Мудрый Экономист

Изменения в приказ об учетной политике для целей налогового учета на 2006 год

"Налоговый учет для бухгалтера", 2005, N 12

Необходимость формирования учетной политики для целей налогового учета закреплена нормами гл. 25 НК РФ.

Примечание. Налоговый учет - это система обобщения информации о хозяйственных операциях организации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов (ст. 313 НК РФ).

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных в течение отчетного (налогового) периода, для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налогов, а также для обеспечения информацией о принятых организацией методах учета внутренних и внешних пользователей.

Каждый налогоплательщик самостоятельно организует свою систему налогового учета. При этом порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации.

Изменения в порядке исчисления налога на прибыль, влияющие на учетную политику налогоплательщиков

Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ внес значительные изменения в гл. 25 НК РФ, поэтому при формировании учетной политики на 2006 г. следует обратить пристальное внимание на данные изменения.

Рассмотрим изменения, внесенные Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ, которые должны найти отражение в учетной политике для целей налогового учета на 2006 г. (для целей налогообложения прибыли).

Признание доходов (осуществление расходов) для исчисления налога на прибыль может осуществляться следующими способами:

Начиная с 1 января 2006 г., налогоплательщики будут определять свои доходы не только на основании первичных учетных документов для бухгалтерского учета, но и на основании иных документов, подтверждающих получение дохода. Данные изменения нашли отражение в ст. 248 НК РФ.

Для подтверждения расхода налогоплательщик имеет право использовать документы, оформленные не только в соответствии с законодательством РФ, но и в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, а также документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы: таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором.

Данные изменения должны найти свое отражение в учетной политике на 2006 г.

Приказ об изменении учетной политики для целей налогового учета на 2006 год Расходы на амортизируемое имущество

В случае если налогоплательщик будет нести расходы по достройке, дооборудованию, модернизации, техническому перевооружению или частичной ликвидации основных средств, такие затраты (капитальные вложения), будут признаваться в качестве расходов того отчетного (налогового) периода, на который, в соответствии с гл. 25 НК РФ, приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения. При этом налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств. Данный порядок также рекомендуется прописать в учетной политике на 2006 г.

Налогоплательщики также получили право включать в состав амортизируемого имущества капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений. Амортизируются данные объекты в следующем порядке:

Налогоплательщик-организация, имеющий статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2. Применение специального коэффициента такими налогоплательщиками должно быть отражено в их учетной политике для целей налогового учета.

Распределение расходов

Налогоплательщики, утвердившие, в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ, в своей учетной политике "метод начисления", вправе самостоятельно распределять расходы, если сделка не содержит условий о дате их возникновения и если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или косвенным путем. Таким образом, подобным налогоплательщикам предстоит самим выбрать методы и принципы такого распределения затрат, которые должны быть закреплены в учетной политике на 2006 г.

В соответствии с требованиями норм налогового законодательства, учет доходов и расходов следует вести раздельно по видам деятельности:

Расходы текущего периода налогоплательщики обязаны делить на прямые и косвенные. В соответствии с поправками, внесенными в ст. 318 НК РФ, налогоплательщики имеют право самостоятельно определять перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Состав прямых расходов дополнен расходами на обязательное пенсионное страхование, идущими на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленными на указанные суммы расходов на оплату труда. Ранее данные расходы трактовались как косвенные (см. Письмо МНС России от 05.09.2003 N ВГ-6-02-945@).

Положения ст. 319 НК РФ позволяют налогоплательщикам, ведущим производственную деятельность, начиная с 01.01.2005, самостоятельно определять порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство (далее НЗП) и на изготовленную в текущем периоде продукцию (работы, услуги).

В соответствии с нормами налогового законодательства под НЗП понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке. К НЗП относятся также законченные, но не принятые заказчиком работы, услуги.

Примечание. Порядок распределения прямых расходов должен в обязательном порядке быть закреплен в учетной политике и должен применяться не менее чем в двух налоговых периодах.

Поэтому налогоплательщику следует проанализировать механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Налогоплательщики, оказывающие услуги, имеют право относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства (п. 1 ст. 319 НК РФ). Поэтому налогоплательщикам, оказывающим услуги, следует прописать в учетной политике, каким образом они будут формировать свои прямые расходы: либо полностью относить к расходам текущего периода, либо распределять прямые расходы на остатки незавершенного производства.

Налогоплательщики, ведущие торговую деятельность, в состав прямых расходов относят стоимость приобретенного товара, реализованного в данном отчетном (налоговом) периоде, и расходы по доставке (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товара в случае, если эти расходы не включены в стоимость товара. При этом покупная стоимость товара учитывается в составе расходов в отчетном (налоговом) периоде его реализации. Методы оценки покупных товаров остались неизменными.

