Мудрый Экономист

Об особенностях законодательства о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций

"Юридическая работа в кредитной организации", 2005, N 3

(Исторические аспекты)

Банкротство - неотъемлемая часть рыночной экономики. Оно служит для хозяйствующих субъектов существенным стимулом к эффективной работе, гарантируя одновременно экономические интересы как кредиторов, так и государства.

Зигзаги законотворчества

Законодательство о банкротстве в мировой практике развивалось по двум направлениям. Одно из них основывалось на принципах британской модели, которая рассматривала банкротство как способ возврата долгов кредиторам, что сопровождалось ликвидацией должника-банкрота. Другое брало начало в американской модели, ставя своей основной целью реабилитацию компании, восстановление ее платежеспособности. Однако в современных условиях в законодательстве различных стран с рыночной экономикой прослеживается линия на сближение, совмещение названных принципов. Именно эта комбинированная система и была положена в основу при разработке в России законодательства о банкротстве, и в первую очередь Закона РФ от 19.11.1992 N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", Федеральных законов от 08.01.1998 N 6-ФЗ и от 27.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Модель законодательства о банкротстве, воплощенная в первом российском законе о банкротстве предприятий (1992), была как бы привнесена извне. По общему признанию в Законе не учитывались ни конкретные условия российского рыночного хозяйства, ни правоприменительная практика.

Что касается кредитных организаций, то в Законе РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" лишь ст. 11 была посвящена особенностям рассмотрения дел о банкротстве банков, которые были сведены к предварительному отзыву лицензии на совершение банковских операций перед подачей заявления о банкротстве коммерческого банка. Банку России не было предоставлено право инициировать процесс банкротства (инициаторы - должник, кредитор, прокурор), когда он не являлся кредитором банка. И в таких случаях после отзыва лицензии Банку России приходилось проводить серьезную работу, связанную с обращением указанных лиц в арбитражный суд. Этот Закон действовал до 1998 г. Выявленные в ходе его применения пробелы законодатель попытался восполнить в новом Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г. (далее - Закон 1998 г.), в котором было предусмотрено для банкротства некоторых должников принятие специального федерального закона.

В настоящее время правоотношения, связанные с банкротством кредитных организаций, регулируются Гражданским кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - Закон 1999 г.), а также нормативными актами Банка России.

С правовой точки зрения принятие отдельного законодательного акта, регулирующего правоотношения, связанные с банкротством именно кредитных организаций, обусловлено тем, что банкротство этих обществ с ограниченной правосубъектностью затрагивает интересы множества лиц (как физических, так и юридических).

В 2002 г. был принят новый Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон 2002 г.), который ознаменовал собой следующий этап в развитии отечественного законодательства о несостоятельности.

В Законе 2002 г. в единую категорию - финансовые организации - объединены кредитные, страховые организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг. При этом Закон не определил правило, действие которого распространялось бы на все указанные организации. Статьей 180 Закона 2002 г. установлено, что к отношениям, связанным с банкротством финансовых организаций, он применяется с особенностями, установленными федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций. Следует отметить, что в настоящее время идут лишь дискуссии о целесообразности принятия закона о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций.

Банк России не может согласиться с тем, что в концепции проекта закона о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций предусмотрено распространение его действия на кредитные организации, а также отмена Закона 1999 г.

Особенности банкротства кредитных организаций

Необходимость правового регулирования особенностей банкротства кредитных организаций обусловлена тем, что в отличие от большинства иных коммерческих организаций, кредитные наделены ограниченной правоспособностью, в рамках которой они могут выполнять соответствующие банковские операции и совершать определенные лицензией сделки.

26 ноября 2004 г. вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". Принятие указанного Закона связано с необходимостью приведения норм Закона 1999 г. в соответствие с Законом 2002 г., а также с тем, что накоплен значительный опыт осуществления ликвидационных процедур в кредитных организациях.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями ст. 23.1 названного Закона, а в случае признания ее банкротом - в соответствии с требованиями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

В силу особенностей правового положения кредитных организаций Конституционный Суд РФ в своем Определении от 05.11.1999 N 182-0 указал, что отзыв лицензии является начальным этапом процедуры банкротства или ликвидации банка. Кроме того, расчеты с вкладчиками после отзыва у банка лицензии возможны только в ходе ликвидации, для чего в целях защиты интересов кредиторов и самого банка необходимо зафиксировать всю его кредиторскую задолженность.

