Мудрый Экономист

Применение контрольно-кассовой техники

"Право и экономика", 2005, N 7

27 июня 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о применении ККТ или Закон N 54). Новый Закон заменил действующий более 10 лет Закон РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с населением" (Закон о ККМ N 5215-1).

Новеллы Закона о применении ККТ

Основные новеллы Закона о применении ККТ следующие.

  1. Введено новое, более расширенное понятие "контрольно-кассовая техника (ККТ)", в него входят как ККМ с фискальной памятью, так и ЭВМ, в том числе и персональные, а также программно-технические комплексы.
  2. Прекращены полномочия Государственной межведомственной экспертной комиссии (ГМЭК). Вместо ГМЭК вести государственный реестр в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 54 должен федеральный орган исполнительной власти, который определен Постановлением Правительства от 16 июня 2004 г. N 285, - это Федеральное агентство по промышленности.
  3. Расширен круг субъектов, которым необходимо выдавать кассовый чек. Согласно ст. 2 Закона с 27 июня 2003 г. выдавать кассовый чек необходимо не только при наличных расчетах с населением, но и при расчетах с организациями и индивидуальными предпринимателями. Если наличными расплачивается юридическое лицо (или ИП), то сторона, принимающая деньги, должна провести их через контрольно-кассовую технику и выдать чек. Таким образом, независимо от статуса покупателя или заказчика при расчетах наличными деньгами (или с использованием платежной карточки) ему положено выдать кассовый чек.
  4. Изменен порядок выдачи чека по сравнению со старым Законом о ККМ: если раньше чек необходимо было передать вместе с покупкой, то теперь - в момент оплаты (ст. 5 Закона N 54).
  5. Определен перечень видов деятельности, при осуществлении которых наличные денежные расчеты могут производиться без применения контрольно-кассовой техники. Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденный Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745, утратил силу, поскольку он фактически с некоторыми изменениями включен в Федеральный закон N 54-ФЗ в виде перечня видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. Также не подлежат применению акты органов власти субъектов Российской Федерации, которыми ограничивалось действие Перечня, утвержденного Постановлением N 745, на соответствующей территории.
  6. Вменена обязанность применения ККТ сборщикам металлолома, несмотря на то что в Определении Верховного Суда РФ от 19 декабря 2002 г. N КАС 02-624 указывалось, что кассовый аппарат сборщику металлолома не нужен, поскольку он не принимает деньги, а выдает их. Теперь п. 3 ст. 2 Закона N 54 содержит требование применения ККТ этой категорией лиц.
  7. Исключена обязанность налоговых органов при повторном нарушении правил применения ККТ обращаться в суд с иском о ликвидации данного предприятия с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с денежными расчетами, в том числе запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банке. Долгое время этот вопрос оставался дискуссионным.
  8. Изменены основания для регистрации ККТ. Ранее регистрация должна была проводиться в соответствии с Законом о ККМ и Положением по применению ККМ, теперь регистрация должна проводиться в соответствии с требованиями к ККТ, которые должны быть определены Правительством РФ, однако таковых требований пока нет.
  9. Предусмотрена возможность взаимодействия органов внутренних дел в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении ими контрольных функций. Это не значит, что милиционер сам вправе применить штрафные санкции, он может только сообщить о факте нарушения в ФНС России. Налоговый инспектор не вправе сам производить контрольные закупки, если он не оформлен как внештатный сотрудник органов МВД. Закон об оперативно-розыскной деятельности предоставляет право контрольных закупок работникам правоохранительных органов, причем по подведомственности. Это значит, что контрольную закупку проводит не любой милиционер, а только работник отдела по борьбе с экономическими преступлениями, т.е. милиция может закупить, но не может оштрафовать, а налоговики могут привлечь к ответственности, но не уполномочены делать контрольную закупку.
  10. Предусмотрена возможность эксплуатации ККТ вплоть до истечения срока амортизации, несмотря на исключение данных модификаций из Государственного реестра.
  11. Исключена из Закона обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги). Это требование содержат иные нормативные акты, регулирующие торговлю.
  12. Установлен официальный, обязательный порядок опубликования Государственного реестра ККТ и его изменений в 10-дневный срок со дня принятия таких изменений и дополнений.
  13. Введены понятия "фискальная память" и "фискальный режим".
  14. В Законе N 54 нет требования регистрировать в налоговых органах бланки строгой отчетности.
  15. В Законе N 54 нет требования об обязательном нахождении ККТ на техническом обслуживании в региональных центрах технического обслуживания или непосредственно на предприятиях изготовителей ККТ.

