Мудрый Экономист

Камеральные проверки по налогу на прибыль: проблемы и перспективы

"Российский налоговый курьер", 2005, N 11

Основная форма контрольной работы налоговых органов - это камеральная налоговая проверка. Такой проверке подлежат все налогоплательщики. О совершенствовании этой сферы деятельности налоговиков, а также о перспективах ее развития пойдет речь в статье.

Объем информации, которую налоговые органы изучают в ходе камеральной проверки, сравнительно небольшой. Но от этого камеральная проверка не теряет своей значимости. Регулярность, сплошной характер и в большинстве случаев автоматизированный режим ее проведения позволяют обнаружить скрытые объекты налогообложения и проверить правильность исчисления налоговой базы. Кроме того, в ходе камеральной проверки налоговые органы получают сведения о налогоплательщиках, в деятельности которых возможны налоговые правонарушения. Такие налогоплательщики впоследствии будут подвергнуты выездной налоговой проверке.

Выездные проверки обычно проводятся один раз в два - три года, а камеральные - не реже одного раза в квартал. Иными словами, периодичность проведения последних связана с отчетными периодами по налогам.

Выездные налоговые проверки должны базироваться на данных камеральных проверок. Это и понятно, ведь объектом исследования выездной проверки являются слабые места и нестыковка данных в отчетности налогоплательщика, выявленные в ходе камеральной проверки. Это лишний раз подтверждает, что эффективность проведения камеральных проверок как инструмента систематического и сплошного контроля необходимо повышать.

Общие положения о камеральных проверках

Напомним основные положения ст. 88 Налогового кодекса о проведении камеральных налоговых проверок. Так, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе:

Если в результате проверки в представленных документах выявлены ошибки в заполнении или расхождения в показателях, об этом нужно сообщить налогоплательщику и потребовать внесения соответствующих исправлений в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе потребовать от налогоплательщика дополнительных сведений, а также объяснений и документов, которые подтверждали бы правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Совершенствование камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль

Камеральная проверка деклараций по налогу на прибыль проводится налоговым органом, как правило, по следующим направлениям:

Безусловно, налоговые органы могут расширить перечень направлений проведения камеральных проверок.

Кроме того, при проведении камеральной проверки крайне важен экономический анализ деклараций. Его цель - выявить причины, которые повлияли на величину финансово-экономических показателей и, как следствие, на размер налоговой базы. Результаты такого анализа позволяют спланировать дальнейшие действия налогового органа при подготовке и проведении выездных налоговых проверок.

Не лишним будет и анализ среднестатистических показателей финансово-хозяйственной деятельности по отрасли, в которой занят налогоплательщик. Значительное отклонение от этих показателей свидетельствует о том, что декларацию налогоплательщика следует проверить более тщательно. В нормальной экономической ситуации и при условии, что налогоплательщик действует разумно, подобные резкие скачки сложно объяснить обычаями делового оборота. Доскональное изучение среднестатистических показателей должно стать непременным атрибутом проверок (особенно камеральных) крупнейших и основных налогоплательщиков.

Остановимся подробнее на проверке отчетности крупнейших налогоплательщиков. При осуществлении мер налогового контроля в отношении указанной категории налогоплательщиков большое значение имеет использование информации из внешних источников и косвенных методов определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Внешним источником информации могут служить организации, снабжающие налогоплательщиков энерго-, тепло- и водоресурсами. Налоговые органы должны использовать подобную информацию для анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков при выборе объектов проверок или как дополнительный фактор при подготовке доказательной базы, свидетельствующей о занижении или сокрытии объектов налогообложения.

Примечание. Проблемы и планируемые изменения

Налоговые органы вправе потребовать от налогоплательщиков представления первичных документов. Надо сказать, что в истребовании таких документов ничего предосудительного нет. Но на практике, как правило, запрашивается множество первичных документов, а анализируется только часть из них. Подобное положение дел, конечно же, требует определенной корректировки с точки зрения методологии проведения таких проверок. Поэтому, прежде чем запрашивать у налогоплательщика именно первичные документы, следует убедиться в их необходимости.

