установление для налогоплательщиков-организаций отчетных периодов по транспортному налогу, порядок исчисления и сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, а также сроки представления расчетов по авансовым платежам по налогу, вступающий в силу с 1 января 2006 г.

Статьей 1 Федерального закона в ст. 360 Кодекса внесены изменения, предусматривающие установление отчетных периодов по транспортному налогу для налогоплательщиков, являющихся организациями. Для указанной категории налогоплательщиков отчетными периодами признаются I квартал, II квартал, III квартал.

При этом законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды, в связи с чем уплата налога налогоплательщиками, являющимися организациями, как и налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, в этом регионе должна производиться по окончании налогового периода по транспортному налогу, без уплаты авансовых платежей по налогу.

Федеральным законом внесены изменения в ст. 362 Кодекса, в соответствии с которыми наряду с порядком исчисления сумм транспортного налога установлен порядок исчисления авансовых платежей по налогу.

Так, установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено этой статьей Кодекса.

Исходя из данной нормы Кодекса следует, что налог подлежит уплате только по окончании налогового периода, которым, как отмечалось выше, по транспортному налогу является календарный год.

В отношении налогоплательщиков-организаций, для которых установлены отчетные периоды, определено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Федеральным законом определен механизм расчета авансовых платежей по транспортному налогу. Так, установлено, что налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Пример. На территории субъекта РФ введен транспортный налог.

Организация имела в течение всего налогового периода на балансе легковой автомобиль ВАЗ-2109 мощностью 72 лошадиные силы.

В соответствии с законом субъекта Российской Федерации для указанной категории транспортных средств (до 100 лошадиных сил) налоговая ставка установлена в размере 10 руб. на каждую лошадиную силу.

Рассчитаем сумму авансовых платежей по транспортному налогу:

I квартал - 1/4 x 72 л. с. x 10 руб. = 180 руб.

II квартал - 1/4 x 72 л. с. x 10 руб. = 180 руб.

III квартал - 1/4 x 72 л. с. x 10 руб. = 180 руб.

Исчисленная сумма налога:

72 л. с. x 10 руб. = 720 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет:

720 руб. - 540 руб. (180 руб. + 180 руб. + 180 руб.) = 180 руб.

В связи с установлением отчетных периодов по транспортному налогу определенные изменения внесены и в порядок расчета коэффициента, определяющего время фактического нахождения транспортного средства у налогоплательщика не только в налоговом, но и в отчетном периоде.

Так, в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Пример. В августе отчетного календарного года организацией был приобретен легковой автомобиль ВАЗ-21113 с мощностью двигателя 90 лошадиных сил и поставлен на учет.

В соответствии с законом субъекта Российской Федерации для указанной категории транспортных средств (до 100 лошадиных сил) налоговая ставка установлена в размере 10 руб. на каждую лошадиную силу.

Рассчитаем сумму авансовых платежей по транспортному налогу:

I квартал - 0.

II квартал - 0.

III квартал - 1/4 x 90 л. с. x 10 руб. x 2 мес./3 мес. (коэффициент) = 225 руб. x 0,667 = 150 руб. 75 коп.

Исчисленная сумма налога:

90 л. с. x 10 руб. x 5 мес./12 мес. (коэффициент) = 900 руб. x 0,416 = 374,4 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет:

374,4 руб. - 150 руб. 75 коп. = 224 руб. 33 коп.

Освобождение от авансовых платежей

Кроме того, Федеральным законом предоставлено право законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации при установлении налога предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. К этой категории налогоплательщиков в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут быть отнесены, в частности, бюджетные организации, малые предприятия и др.

Срок уплаты транспортного налога

Федеральным законом внесены изменения в ст. 363 Кодекса, определяющие сроки уплаты транспортного налога налогоплательщиками, являющимися организациями. Предусмотрено, что срок уплаты налога для этой категории налогоплательщиков законами субъектов Российской Федерации не может быть установлен ранее срока, предусмотренного для представления налоговой декларации, определенного п. 3 ст. 363.1 Кодекса (то есть 1 февраля года, следующего за налоговым периодом).

Кроме того, для этой категории налогоплательщиков предусмотрены порядок уплаты авансовых платежей по налогу и суммы налога. Согласно внесенным изменениям в течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 362 Кодекса.

Срок уплаты транспортного налога физическими лицами

В данном случае также необходимо учитывать, что Федеральным законом от 18 июня 2005 г. N 62-ФЗ "О внесении изменений в статью 363 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г. Согласно данным изменениям налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. В соответствии со ст. 52 Кодекса налоговое уведомление направляется налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Отчетность по налогу

В целях приведения гл. 28 Кодекса в соответствие с п. 7 ст. 80 Кодекса Федеральным законом внесены изменения в ст. 356 Кодекса в части отмены права субъектов Российской Федерации на определение форм отчетности по транспортному налогу, а также введена новая статья Кодекса - 363.1, определяющая порядок и сроки представления налоговой декларации по транспортному налогу и налоговых расчетов по авансовым платежам по данному налогу.

Так, согласно ст. 363.1 Кодекса налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу.

Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

При этом установлено, что формы налоговой декларации по налогу и налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

В настоящее время Минфином России ведется работа по разработке указанных форм, в связи с чем типовая форма налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденная Приказом МНС России от 29 декабря 2003 г. N БГ-3-21/724, будет действовать только до 1 января 2006 г., то есть по расчетам за 2005 г.

Статьей 363.1 Кодекса также определены сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций по налогу и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу налогоплательщиками, являющимися организациями. Так, установлено, что налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются этими налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

В связи с принятием данного Федерального закона законодательство субъектов Российской Федерации о транспортном налоге с 1 января 2006 г. должно быть приведено в соответствие с вышеназванным Федеральным законом с учетом положений ст. 5 Кодекса.

А.В.Сорокин

Начальник

отдела Минфина России