Мудрый Экономист

Новые проблемы старой госпошлины

"Налоги и налогообложение", 2005, N 5

Появление в Налоговом кодексе гл. 25.3 "Государственная пошлина" и признание Закона от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" наряду с преемственностью по многим положениям обусловило ряд принципиально новых моментов, касающихся администрирования государственной пошлины.

Госпошлину официально назвали сбором. Тем самым законодатель внес ясность в вопрос о правовой природе данного платежа.

В связи с этим, во-первых, в соответствии со ст. 13 НК РФ и ст. 218 Бюджетного кодекса РФ теперь госпошлина подлежит зачислению в полном объеме на счета органов федерального казначейства.

Во-вторых, на отношения, связанные с госпошлиной, распространяются все нормы, регулирующие вопросы уплаты сборов, содержащиеся в гл. 1 НК РФ. В частности, предоставленная ст. 333.40 НК РФ возможность возврата излишне уплаченной госпошлины должна исполняться налоговыми органами в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 78 НК РФ.

В-третьих, в случае несвоевременной уплаты госпошлины (а такое вполне возможно, так как нормы, закрепленные в гл. 25.3 НК РФ, предусматривают случаи уплаты госпошлины в течение определенного срока после совершения юридически значимого действия, за которое платится госпошлина) должны применяться нормы ст. 75 НК РФ, закрепляющие обязанность уплаты пени за несвоевременную уплату сбора.

Что же касается привлечения к ответственности плательщиков госпошлины в случаях ее неуплаты либо неполной уплаты, то согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. <1> нормы ст. 122 НК РФ в данном случае применены быть не могут. В то же время Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. <2> были внесены изменения в перечень администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации. С 1 января 2005 г. администраторами госпошлины являются различные органы государственной власти в зависимости от вида действий, за которые взимается госпошлина (таблица 1).

<1> О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N 5 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. N 7. 2001.
<2> О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 23.12.2004 N 174-ФЗ // РГ. 2004. 29 дек. N 289.

Таблица 1

Администраторы государственной пошлины

Администратор государственной
пошлины
  Действия, за которые взимается  
пошлина
Федеральная налоговая служба 
Государственная регистрация       
юридических лиц и физических лиц в
качестве индивидуальных
предпринимателей, внесение
изменений в учредительные
документы и др.
Арбитражный Суд РФ           
Рассмотрение заявлений, жалоб,    
ходатайств
Конституционный Суд РФ       
Рассмотрение запросов, ходатайств 
Верховный Суд РФ             
Рассмотрение заявлений, жалоб,    
ходатайств
Нотариальные конторы         
Совершение нотариальных действий, 
для которых законодательством
предусмотрена обязательная
нотариальная форма
Министерство юстиции РФ      
Государственная регистрация прав  
на недвижимость и сделок с ним
Федеральная регистрационная  
служба
Государственная регистрация актов 
гражданского состояния и др.
Федеральная миграционная     
служба
Совершение действий, связанных с  
приобретением гражданства, выдача
и обмен паспортов гражданина РФ
Министерство внутренних дел  
РФ
Государственная регистрация       
транспортных средств
Федеральная антимонопольная  
служба
Рассмотрение ходатайств           
Федеральная служба по        
интеллектуальной
собственности, патентам и
товарным знакам
Совершение действий по официальной
регистрации программ для
электронных вычислительных машин и
др.
Федеральная служба по        
финансовым рынкам
Совершение действий, связанных с  
государственной регистрацией
выпусков эмиссионных ценных бумаг
Министерство РФ по делам     
гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий
стихийных бедствий
Государственная регистрация       
морских и речных судов, воздушных
судов и др.
Федеральная служба по надзору
в сфере транспорта
Государственная регистрация       
морских и речных судов, воздушных
судов и др.
Министерство финансов РФ     
Совершение действий при           
осуществлении федерального
пробирного надзора
Федеральная служба по надзору
за соблюдением
законодательства в сфере
массовых коммуникаций и
охране культурного наследия
Государственная регистрация       
средств массовой информации и др.
Федеральное агентство связи  
Государственная регистрация       
декларации о соответствии
требованиям средств связи, услуг
связи и др.
Все администраторы           
Совершение действий, связанных с  
лицензированием, и др.

Федеральная налоговая служба теперь является администратором только двух видов госпошлины. Остальные виды госпошлины администрируются шестнадцатью другими государственными и нотариальными органами.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. "О федеральном бюджете на 2005 год" <3> органы управления, за которыми закреплены источники доходов, обязаны осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

<3> О федеральном бюджете на 2005 год: Федеральный закон от 23.12.2004 N 173-ФЗ // РГ. 2004. 28 дек. N 288.