Остановимся подробнее на некоторых проблемных моментах практики применения ККТ.

Реестр

Статья 4 Закона N 54 устанавливает, что до принятия соответствующих постановлений Правительства РФ налоговые органы обязаны регистрировать ККТ, которые были в реестре, определяемом ГМЭК до вступления в силу Закона N 54. В Письме МНС от 17 декабря 2003 г. N ШС-6-33/1321 (с изм. от 2 августа 2004 г.) говорится, что налоговые органы обязаны осуществлять регистрацию всей без исключения контрольно-кассовой техники, включенной Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, до вступления в силу Федерального закона N 54 (т.е. подтверждает формулировку ст. 4). В связи с этим возникает вопрос о легитимности прежнего реестра ККМ, а также о правомерности внесения в него изменений ГМЭК после вступления в силу Закона N 54, т.е. с 27 июля 2003 г.

Альтернативные формы расчетов

Федеральный закон N 54-ФЗ предусматривает, как и предыдущий Закон, альтернативные варианты оформления расчетов. Так, согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок применения таких бланков, а также порядок утверждения их форм, учета, хранения и уничтожения устанавливает Правительство РФ. До момента введения формы новых бланков согласно Письму Минфина России от 14 июля 2003 г. N 16-00-12/24 следует использовать существующие формы документов строгой отчетности.

Действующие ограничения для использования бланков строгой отчетности в качестве альтернативы применения ККТ при оказании услуг населению создают препятствия для развития этой сферы экономической деятельности.

Сложившаяся практика показывает, что при осуществлении аналогичной деятельности различные хозяйствующие субъекты в зависимости от несущественных особенностей (статуса субъекта, способов оказания услуги и т.п.) находятся в неравных условиях по возможности применения бланков строгой отчетности вместо ККТ. Так, например, оказание услуг по перевозке пассажиров в такси, в отличие от услуг по перевозке пассажиров наземным транспортом (автобусом, трамваем, троллейбусом), требует для оформления приема наличности от населения применения ККТ по формальной причине отсутствия утвержденных форм билетов.

В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) (принят и введен Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163) все виды пассажирского транспорта, включая перевозки пассажиров автобусами по регулярным маршрутам/в городском сообщении; перевозки пассажиров автобусами по маршрутам (направлениям) с выбором пассажирами мест остановки/в городском сообщении; перевозки пассажиров легковыми таксомоторами/в городском и пригородном сообщении и др., объединены в одну группу 02 "Услуги пассажирского транспорта".

Минфин России Письмом от 23 октября 1996 г. N 16-00-30-58 утвердил образцы билетов на проезд в наземном пассажирском транспорте общего пользования Российской Федерации как бланки строгой отчетности (что приравнивается к использованию ККТ). В связи с тем что все виды перевозки пассажиров объединены в одну группу в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, логично предположить, что правило об использовании бланков строгой отчетности (к ним приравниваются билеты в рулонах) должно быть распространено и на услуги по перевозке пассажиров в такси.

Исходя из вышеизложенного, полагаю, что правовые основания для применения бланков строгой отчетности (контрольных билетов (рулонных), утвержденных Письмом Минфина России N 16-00-30-58) при оказании услуг по перевозке пассажиров частными такси имеются.