Торговые организации распределяют прямые расходы на расходы, которые подлежат списанию в текущем (отчетном) налоговом периоде и расходы, приходящиеся на остаток товара, при этом распределению подлежат суммы прямых расходов в части транспортных, относящихся к остаткам нереализованных товаров.

Согласно нормам ст. 320 НК РФ порядок списания транспортных расходов в уменьшение прибыли производится на основании среднего процента, который определяется за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

  1. складываем сумму прямых транспортных расходов, приходящуюся на остаток нереализованных товаров на начало месяца, и сумму прямых транспортных расходов, осуществленных в текущем месяце;
  2. складываем стоимость реализованных в текущем месяце товаров и стоимость нереализованных товаров на конец месяца;
  3. рассчитываем средний процент транспортных расходов как отношение показателя, рассчитанного по п. 1, к показателю, подсчитанному по п. 2;
  4. определяем сумму прямых транспортных расходов, относящуюся к остатку нереализованного товара. Это произведение среднего процента транспортных расходов и стоимости нереализованных товаров на конец месяца.

Распределение прямых транспортных расходов на остаток нереализованных товаров можно представить в виде формулы:

Тост = Сост х ((Тн + То) : (Со + Сост)), где

Тост - сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров;

Тн - сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток нереализованных товаров на начало месяца;

То - сумма прямых транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце;

Со - стоимость товаров, реализованных в отчетном месяце;

Сост - стоимость остатка нереализованных товаров.

Пример 1. Основным видом деятельности ООО "Оптовка" является оптовая торговля.

В октябре 2005 г. организация реализовала товары на сумму 200 000 руб. На конец сентября остались нереализованными товары на сумму 450 000 руб. Транспортные расходы в сентябре составили 30 000 руб.; прямые транспортные расходы, приходящиеся на начало октября 2005 г., составили 40 000 руб.

Произведем расчет:

Тн = 40 000 руб.

То = 30 000 руб.

Со = 200 000 руб.

Сост = 450 000 руб.

Тост = 450 000 х ((40 000 + 30 000) / (200 000 + 450 000)) = 450 000 х (70 000 / 650 000) = 49 500 руб.

Сумма прямых расходов, относящаяся к нереализованным товарам в октябре 2005 г. составит 49 500 руб.

Нормами ст. 320 НК РФ закреплено право налогоплательщика определять порядок формирования покупной стоимости приобретенного товара. Для сближения бухгалтерского и налогового учета налогоплательщики могут в своей учетной политике прописать единый состав покупной стоимости товара.

Таким образом, поправки, внесенные в ст. ст. 318 - 320 НК РФ, дают возможность налогоплательщику, с учетом специфики его деятельности, определять величину прямых и косвенных расходов.

Напоминаем, что поправки, внесенные в ст. ст. 318 - 320 НК РФ, распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2005. Это значит, что, если налогоплательщики посчитают целесообразным для себя применить положения Закона N 58-ФЗ начиная с 01.01.2005, им следует внести изменения в свою учетную политику на 2005 г. Для этого надо будет составить отдельный приказ, в котором обосновать свое решение (см. Письмо Минфина России от 21.10.2005 N 03-03-02/117 "О внесении изменений в учетную политику").

Кроме того, налогоплательщику придется пересчитать налог на прибыль начиная с 01.01.2005 и подать корректирующие декларации в налоговый орган.

Операции с ценными бумагами

Налогоплательщикам, осуществляющим операции с ценными бумагами, следует обратить внимание на следующие изменения и уточнения, влияющие на учетную политику в 2006 г.

Под национальным законодательством понимается законодательство того государства, на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги, в том числе вне организованного рынка ценных бумаг).

Датой совершения сделки с ценными бумагами через организатора торговли ценных бумаг считается дата проведения торгов, на которых соответствующая сделка с ценной бумагой была заключена. В случае заключения сделки вне организованного рынка ценных бумаг датой совершения сделки считается дата определения всех существенных условий передачи ценной бумаги, т.е. дата подписания договора.

Расчетную цену сделки налогоплательщик может определить как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами независимого оценщика. Для определения расчетной стоимости должны использоваться методы оценки стоимости, предусмотренные законодательством, для определения расчетной цены долговой ценной бумаги может быть использована ставка рефинансирования. Налогоплательщик, при самостоятельном определении расчетной цены акции, должен закрепить используемый метод оценки стоимости в своей учетной политике.

Согласно п. 2 ст. 280 НК РФ порядок определения финансового результата при выбытии ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, изменен. А именно изменены правила определения величины расходов. Цена приобретения ценной бумаги, номинированной в иностранной валюте (включая расходы на ее приобретение), определяется исходя из курса ЦБ РФ, действующего на дату принятия указанной ценной бумаги к учету.