Банкротство кредитных организаций как одна из форм принудительной ликвидации имеет, как показывает практика, стремительный и необратимый характер. Активы банка быстро уменьшаются либо теряют свою ликвидность. Именно в момент принудительной ликвидации и проявляется особая уязвимость имущества банка, на которое претендуют, часто не имея на это каких-либо прав, недобросовестные руководители банков, а также кредиторы, большую часть которых составляют физические лица - вкладчики банка. В связи с вышеуказанным характером банкротства банка законодательство о банкротстве кредитных организаций должно быть нацелено на как можно более раннее начало ликвидационных процедур и максимальное сокращение сроков их проведения.

Функция по фиксированию кредиторской задолженности законодателем возложена на арбитражного управляющего и отчасти на временную администрацию, назначаемую Банком России с условием отстранения исполнительных органов банка. С этой же целью законодатель в п. 4 ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" ввел запрет на заключение сделок и исполнение обязательств по сделкам (за исключением сделок, связанных с текущими обязательствами кредитной организации) до дня вступления в силу решения арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) или о ликвидации кредитной организации, обусловленный необходимостью сохранения денежных средств и имущества кредитной организации для их законно обоснованного распределения между кредиторами и направленный на реализацию конституционного принципа равенства всех перед законом. Следует отметить, что выплаты при существующем конкурсном производстве банков редко доходят до кредиторов - юридических лиц, составляющих большинство по сумме требований, а размер расходов на ведение конкурсного производства часто превышает платежи кредиторам.

Закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в основном преследует две цели: ускорение процедуры банкротства и обеспечение прозрачности действий конкурсного управляющего, повышение уровня ответственности за его действия.

Прежде всего, ст. 2 новой редакции Закона 1999 г. в отличие от прежней устанавливает вдвое сокращенный срок (14 дней), по истечении которого в случае неисполнения кредитной организацией обязанностей по удовлетворению требований кредиторов по денежным обязательствам или по уплате обязательных платежей может быть инициировано дело о банкротстве.

Процедуры банкротства

Из процедур банкротства в отношении кредитных организаций оставлено только конкурсное производство. Предусмотренные Законом 2002 г. процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения при банкротстве кредитной организации не применяются. Существовавшая в прежней редакции Закона 1999 г. процедура наблюдения дублировала действия временной администрации, полномочия которой подробно регламентируются Законом "О банках и банковской деятельности". Ни одна из функций наблюдения, встречающаяся в общих процессах банкротства, при несостоятельности банков в полной мере не работает - либо потому, что это невозможно, либо потому, что в этом нет смысла. Так, если первое собрание кредиторов по делу о банкротстве обычного должника может принять решение о проведении реабилитационных процедур (финансовом оздоровлении, внешнем управлении, мировом соглашении), при банкротстве кредитной организации это недопустимо, а оставшиеся решения общего собрания кредиторов по ст. 73 Закона 2002 г. (которая могла бы применяться) не оправдывают цели проведения такого собрания: ходатайствовать о признании кредитной организации банкротом можно, но совершенно бессмысленно, так как суд и без такого ходатайства вынесет соответствующее решение при наличии признаков банкротства, а выбирать комитет кредиторов или реестродержателя допустимо и в процессе конкурсного производства.

Точно так же не находит применения и другая традиционная функция наблюдения - установление финансового состояния должника. Поскольку деятельность кредитных организаций строго контролируется Банком России, который обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случае ее неблагополучного финансового состояния, факт отзыва лицензии по указанному основанию и последующее обращение Банка России в суд с заявлением о признании банка банкротом уже свидетельствуют о банкротстве банка.

Исключение процедуры наблюдения при банкротстве кредитных организаций сокращает начало расчетов с кредиторами не менее чем на 2 месяца.

В действующей редакции Закона 1999 г. утратила силу ст. 6, предусматривающая аттестацию арбитражных управляющих, а также выполнение функции арбитражного управляющего при банкротстве отсутствующей кредитной организации служащими Банка России. Соответственно отменены указанная аттестация и функции арбитражного управляющего - физического лица. Согласно данной редакции Закона функции по ликвидации кредитных организаций, привлекавших вклады населения, а также отсутствующих банков возложены на корпоративного ликвидатора - государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство). Таким образом, сфера деятельности конкурсных управляющих - физических лиц сузилась до ликвидации банков, не привлекавших денежные средства физических лиц во вклады. Кроме того, в случае отстранения арбитражным судом конкурсного управляющего - физического лица ликвидатором также назначается Агентство. Вместе с тем процедура аттестации арбитражных управляющих фактически заменена на процедуру аккредитации в Банке России конкурсного управляющего - физического лица через саморегулируемые организации арбитражных управляющих, поднадзорные Федеральной службе регистрации Минюста России.