Совершенствование процедур налоговых проверок последнее время находится в центре внимания всех ветвей власти и бизнеса. Так, согласно законопроекту, разработанному Минфином России, предлагается реализовать меры, которые направлены на совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков.

Во-первых, планируется упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок. В частности, следует конкретизировать их цели и задачи, установить обязанность налогового органа направлять налогоплательщику уведомление в случае выявления существенных расхождений между показателями текущей отчетности и показателями отчетности предыдущих периодов, определить, в каких случаях могут быть истребованы дополнительные документы, и установить закрытый перечень таких документов. Наконец, необходимо закрепить на законодательном уровне требование о том, что результаты камеральных проверок при обнаружении налоговых правонарушений должны оформляться актом.

Во-вторых, планируется усовершенствовать процедуры проведения выездных налоговых проверок. Предлагается установить предельные сроки проведения таких проверок, ограничить основания для проведения повторных проверок и уточнить процедуру взаимодействия налогового органа и налогоплательщика в случае несогласия последнего с результатами проверки.

Основная трудность, с которой могут столкнуться налоговые органы, используя информацию из внешних источников, заключается в том, что крупнейшие налогоплательщики, как правило, имеют собственные ресурсные и энергоснабжающие подразделения, очистные сооружения и котельные. Это означает, что подобную информацию необходимо учитывать при анализе структуры затрат выпускаемой продукции. Кроме того, не всегда можно проследить четкую зависимость между объемами потребленных ресурсов и выпуском (реализацией) продукции. Это в свою очередь не позволяет достоверно зафиксировать финансовый результат, определяемый в целях налогообложения.

Другими источниками внешней информации являются органы статистики, кредитные учреждения, лицензирующие и таможенные органы, миграционная служба, МВД России, валютные и фондовые биржи и др. В качестве свидетелей можно привлекать и физических лиц.

Так, запросы о движении денежных средств по расчетным счетам в банки, которые обслуживают организации, не представляющие отчетность (либо представляющие "нулевую" отчетность), позволяют привлекать к налоговой ответственности данную категорию налогоплательщиков.

Нередко налоговые органы используют материалы встречных налоговых проверок контрагентов проверяемых организаций (в том числе материалы, представляемые банками). Причем организация и ее контрагенты могут находиться как в одном, так и в разных регионах. Как показывает практика проведения встречных проверок, зачастую сведения о запрашиваемых контрагентах отсутствуют в базе данных ЕГРЮЛ.

Достаточно распространенным способом увеличения расходов в целях занижения налогооблагаемой базы является использование подставных фирм. В этом случае при наличии так называемых фиктивных затрат у налогового органа есть все основания не признать их расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, и доначислить налог. Если фирмы-контрагента не существует, суды поддерживают позицию налоговых органов о непринятии расходов и доначислении налога на прибыль.

Как видим, при проведении комплекса контрольных мероприятий важно помнить, что первоочередная задача отнюдь не истребование первичных документов в рамках камеральной проверки, а выявление отклонений в динамике тех или иных показателей, непропорционального роста отдельных видов доходов или расходов. Такой отбор, конечно, должен проводиться автоматизированно.

После того как проведен экономический анализ представленной декларации и выявлены существенные расхождения между показателями, налоговый инспектор должен обратиться к налогоплательщику за разъяснениями. Зачастую причину обнаруженных нарушений налогоплательщик объясняет достаточно просто, и необходимость в представлении первичных документов отпадает. Первичные документы нужны, только если выявлены арифметические ошибки или неправильно заполнены какие-либо строки декларации.

Углубленная камеральная проверка налоговых деклараций (то есть проверка с запросом документов) в отношении всех организаций постепенно должна отойти на второй план. Главное - сделать камеральные проверки выборочными, и прежде всего в отношении тех налогоплательщиков, чьи объяснения покажутся налоговому инспектору неубедительными.

К.В.Новоселов

Советник налоговой службы РФ

III ранга,

Управление налогообложения прибыли (дохода)

ФНС России