В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина России <4>, также разъяснено, что администраторами поступлений являются органы власти (а также созданные ими учреждения), осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

<4> Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ Минфина России от 10.12.2004 N 114н // Финансовая газета. 2005. Янв. N 4.

Кроме того, данным документом определено, что администраторы в рамках бюджетного процесса осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств соответствующего доходного источника.

Однако перечисленные функции администратора поступлений в бюджет практически совпадают с функциями, которые в соответствии со ст. 30 НК РФ возложены на налоговые органы.

Следовательно, для выполнения возложенных задач по администрированию госпошлины всем органам (за исключением Федеральной налоговой службы, у которой такие структурные подразделения уже есть) необходимо создать системы: учета плательщиков; учета платежей; контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты; начисления пени; принудительного взыскания и т.д.

Фактически внутри каждого из шестнадцати государственных органов, являющихся администраторами госпошлины, необходимо создать специализирующиеся на одном платеже налоговые службы, а это несомненно потребует затрат значительных средств, трудовых ресурсов и времени.

Определенные проблемы могут возникнуть и при возврате госпошлины. Ранее возврат государственной пошлины производился по заявлениям, подаваемым в налоговый орган. К заявлениям о возврате госпошлины прилагались решения, определения, справки, являющиеся основанием для полного или частичного возврата, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающей уплату. После проверки поступивших в налоговые органы заявлений и документов на возврат госпошлины налоговый орган в течение 30 дней со дня их поступления выносил решение. При этом налоговым органом обязательно отслеживался факт поступления на соответствующий бюджетный счет суммы госпошлины по конкретному платежному документу.

В настоящее время этот порядок не претерпел существенных изменений. В соответствии с утвержденным Порядком учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации <5> органы Федерального казначейства осуществляют непосредственно учет поступлений, их распределение по кодам бюджетной классификации, а также оформляют платежные поручения на возврат плательщикам поступлений по представлению администраторов платежей.

<5> Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: Приказ Минфина России от 16.12.2004 N 116н (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2004 N 6227) // РГ. 2004. 31 дек.

Налоговые органы принимают заявления о возврате госпошлины, в том числе не администрируемой налоговыми органами, с полным пакетом документов, предусмотренных п. 3 ст. 333.40 НК РФ. К заявлению в обязательном порядке прилагается распоряжение администратора поступлений в бюджет по форме согласно Приложению N 1 к Порядку.

При этом в соответствии с п. 6 ст. 333.40 НК РФ зачет суммы излишне уплаченной (взысканной) госпошлины, не администрируемой налоговыми органами, в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия, производится по заявлению, предъявляемому в уполномоченный орган, в который он обращался за совершением юридически значимого действия. То есть зачет госпошлины в этом случае производится без участия налогового органа.

На основании полного пакета документов, представленного налогоплательщиком, налоговый орган проставляет на распоряжении администратора свою отметку, предусмотренную формой распоряжения, и направляет его в орган Федерального казначейства. После направления распоряжения администратора поступлений в бюджет о возврате госпошлины на исполнение в органы Федерального казначейства налоговый орган уведомляет об этом налогоплательщика в письменной форме.

Таким образом, в современных условиях, когда администраторами госпошлины являются различные государственные органы, налоговые органы не имеют возможности произвести проверку факта поступления конкретной суммы госпошлины и поэтому возложение на них обязанностей по ее возврату ст. 333.40 НК РФ является, по меньшей мере, нелогичным. Такой механизм требует большого объема дополнительной работы всех участвующих в процессе возврата органов и должностных лиц по идентификации плательщиков, уточнению конкретных сумм средств, подлежащих возврату, а также проверке правомерности возврата.

В заключение необходимо отметить и некоторое методологическое противоречие законодательных норм по уплате государственной пошлины. С одной стороны, государственная пошлина - сбор, предусмотренный НК РФ. С другой стороны, администрирование большей части государственной пошлины осуществляется не налоговыми органами, а другими органами - администраторами, не являющимися в соответствии с НК РФ участниками налоговых правоотношений.

Очевидно, что формирующаяся система нормативного регулирования администрирования государственной пошлины не может быть признана удовлетворительной, так как является весьма противоречивой, а также затратной как для плательщиков, так и для государства.

А.П.Абрамов

К. т. н.,

советник налоговой службы РФ

I ранга,

доцент кафедры "Налоги и налогообложение"

Томского государственного университета