Итак, произошли серьезные изменения в отношении института арбитражного управляющего. Отныне им может быть не только физическое лицо - индивидуальный предприниматель, соответствующий требованиям, установленным Законом 2002 г., но и Агентство. Агентство будет осуществлять конкурсное производство в банках, привлекавших вклады населения, по всем так называемым "отсутствующим" кредитным организациям, где нет сведений о местонахождении руководства банка или его имуществе, а также по любым банкам в случае освобождения или отстранения в ходе конкурсного производства "обычного" арбитражного управляющего.

Мировой опыт показывает, что введение в процесс банкротства кредитных организаций фигуры "корпоративного ликвидатора", которым является публичная некоммерческая организация, не связанная частными интересами с кредиторами (что имеет место в случаях, когда конкурсным управляющим назначается физическое лицо - индивидуальный предприниматель), будет способствовать не только ускорению процедуры банкротства, но также и повышению ее эффективности. Принцип "равноудаленности" кредиторов от хода конкурсного производства является принципиально важным для защиты тысяч мелких и средних клиентов банков и обеспечения действительно справедливых расчетов.

Законом установлено, что вознаграждение за осуществление полномочий конкурсного управляющего Агентству не выплачивается.

Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего через назначенного им из числа своих служащих представителя, действующего по доверенности.

Что касается арбитражных управляющих - физических лиц, то они теперь утверждаются арбитражным судом только при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. Арбитражный управляющий, назначаемый в такую кредитную организацию, должен соответствовать требованиям, установленным ст. 20 Закона 2002 г.: быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, иметь высшее образование, иметь стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности, сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих, пройти стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего, не иметь судимости за преступления в сфере экономики, а также преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, являться членом одной из саморегулируемых организаций и быть аккредитованным при Банке России.

Обязательными условиями аккредитации являются: соответствие требованиям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", отсутствие в течение трех лет, предшествующих аккредитации, нарушений законодательства Российской Федерации о банкротстве, приведших к ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы, непропорциональному удовлетворению требований кредиторов, а также случаев отстранения от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением таких обязанностей; прохождение обучения по утвержденной Банком России программе.

В связи с данной нормой Закона отменены нормативные акты Банка России, связанные с аттестацией, в частности Положение N 146-П "О порядке аттестации Банком России арбитражных управляющих (ликвидаторов) кредитных организаций"; разрабатывается Положение о порядке аккредитации при Банке России арбитражных управляющих; предполагается упростить процедуру взаимодействия Банка России с образовательными учреждениями.

Согласно новой редакции Закона сокращен срок действия временной администрации кредитных организаций с девяти до шести месяцев. К компетенции временной администрации отнесен учет требований кредиторов в реестре требований, который передается конкурсному управляющему или ликвидатору. Требования кредиторов рассматриваются в течение 30 рабочих дней со дня получения требований.

Судебные процедуры

Следует отметить, что процедура судебного рассмотрения дела о банкротстве банков в некоторой степени упрощена. В частности, предварительное судебное заседание, предусмотренное Арбитражным процессуальным кодексом РФ, не проводится; проверка обоснованности требований лица, обратившегося с заявлением о признании кредитной организации банкротом, осуществляется в том же заседании, что и рассмотрение дела о банкротстве; недобросовестное использование права на оспаривание отзыва у банка лицензии утрачивает "пресекательное" значение для дальнейшего рассмотрения дела о банкротстве. Выгода для кредиторов от этого очевидна: они станут получать свои деньги быстрее еще на 4 - 5 месяцев.

Отзыв лицензии у кредитной организации как неотъемлемая предпосылка для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) данной кредитной организации не один год порождал вопросы о правовых последствиях, которые наступают в том случае, когда приказ Банка России об отзыве лицензии признается судом недействительным.

Уже к моменту рассмотрения арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом не заинтересованные в этом лица обращаются в суды с иском о признании недействительным приказа Банка России об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций.

Установив необходимое условие для возбуждения производства по делу о банкротстве - отзыв лицензии, Закон 1999 г. в прежней редакции нигде не предусматривал каких-либо процессуальных последствий отпадения этого условия в дальнейшем, например по причине отмены приказа об отзыве лицензии в судебном порядке.

Этот пробел устранялся ранее Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.1999 N 182-О, где отмечено, что в силу особенностей правового положения кредитных организаций отзыв лицензии является начальным этапом процедуры банкротства или ликвидации банка. Между тем право на отзыв лицензии является одним из закрепленных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" полномочий Центрального банка Российской Федерации (п. 6 ст. 4), через которое реализуется его надзорная деятельность и достигаются цели, установленные ст. 3 названного Федерального закона в соответствии со ст. 75 (ч. 2) Конституции РФ.

