Мудрый Экономист

Новое в формировании годовой отчетности

"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1

После новогодних каникул бухгалтерам бюджетных организаций придется работать над составлением отчетности за 2007 г. по новой Инструкции N 72н <1>. В данной статье мы осветим основные изменения, которые были внесены этим нормативным документом в порядок ее составления.

<1> Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 72н.

Общие положения составления отчетности

Как и прежде, в соответствии с новой Инструкцией отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Месячная отчетность и квартальная отчетность являются промежуточными и составляются нарастающим итогом с начала текущего финансового года. Напомним: месячная отчетность формируется на 1-е число месяца, следующего за отчетным, квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным. Кроме того, в Инструкции N 72н теперь указано, что для вновь созданных бюджетных учреждений первым отчетным годом считается период с даты их регистрации по 31 декабря года их создания.

Бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством РФ, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета.

Перед составлением годовой бюджетной отчетности необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств в соответствии с Законом о бухгалтерском учете <2>.

<2> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

При заполнении форм, если данные по отдельным показателям не имеют числового значения, соответствующие графы заполняются прочерком. Если по бюджетному учету показатель имеет отрицательное значение, то в бюджетной отчетности в случаях, предусмотренных Инструкцией N 72н, этот показатель отражается в отрицательном значении - со знаком "минус".

Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.

Годовая отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения. Формы, содержащие плановые и аналитические показатели, подписываются также руководителем финансово-экономической службы.

В случае ведения бюджетного учета на договорных началах специализированной организацией или централизованной бухгалтерией бюджетная отчетность подписывается руководителем обслуживаемого учреждения, руководителем и главным бухгалтером специализированной организации, централизованной бухгалтерии, осуществляющей бюджетный учет и формирующей бюджетную отчетность.

Получатель средств бюджета представляет бюджетную отчетность вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) средств бюджета в установленные им сроки. Она представляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, путем передачи по телекоммуникационным каналам связи с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством РФ.

Правила составления годовой отчетности, состав форм определены Инструкцией N 72н для каждого участника бюджетного процесса индивидуально.

Главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета представляют за 2007 г.:

Обратите внимание: в соответствии с п. 5 Инструкции N 72н для получения дополнительной информации, более полного ее отражения главные распорядители средств бюджета, органы, организующие исполнение бюджета, ответственные за формирование отчета об исполнении соответствующего консолидированного бюджета бюджетной системы РФ, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета, вправе устанавливать дополнительные формы бюджетной отчетности для их представления в составе месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетности.

Баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130)

Баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) формируется получателем средств бюджета по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Новая его форма стала проще и удобнее, при ее заполнении у бухгалтеров не возникнет особых проблем.

Основные изменения, которые были внесены в данную форму, следующие:

Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах формируется на основании показателей по учету, отраженных по счетам:

Показатели отражаются в Справке в разрезе бюджетной деятельности (графы 4, 7), приносящей доход деятельности (графы 5, 8) и итогового показателя (графы 6, 9) на начало года (графы 4 - 6) и конец отчетного периода (графы 7 - 9).

Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)

Данная Справка формируется получателями средств бюджета для выполнения исключений взаимосвязанных показателей бюджетной отчетности при формировании главным распорядителем (распорядителем) консолидированных форм бюджетной отчетности. Она составляется ежемесячно нарастающим итогом с начала года на основании данных, отраженных на отчетную дату.

Данная форма охватывает расчеты:

Также данная форма охватывает расчеты между бюджетами бюджетной системы РФ и территориальными органами органов, организующих исполнение бюджетов.

Справка (ф. 0503125) составляется отдельно по каждому коду счета и отдельно по бюджетной и приносящей доход деятельности. Показатели Справки на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются без учета результата заключительных операций по закрытию счетов по завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года.

Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110)

Как уже было сказано ранее, данная Справка, входившая ранее в Баланс главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета (ф. 0503130), включена как самостоятельная форма отчетности и используется для отражения операций по заключению счетов всеми субъектами бюджетной отчетности.

Получатель средств бюджета формирует разд. 1 Справки на основании данных по счетам:

Данные отражаются в сумме сформированных оборотов по состоянию на 1 января 2008 г. в рамках бюджетной и приносящей доход деятельности (разд. 1) до проведения заключительных операций (графы 2 - 5) и в сумме заключительных операций по закрытию счетов, произведенных 31 декабря 2007 г., по завершении отчетного финансового года (графы 6 - 13).

Раздел 2 Справки получатели средств бюджета не заполняют, он формируется органом, организующим исполнение бюджета, и органом, осуществляющим кассовое обслуживание.

Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127)

В соответствии с Инструкцией N 72н этот Отчет следует формировать не только главным распорядителям и получателям средств бюджета, но и администраторам поступлений в бюджет исключительно по бюджетной деятельности. Это связано с введением в состав отчетности новой формы - Отчета об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137).

Порядок заполнения формы практически не изменился. Показатели на 1 января года, следующего за отчетным, отражают в Отчете до заключительных операций, проводимых 31 декабря отчетного года.

Как и прежде, Отчет состоит из трех разделов:

  1. Доходы бюджета.
  2. Расходы бюджета.
  3. Источники внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

В графе 4 всех разделов отражаются годовые объемы утвержденных бюджетных назначений согласно бюджетной росписи с учетом последующих изменений.

В графу 5 разд. 2 вносятся суммы полученных лимитов бюджетных обязательств в объеме годовых назначений с учетом последующих изменений.

Отчет также представляется ежемесячно и ежеквартально.

В квартальном Отчете раздел "Доходы" заполняют получатели средств бюджета, осуществляющие функции администратора поступлений в бюджет. В нем отражают данные по кассовым и некассовым поступлениям и по средствам в пути.

Раздел "Расходы бюджета" формируют получатели средств бюджета по кассовым расходам, исполненным через лицевые счета в ОФК, счета, открытые в подразделениях Банка России или в кредитных организациях.

Раздел "Источники финансирования дефицитов бюджетов" заполняется получателем средств бюджета, осуществляющим функции администратора источников финансирования дефицитов бюджетов РФ. В нем отражаются объемы кассовых и некассовых поступлений и выбытий источников финансирования дефицитов бюджетов, а также средства в пути.

При формировании месячного Отчета получатель средств бюджета, осуществляющий функции администратора поступлений в бюджет, раздел "Доходы бюджета" заполняет на основании данных по кассовым поступлениям через счета, открытые в кредитных организациях, по некассовым поступлениям и средствам в пути.

Получатели средств бюджета ежемесячно в разделе "Расходы бюджета" отражают данные по кассовым расходам через счета, открытые в кредитных организациях, по некассовым операциям и средствам в пути.

Раздел "Источники финансирования дефицитов бюджетов" заполняют получатели средств бюджета, осуществляющие функции администратора источников финансирования дефицита бюджета, на основании данных по поступлениям и выбытиям источников финансирования дефицитов бюджетов, исполненным через счета в кредитных организациях.

Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137)

Указанный Отчет составляется получателем средств бюджета на основании данных по кассовому исполнению сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности ежеквартально: на 1 апреля, 1 июля, 1 октября и 1 января года, следующего за отчетным.

Показатели на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются в Отчете без учета результата заключительных операций по закрытию счетов по завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года.

Форма состоит из трех разделов:

  1. Доходы.
  2. Расходы.
  3. Источники финансирования дефицитов.

Данные формируются по кассовым поступлениям, исполненным:

Итоговая сумма данных по кассовому исполнению отражается по графе 8 (сумма граф 5 - 7).

При формировании раздела "Доходы" показатели отражаются:

При формировании раздела "Расходы" показатели отражаются:

При заполнении строк 700, 710, 720 графы 4 раздела "Источники финансирования дефицитов" отражаются плановые показатели увеличения, уменьшения денежных средств по счетам, открытым для отражения операций в рамках приносящей доход деятельности, в следующем порядке:

Во всех разделах по графам "Исполнено" не включаются данные по поступлениям и выбытиям денежных средств, отражаемые в корреспонденции с соответствующими счетами счета 2 304 04 000 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями)".

Строка 821 граф 5 - 7 заполняется на основании данных по увеличению внутренних расчетов в части поступлений между головным учреждением и обособленным подразделением без образования юридического лица для осуществления уплаты налогов и централизации денежных средств. Данные отражаются по дебетовым оборотам соответствующих счетов 2 201 01 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета", 2 201 07 510 "Поступления денежных средств учреждения в иностранной валюте", 2 201 03 510 "Поступления денежных средств учреждения в пути". Показатель поступлений отражается в положительном значении.

Строка 822 граф 5 - 7 заполняется на основании данных по уменьшению внутренних расчетов в части перечислений между головным учреждением и обособленным подразделением без образования юридического лица для уплаты налогов и централизации денежных средств. Данные отражаются по кредитовым оборотам соответствующих счетов 2 201 01 610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов", 2 201 07 610 "Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте", 2 201 03 610 "Выбытия денежных средств учреждения в пути". Показатель выбытий в уменьшение внутренних расчетов отражается в отрицательном значении.

Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)

Данный Отчет не претерпел больших изменений, и в Инструкцию N 72н включены все требования по формированию этой формы, которые ранее были определены Письмами Минфина и Федерального казначейства.