Более того, прямого указания на применение ККТ в такси в Законе N 54 нет, а Постановление Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745, которое было неотъемлемой часть Закона о ККМ, уже не действует. Требование применять ККМ в такси было только там.

Обустроенность торгового объекта

Предприниматели сталкиваются с проблемой определения обязанности (или ее отсутствия) по применению ККТ в связи со степенью "обустроенности" торгового объекта.

Так, Закон N 54 предусматривает, что без применения ККТ возможно осуществление торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами и т.д.

В соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. N 242-ст) даны определения отдельных понятий - "магазин", "павильон", "киоск", "палатка".

В то же время законодательство не определяет существенных признаков обустроенности (конструктивных особенностей) торгового места, а также не содержит определений таких понятий, как "помещение контейнерного типа", "автофургон" и "открытый прилавок" (в Письме ГМЭК от 4 июля 1997 г. N 26-1-06/5 были даны лишь рекомендательные формулировки в целях разработки региональными органами государственной власти соответствующих нормативных актов в сфере применения ККТ). Однако действующий Закон не предусматривает передачи субъектам РФ таких полномочий.

По мнению Департамента регулирования и координации внутренней торговли МВЭС России, контейнерные помещения, другие аналогично обустроенные и приспособленные места - это именно помещения типа киосков, палаток, обеспечивающих показ, сохранность товара, условия для работы ККТ (см. Письмо МВЭС России от 8 апреля 1997 г. N 21-79).

Отсутствие правовой определенности в данном вопросе порождает беспочвенные конфликты между предпринимателями и налоговыми органами и затяжные судебные споры. В создавшейся ситуации понятийный аппарат Закона о ККТ требует детализации в соответствующих постановлениях Правительства РФ о порядке и условиях применения контрольно-кассовой техники. Можно сказать, что аналогично обустроенным торговым местом в целях применения ККТ следует признать только такое, на котором в силу его конструктивных особенностей обеспечивается показ и сохранность товара, т.е. с витрин (стеллажей) товар на ночь не убирается, а само торговое место защищено от неблагоприятных климатических воздействий (температуры, осадков и т.п.), что делает возможным постоянное применение такого сложного электронно-технического устройства, как ККТ.

Амортизация. Сроки использования

Специалисты ФНС России считают, что исключенный из Государственного реестра аппарат стоимостью меньше 10 тыс. руб. эксплуатировать нельзя. Если в ходе проверки обнаружится такой аппарат, то это чревато штрафом для предпринимателя на сумму от 30 до 40 МРОТ, а для организации - от 300 до 400 МРОТ.

Имеется по этому вопросу и другое мнение - согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359, машины билетно-кассовые и контрольно-кассовые (код 14 30101160) входят в раздел "Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда" (код 14 3010000). По Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1, средства механизации и автоматизации управленческого труда относятся к четвертой амортизационной группе: имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно. Поэтому, несмотря на списанную в материальные расходы стоимость, ККТ продолжает оставаться амортизируемым имуществом.

Во-первых, есть два критерия, которые определяют понятие "амортизируемое имущество". Согласно ч. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб. В то же время ч. 3 ст. 256 НК РФ гласит:

из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства:

переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;

переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;

находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.

Иначе говоря, отнесение первоначальной стоимости на материальные расходы не является основанием исключения амортизируемого имущества из состава амортизируемого имущества (из перечня основных средств). А значит, срок амортизации, несмотря на то что суммы уже списаны, все равно имеется. Этот срок исчисляется согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, т.е. от 5 до 7 лет для ККТ. Видимо, можно говорить о том, что если стоимость ККТ менее 10 000 руб. и сразу списана в себестоимость, то срок амортизации минимальный, т.е. 5 лет. При большей стоимости можно увеличить срок до 7 лет, но и суммы амортизационных отчислений должны идти соответствующими долями.