В изменениях, внесенных в 2004 г. в Закон 1999 г., указано, что оспаривание в судебном порядке приказа об отзыве лицензии не препятствует принятию судом заявления о признании кредитной организации банкротом и не является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве (ст. 50.10).

Вступившее в законную силу решение суда о признании недействительным приказа Банка России об отзыве лицензии после принятия арбитражным судом заявления о банкротстве кредитной организации не препятствует рассмотрению дела о банкротстве по существу. Если такое решение суда вступило в силу после открытия конкурсного производства, то оно не является основанием для отмены решения о признании банкротом кредитной организации и пересмотра указанного решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Отныне, после того как банк признан банкротом, он не может "ожить" ввиду прекращения дела о банкротстве как следствия признания недействительным приказа об отзыве лицензии. Добиваться отмены решения о признании банкротом имеет смысл лишь в том случае, если при его принятии были допущены нарушения законодательства. И это обстоятельство представляется наиболее правомерным и целесообразным, поскольку иначе появилось бы несколько дней или месяцев, в течение которых банк, фактически будучи банкротом, продолжал бы свою деятельность без ограничений, налагаемых фактом возбуждения дела о банкротстве, пока Банк России повторно не отозвал бы у него лицензию и не обратился с заявлением о возбуждении нового дела о банкротстве. Для чего могли бы служить эти "свободные" дни? По-видимому, только для злоупотреблений (вывод активов и пр.).

Требования кредиторов

В действующей редакции Закона 1999 г. введен упрощенный порядок установления требований кредиторов: в ходе конкурсного производства они устанавливаются не арбитражным судом, а конкурсным управляющим. Но в случае обжалования кредитором результатов рассмотрения конкурсным управляющим соответствующих требований таковые устанавливаются исключительно арбитражным судом. Такая конструкция дает возможность системе арбитражных судов избавиться от "груза" в десятки тысяч дел об установлении требований, позволяя сосредоточиться на рассмотрении действительно спорных вопросов.

Следует учитывать, что подготовительная работа к установлению требований кредиторов может начаться уже на стадии деятельности в банке временной администрации, которая вправе рассматривать такие требования и вносить их в реестр требований кредиторов. Все это нацелено на сокращение объема работы по установлению требований на этапе конкурсного производства и ускорение расчетов с кредиторами.

Конкурсный управляющий

Усилен контроль за действиями конкурсного управляющего. Его действия теперь должны быть максимально прозрачными для арбитражного суда, кредиторов и Банка России. Достигается это за счет увеличения числа и объема публикаций о ходе конкурсного производства, которые он обязан осуществить.

Помимо публикации сведений о признании кредитной организации банкротом (в течение 15 дней со дня представления в Банк России документов, подтверждающих его право совершать операции по корсчету, либо для Агентства - со дня открытия основного счета) публикации в печатном издании по месту нахождения кредитной организации подлежат: не позднее 70 дней со дня признания кредитной организации банкротом - сведения о финансовом состоянии кредитной организации, ее имуществе на день открытия конкурсного производства; баланс кредитной организации на последнюю отчетную дату; сведения о наличии свободных денежных средств, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов, включая предварительные выплаты кредиторам первой очереди; смета текущих расходов; не позднее 10 дней до начала расчетов с кредиторами каждой очереди, включая предварительные выплаты, - информация о порядке и сроках расчетов с кредиторами; одновременно с сообщением о начале расчетов по предварительным выплатам - отчет об итогах инвентаризации и оценке имущества кредитной организации с указанием объектов стоимостью более 1 млн руб., а также сведения о структуре и размерах предъявленных требований.

После начала расчетов с кредиторами по предварительным выплатам не реже одного раза в три месяца публикуется текущая информация о ходе конкурсного производства: о вновь выявленном имуществе; о работе по выявлению сделок кредитной организации, которые могут быть признаны недействительными и по привлечению учредителей, руководителей к субсидиарной ответственности; о ходе реализации имущества кредитной организации с указанием информации о продаже объектов балансовой стоимостью свыше 1 млн руб. и указанием цены продажи имущества и его покупателей; не реже одного раза в шесть месяцев - об исполнении сметы текущих расходов кредитной организации, о стоимости нереализованного имущества. Опубликование сведений производится за счет имущества кредитной организации. В случае отсутствия имущества, достаточного для возмещения расходов на опубликование, конкурсный управляющий вправе изменить периодичность публикации и объем подлежащих опубликованию сведений или отказаться от такого опубликования. При этом лица, участвующие в деле о банкротстве и арбитражном процессе, вправе в сроки, установленные для публикации, знакомиться со сведениями, подлежащими публикации. Одновременно с опубликованием эти сведения представляются в Банк России.