Форма Отчета, утвержденная Инструкцией N 72н, по-прежнему состоит из трех разделов: "Доходы", "Расходы" и "Чистый операционный результат", которые заполняются в разрезе бюджетной (графа 4) и приносящей доход (графа 5) деятельности и по средствам, полученным во временное распоряжение (графа 6).

Показатели отражаются в Отчете без учета результата заключительных операций по закрытию счетов по завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года.

Читателям следует обратить внимание на заполнение следующих строк, приведенных в п. 80 Инструкции N 72н:

Строки 061 - 063 графы 5 не заполняются. Из этого следует, что коды доходов 151 "Поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", 152 "Перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств", 153 "Перечисления международных финансовых организаций", 160 "Взносы и отчисления на социальные нужды" при отражении в учете операций по приносящей доход деятельности не применяются.

По строке 410 "Чистое поступление средств на счета бюджетов" обороты счета 204 01 000 "Депозиты" теперь не включаются. Обороты данного счета отражаются по вновь введенным строкам:

В Инструкции N 72н описан порядок отражения по строкам 160 - 280 дополнительных данных, принятых в уменьшение доходов сумм дебетового оборота счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг":

Пояснительная записка (ф. 0503160)

Пояснительная записка является одной из форм годовой отчетности бюджетного учреждения и составляется в целях раскрытия структуры и порядка формирования отраженных в этой отчетности отдельных показателей. Она составляется всеми бюджетными учреждениями.

Форма Пояснительной записки к годовой бюджетной отчетности за 2006 г. и Рекомендации по ее заполнению были даны в Письме Минфина России от 24.10.2006 N 02-14-10а/2816. Следует отметить, что сравнительной анализ старой формы, указанной в упомянутом Письме, и новой больших изменений в содержании Пояснительной записки (ф. 0503160) не выявил, поэтому сложностей при ее заполнении у бухгалтеров учреждений не возникнет.

В ее состав введены две новые формы:

При формировании годовой отчетности бюджетные организации должны использовать регистры бухгалтерского учета, подтвержденные данными инвентаризаций.

Пояснительная записка (ф. 0503160) состоит из следующих разделов:

При формировании Пояснительной записки следует внимательно отнестись к заполнению вступительной части, для которой отведена первая страница. Здесь следует отразить сведения о бюджетном учреждении: наименование, ИНН, КПП, юридический адрес, основные виды деятельности учреждения, сведения о структурных подразделениях, руководителе и главном бухгалтере. Обращаем внимание читателей на то, что если в течение года произошла смена руководителя либо главного бухгалтера, то нужно указать, до какого момента работал его предшественник и когда вступил в должность новый специалист. Также на первой странице Пояснительной записки отражаются сведения о повышении квалификации сотрудников бухгалтерского и экономического отделов.

Первую страницу заполняют все бюджетные учреждения.

В данной статье мы обратим внимание на формирование тех форм и приложений, которые претерпели значительные изменения, - они входят в состав разд. 3 и 4.

Раздел 3 Пояснительной записки включает Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164). Ранее данное Приложение имело другое название - "Сведения о кассовом исполнении бюджета". Форма содержит обобщенные за отчетный период данные о результатах исполнения бюджета бюджетными учреждениями, по которым в результате исполнения бюджета имеются отклонения между плановыми и фактическими показателями. Она составляется по бюджетной деятельности на основании показателей Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127), сформированного на отчетную дату.

При заполнении граф 6, 7 данной формы указываются фактически исполненные на отчетную дату значения показателей результативной деятельности в натуральном и стоимостном выражении. Если по бюджетному учреждению в заполняемой отчетности не установлены в соответствующем порядке показатели результативности, то данная информация раскрывается в текстовой части разд. 2 Пояснительной записки (ф. 0503160).

Сведения о кассовом исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503182) являются новой формой для бюджетных учреждений. Она заполняется на основании показателей Отчета (ф. 0503137), сформированного на отчетную дату по приносящей доход деятельности, на основании утвержденной сметы доходов и расходов и кассового расхода исполненных назначений.

В разд. 4 Пояснительной записки следует обратить внимание на Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168). Форма таблицы данного Приложения изменилась, она формируется раздельно по обобщенным группам нефинансовых активов в разрезе:

Остаток по нефинансовым активам на начало года должен соответствовать показателям Баланса (ф. 0503130), отраженным в графах 3, 4, 6 по соответствующим счетам бюджетного учета. Отдельно по строкам 021, 022, 023 формы 0503168 выносятся изменения, связанные с переоценкой нефинансовых активов, изменениями вследствие реорганизации (ликвидации), если они имели место в отчетном периоде, а также прочие (иные) изменения.