Кроме того, налогоплательщики, производившие переоценку стоимости ценных бумаг, будут пересчитывать свои налоговые обязательства в другом порядке. Теперь они вправе сумму прибыли, полученную от реализации ценных бумаг, уменьшить (увеличить) на сумму положительного или отрицательного сальдо от переоценки в доле, приходящейся на реализованные ценные бумаги.

Примечание. Прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом затрат на их приобретение и реализацию.

В случае получения убытка от реализации ценных бумаг налогоплательщик также вправе уменьшить (увеличить) налоговую базу по налогу на прибыль на сумму положительного (отрицательного) сальдо от переоценки в доле, приходящейся на реализованные ценные бумаги. Кроме того, из состава внереализационных доходов и расходов исключаются курсовые разницы, учтенные при переоценке стоимости ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, следовательно, налогоплательщикам следует пересчитать величину доходов и расходов за период с 01.01.2002 по настоящее время, связанных с такой переоценкой.

Налогоплательщики, осуществляющие лизинговую деятельность, смогут признавать в качестве расхода затраты на приобретение переданного в лизинг имущества в тех отчетных (налоговых) периодах, в которых, в соответствии с условиями договора, предусмотрены арендные (лизинговые) платежи. При этом указанные расходы учитываются в сумме, пропорциональной сумме арендных (лизинговых) платежей на основании пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Налогоплательщики-организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вне зависимости от видов деятельности, смогут отнести в состав расходов на оплату труда стоимость отъезда работников и членов их семей после окончания или расторжения трудовых отношений. Эти затраты следует учитывать по фактическим расходам на проезд и стоимость провоза багажа (из расчета не более 5 т на семью), также по фактическим расходам, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом. В случае отсутствия в местности железной дороги указанные расходы принимаются в размере минимальной стоимости проезда на воздушном транспорте. Такие расходы учитываются как в отношении самого работника, так и членов его семьи в случае их переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора с работником по любым основаниям, в том числе в случае его смерти, за исключением увольнения за виновные действия.

Внереализационные расходы

Как известно, налогоплательщики признают внереализационные расходы в текущем налоговом периоде (п. 2 ст. 318 НК РФ). Начиная с 01.01.2005 к внереализационным расходам относятся проценты, уплачиваемые в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам, в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ.

Таким образом, указанное изменение также должно найти отражение в учетной политике организации.

Сомнительные долги

При формировании сомнительных долгов в учетной политике следует прописать, что сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией.

Договоры простого товарищества и доверительного управления

Налогоплательщики, утвердившие в своей учетной политике "кассовый метод", в случае заключения договора доверительного управления имуществом или договора простого товарищества, обязаны перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в котором был заключен такой договор.

В этом случае таким налогоплательщикам следует дополнить свою учетную политику в части формирования доходов и расходов.

Обособленные подразделения

Налогоплательщикам, имеющим обособленные подразделения на территории одного субъекта РФ, в учетной политике следует отразить, каким образом будет произведено распределение налога на прибыль.

В соответствии с нормами ст. 288 НК РФ налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта РФ. При этом налогоплательщик обязан уведомить налоговые органы о принятом решении, причем не только тот налоговый орган, в котором он зарегистрирован, но и налоговые органы, в которых зарегистрированы его обособленные подразделения.

Учет НДС

В части отражения в учетной политике метода определения налоговой базы по НДС следует отметить, что метод определения налоговой базы "по оплате" фактически отменен, и все налогоплательщики будут применять метод "по отгрузке". То есть все налогоплательщики, в соответствии со ст. 167 НК РФ, моментом определения налоговой базы будут считать наиболее раннюю из дат:

Оформление изменений в приказ об учетной политике

В соответствии с п. 9 Приказа Минфина России от 09.12.1998 N 60н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98", принятая налогоплательщиком учетная политика должна быть оформлена одним из организационно-распорядительных документов организации (приказом, распоряжением и т.п.). При формировании учетной политики налогоплательщик должен исходить из предположения, что принятая им учетная политика будет применяться последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики).

В случаях, указанных в п. 16 ПБУ 1/98, может производиться изменение учетной политики организации. Оно оформляется приказом либо в виде изменений в ранее действовавшую учетную политику, либо в виде утверждения новой редакции учетной политики как отдельного акта (по усмотрению организации) и вводится в действие с 1 января года, следующего за годом его утверждения.

Поэтому в качестве примера приведем приказ о внесении изменений в ранее действовавшую учетную политику для целей налогообложения на 2006 г. для торговой организации.

Пример 2.