Законом заметно расширены возможности получения кредиторами у конкурсного управляющего интересующей их информации, в том числе о сделках кредитной организации, судебных актах по делу о банкротстве, публикуемых сведениях о конкурсном производстве. Предусмотрена возможность проверки Банком России деятельности конкурсного управляющего (как физического лица, так и Агентства). В связи с этим Банк России готовит изменения в Положение N 132-П "О проведении Банком России проверок деятельности арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций и ликвидаторов", а также в Указание N 904-У "О порядке проведения Банком России проверок деятельности арбитражных управляющих".

Текущие расходы при конкурсном производстве

В Законе 1999 г. (ред. 2004 г.) впервые введен институт сметы текущих расходов, в соответствии с которой должны осуществляться все затраты на проведение конкурсного производства.

Согласно Закону текущие обязательства - это:

  1. обязанности по уплате задолженности, образовавшейся до дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за произведенные работы (оказанные услуги), связанные с продолжением функционирования кредитной организации, в пределах сметы расходов, утверждаемой Банком России в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";
  2. денежные обязательства, основания которых возникли в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций до дня завершения конкурсного производства, в том числе:

обязательства по оплате расходов, связанных с продолжением функционирования кредитной организации, включая оплату труда лиц, работающих по трудовому договору, выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения;

обязательства по выплате вознаграждения конкурсному управляющему, аккредитованному при Банке России;

судебные расходы кредитной организации, расходы на опубликование сообщений, предусмотренных данным Законом, а также иные вытекающие из него расходы, связанные с проведением конкурсного производства;

  1. обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций до дня открытия конкурсного производства, а также обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в ходе конкурсного производства при оплате труда работников кредитной организации;
  2. обязанности по удержанию денежных средств из заработной платы работников кредитной организации, выплаченной в связи с исполнением обязанностей, указанных в пп. 1, в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций и до дня завершения конкурсного производства, а также обязанности по перечислению сумм таких удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации (алименты, налог на доходы физических лиц, профсоюзные взносы и иные платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом).

Обязанность по уплате обязательных платежей возникает со дня истечения времени (налогового периода), установленного для исчисления суммы обязательного платежа, подлежащей уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Требования по текущим обязательствам кредитной организации не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим обязательствам кредитной организации в ходе конкурсного производства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Текущие обязательства кредитной организации исполняются вне очереди за счет конкурсной массы. Очередность исполнения текущих обязательств кредитной организации определяется в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в новой редакции Закона 1999 г.:

введен четкий определенный срок для созыва первого собрания кредиторов кредитной организации: не позднее 90 дней со дня открытия конкурсного производства. Вследствие этого появилась возможность в максимально сжатые сроки сформировать орган кредиторов, который должен согласовать условия продажи имущества должника. Цель все та же - не допустить задержки в возврате средств кредиторам;

претерпела некоторые изменения очередность удовлетворения требований кредиторов, установленная Законом 2002 г.

Прежде всего, предварительные выплаты вкладчикам теперь должны осуществляться при банкротстве тех банков, которые не вступили в систему страхования вкладов. Это регулируется Федеральным законом от 29.07.2004 N 96-ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Примечательная особенность последнего Закона состоит в том, что его действие распространяется на правоотношения, возникающие в связи с признанием банкротами банков, не участвующих в системе страхования, у которых лицензия на осуществление банковских операций была отозвана после вступления в силу Федерального закона от 23.12.2003 N 177 "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

В связи с принятием Федерального закона "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" подготовлено Указание Банка России от 17.11.2004 N 1517-У о порядке осуществления выплат Банком России вкладчикам кредитных организаций, признанных банкротами.

Требования "залоговых" кредиторов удовлетворяются преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди вне зависимости от момента возникновения их обязательств. Из конкурсной массы исключается имущество, составляющее ипотечное покрытие.

Это лишь основные моменты новой редакции Федерального закона от 20.08.2004 "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Работу над ним Правительство РФ, Банк России и Высший Арбитражный Суд РФ вели последние два года в рамках реализации Стратегии развития банковского сектора. В этих изменениях к Закону, по существу, отражен весь опыт, который был получен банковской системой и кредиторами начиная с 1998 г.

Х.А.Тер-Аветисян

Главный эксперт

Департамента лицензирования

деятельности и финансового оздоровления

кредитных организаций

Банк России