По строке 040 "Увеличение нефинансового актива" отражают сумму операций увеличения группы нефинансовых активов, вложений в нефинансовые активы и активов в пути в разрезе обобщенных групп (310, 320, 340, 330). Данные отражаются на основании показателей по дебету соответствующих счетов бухгалтерского учета за минусом оборотов по внутреннему перемещению. Сумма строк 050, 080, 120, 130, 140 должна равняться сумме строки 040.

По строке 150 "Уменьшение нефинансового актива" отражают сумму операций уменьшения в разрезе обобщенных групп (410, 420, 440, 430), данные формируются на основании показателей по кредиту соответствующих счетов бухгалтерского учета. Сумма строк 160, 170, 180, 210, 250, 280 должна равняться сумме строки 150.

Остаток по нефинансовым активам на конец отчетного года должен соответствовать показателям Баланса (ф. 0503130), отраженным в графах 7, 8, 10 по соответствующим счетам бюджетного учета.

Форма 0503168 заполняется отдельно по каждому виду нефинансового актива: основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы. Вид актива указывается в заголовочной части.

В состав реквизитов Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) добавлен год возникновения просроченной (нереальной ко взысканию) задолженности. Данная форма является дополнительным источником информации к Балансу и раскрывает аналитические данные, которые исключены из его состава. В ней раскрываются сведения о задолженности по счетам бюджетного учета, по которым на отчетную дату отражены остатки расчетов по дебиторской (кредиторской) задолженности:

205 00 000 "Расчеты с дебиторами по доходам";

206 00 000 "Расчеты по выданным авансам";

207 00 000 "Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам";

208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами";

209 00 000 "Расчеты по недостачам";

210 01 000 "Расчеты по НДС по приобретенным ценностям, работам, услугам";

302 00 000 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";

303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты";

304 02 000 "Расчеты с депонентами";

304 03 000 "Расчеты по удержаниям из оплаты труда";

304 04 000 "Внутренние расчеты между главным распорядителем (распорядителем) и получателями средств".

Кредитовые остатки на отчетную дату по соответствующим аналитическим счетам счета 205 00 000 "Расчеты с дебиторами по доходам" отражаются в Приложении по дебиторской задолженности со знаком "минус".

Дебетовые остатки на отчетную дату по вышеназванным счетам бюджетного учета, входящим в состав разд. 3 "Обязательства" баланса Плана счетов бюджетного учета, отражаются в приложении по кредиторской задолженности со знаком "минус".

Из суммы дебиторской (кредиторской) задолженности выделяется просроченная (нереальная к взысканию) задолженность с обязательным указанием наименования дебитора (кредитора) и суммы задолженности, номера документа, на основании которого возникла задолженность, причины ее образования и года возникновения.

Сведения составляются раздельно по бюджетной и приносящей доход деятельности, а также раздельно по дебиторской и кредиторской задолженности. Данные сведения указываются в заголовочной части формы.

Форму Пояснительной записки "Сведения об изменении остатков валюты баланса" (ф. 0503173) будут формировать все бюджетные учреждения при заполнении годовой отчетности. Ее заполнение связано с отклонениями остатков валюты баланса на начало года от соответствующих остатков на конец предыдущего отчетного периода. Причиной расхождения в 2007 г. будет являться переоценка активов и обязательств по решению Правительства РФ в соответствии с Приказом Минэкономразвития России, Минфина России и Федеральной службы государственной статистики от 02.10.2006 N 306/120н/139 "О проведении переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений". Кроме того, валюта баланса может быть подвержена корректировке в связи с изменением статуса бюджетного учреждения, подведомственного главному распорядителю средств федерального бюджета, реорганизацией органов исполнительной власти и т.д.

"Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя средств бюджета" (ф. 0503178) являются новой формой, которая включена в состав Пояснительной записки при составлении бюджетной отчетности за 2007 г. Стоит заметить, что ранее бюджетные учреждения заполняли Справку об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (ф. 0503126), сейчас она исключена из состава отчетности, и данные, которые отражались в ней, формируют новое приложение Пояснительной записки. Она составляется по бюджетной, приносящей доход деятельности и по средствам, находящимся во временном распоряжении.

Раздел 1 "Счета в кредитных организациях" формируется по каждому банковскому счету, в том числе по средствам во временном распоряжении, на основании данных по счетам бюджетного учета:

Раздел 2 "Счета в органе, организующем исполнение бюджета" формируется по лицевым счетам, открытым в органе, организующем исполнение бюджетов, по приносящей доход деятельности, а также по средствам во временном распоряжении по счетам бюджетного учета:

Данные об остатках денежных средств на банковских счетах бюджетного учреждения в иностранной валюте отражаются в рублевом эквиваленте по курсу, установленному ЦБ РФ на отчетную дату (п. 157 Инструкции N 72н).

С.Валова

Зам. главного редактора журнала

"Автономные организации:

бухгалтерский учет

и налогообложение"