Приказ N 314 О внесении дополнений в учетную политику на 2006 год для целей налогообложения Общества с ограниченной ответственностью "Слава" в связи с внесением изменений в главу 25 "Налог на прибыль" НК РФ

г. Москва                                               31.12.2005

Приказываю:

Внести дополнения в учетную политику организации на 2006 г. на основании вступившего в силу Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ.

В части подтверждения полученных доходов и произведенных расходов:

  1. документальным подтверждением полученных доходов служат не только первичные учетные документы, но и прочие документы, такие как гражданско-правовые договоры, котировки курсов валют ЦБ РФ и ММВБ, прочие документы, подтверждающие доход. (основание: пп. 2 п. 1 ст. 248 НК РФ);
  2. документальным подтверждением произведенных расходов служат первичные учетные документы, оформленные не только в соответствии с законодательством РФ, но и документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором)(основание: п. 1 ст. 252 НК РФ);

В части формирования прямых и косвенных расходов. К прямым расходам относятся <1>:

  1. стоимость покупных товаров, реализованных в отчетном (налоговом) периоде (основание: ст. 320 НК РФ);
  2. расходы на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада, если по условиям договора они не включены в стоимость товара (основание ст. 320 НК РФ).
<1> Так как список прямых расходов открытый, то налогоплательщику самостоятельно следует установить для целей налогообложения.

Сумма прямых расходов на доставку (транспортные расходы) распределяются между реализованными товарами на остатки нереализованных товаров, которая рассчитывается по среднему проценту, который определяется как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров. Сумма прямых расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров, определяется как произведение среднего процента и стоимости товаров на конец месяца (основание: ст. 320 НК РФ).

В части отнесения в состав расходов:

  1. до утверждения норм естественной убыли применяются нормы естественной убыли, утвержденные соответствующим органом исполнительной власти (указать постановление Правительства, в соответствии с нормами которого налогоплательщик будет применять нормы естественной убыли) (основание: пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ);
  2. расходы по проезду сотрудников организации к месту учебы и обратно включены в состав расходов на оплату труда (основание: п. 13 ст. 255 НК РФ).

В части амортизируемого имущества:

  1. амортизируемым имуществом организация признает капитальные вложения в полученные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией с согласия арендодателя (основание: п. 1 ст. 256 НК РФ).
  2. амортизация капитальных вложений в арендованные объекты основных средств организация производит следующим образом:

В части расходов на НИОКР:

Расходы на НИОКР, давшие положительный результат, включаются в состав прочих расходов равномерно в течение 2 лет. Расходы, не давшие положительного результата, включаются в полном объеме в состав прочих расходов в течение 3 лет (основание: п. 2 ст. 262 НК РФ).

В части прочих расходов:

  1. таможенные пошлины и таможенные сборы, не связанные с покупной стоимостью товара, относятся к прочим расходам (основание: пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  2. услуги, оказанные вневедомственной охраной при органах МВД России, относятся к прочим расходам (основание: ст. 264 НК РФ);
  3. расходы по содержанию помещений общественного питания относятся к прочим расходам, т.к. данные расходы не учитываются в составе расходов, связанных с использованием обслуживающих производств в соответствии со ст. 275.1 НК РФ) (основание: пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  4. расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых организацией товарах, относятся к прочим расходам (основание: п. 4 ст. 264 НК РФ).

В части внереализационных расходов. В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются:

В части сомнительных долгов:

Сомнительным долгом организация признает только задолженность перед налогоплательщиком, возникшую в связи с реализацией товаров и при соблюдении условий, оговоренных нормами гл. 25 НК РФ (основание: п. 1 ст. 266 НК РФ).

В части формирования расходов при реализации имущественных прав:



При реализации имущественных прав (долей, паев) организация уменьшает доходы на цену приобретения данных имущественных прав (долей, паев) и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией (основание: пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ).

В части принятия для целей налогообложения процентов, начисленных по долговым обязательствам в рублях и в валюте:

При отсутствии долговых обязательств перед организацией, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по ее выбору, предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Под ставкой рефинансирования Центрального Банка РФ организация понимает:

В части осуществления оплаты налога на прибыль в бюджет субъекта РФ <2>:

Налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта РФ уплачивается по месту нахождения головной организации (основание: ст. 288 НК РФ).

Настоящий приказ является обязательным для всех структурных подразделений ООО "Слава".



Приказ применяется для целей налогообложения с 1 января 2006 г.

    Генеральный директор     _____________________     А.Е. Волков
<2> Для организаций, имеющих обособленные подразделения, необходимо самостоятельно установить то подразделение, через которое будет производиться уплата налога на прибыль в бюджет субъекта РФ.

Е.А.Отмахова

Начальник отдела аудита

и консалтинга "Аудит Груп"