Кроме того, большинство современных используемых кассовых аппаратов имеют серьезный "запас прочности" и вполне могут использоваться и более длительное время. Списывание пригодных для работы моделей ККТ приводит к увеличению материальных затрат их пользователей. Увеличение нормативного срока амортизации до 15 лет позволит их пользователям сэкономить средства и при этом не отразится на качестве работы контрольно-кассовой техники.

Применение ККТ плательщиками единого налога на вмененный доход

В настоящее время законодательство не предусматривает освобождение предпринимателей от применения ККТ в связи с применением специального налогового режима, предусмотренного гл. 26.3 НК РФ "Единый налог на вмененный доход".

Неоднократно внимание федеральных властей обращалось на то, что требование об обязательном использовании контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов связано с контролем государства за полнотой и своевременностью уплаты налогов в различные уровни бюджетной системы. Выполнение плательщиками единого налога на вмененный доход налоговых обязательств основано на применении специального налогового режима и введении фиксированного размера платежа, который не зависит от результатов хозяйственной деятельности.

Фискальный учет результатов экономической деятельности плательщиков ЕНВД является избыточным и создает для переведенных на его уплату субъектов дополнительные расходы на приобретение и обслуживание ККТ. При этом плательщики ЕНВД обязаны применять ККТ на равных условиях с налогоплательщиками, производящими уплату налогов в зависимости от полученных доходов (общая и упрощенная система налогообложения), - приобретать ККТ, включенную в Государственный реестр (в том числе оснащенную ЭКЛЗ), в обязательном порядке обслуживаться в ЦТО, соблюдать требования об опломбировании и оснащении средствами визуального контроля.

Возложение такого обременения на указанные категории субъектов предпринимательской деятельности препятствует реализации целей налоговой политики по поддержке субъектов малого предпринимательства и дублирует фискальные функции обложения предпринимателей, осуществляющих определенные виды деятельности, единым налогом на вмененный доход.

Для устранения данного барьера целесообразно отменить обязанность применения плательщиками ЕНВД контрольно-кассовой техники и предоставить плательщику ЕНВД право выбора способа оформления приема от потребителя наличных денежных средств (кассовый чек или бланк строгой отчетности). При этом в случае добровольного применения плательщиком ЕНВД контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов на них не должно распространяться требование о включении ККТ в реестр. Тогда данные предприниматели могут использовать ККТ, которые находятся в хорошем рабочем состоянии, но исключены из реестра.

Логично, если плательщики ЕНВД будут вправе при использовании ККТ выбирать любую модель независимо от факта нахождения ее в реестре, не оснащать ее марками, пломбами и не регистрировать ее и кассовый журнал в налоговых органах. Также обслуживание, ремонт и списание такой ККТ должны производиться на основании самостоятельных решений плательщика ЕНВД без вмешательства государства и компетентных контролирующих органов.

Административная ответственность юридического лица

На протяжении долгого времени вопрос об ответственности в случае, когда чек не был пробит по вине кассира, оставался дискуссионным: кто является субъектом ответственности - работодатель или продавец, не исполнивший обязанность по применению? Суды по этому вопросу занимали разную позицию. Одни суды считали, что если ККТ зарегистрирована в налоговой инспекции, с продавцом проведен инструктаж и он ознакомлен с должностной инструкцией, то и отвечать должен продавец, не применивший ККТ. Были и иные судебные решения, где ответственность возлагали на организацию (или на индивидуального предпринимателя).

В Постановлениях Президиума ВАС РФ от 3 августа 2004 г. N N 5960 и 6902/04 указано, что торговая организация обязана обеспечить соблюдение требований Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Этим Законом обязанность применять ККТ возложена именно на юридических лиц. И тот факт, что наемный работник не исполняет свои трудовые обязанности, не освобождает юридическое лицо от ответственности. Это говорит лишь о том, что организация не обеспечила необходимых условий для выполнения Закона, а значит, должна нести ответственность (Постановление Президиума ВАС РФ от 3 августа 2004 г. N 6902/04).

В.Д.Сенькин

Помощник адвоката

Орловской областной

коллегии адвокатов