Мудрый Экономист

О понятии и признаках поощрительных финансово-правовых санкций

"Налоги и финансовое право", 2005, N 4, Приложение

В научной литературе и законодательстве почти всех стран термин "санкция" употребляется в самом широком смысле и в разных значениях. Санкция - часть правовой нормы, где содержится указание на меры государственного принуждения (воздействия) в отношении правонарушителя. Санкция - государственная мера, применяемая к нарушителю установленных норм и правил, это формы и меры ответственности, предусмотренные в правовых нормах и носящие карательный характер. Санкция - разрешение, подтверждение, утверждение чего-либо вышестоящим компетентным органом. Санкция - мера принуждения для обеспечения назначения и осуществления ответственности за правонарушение. В связи с развитием законодательства и правовой теории в юридической литературе стали поднимать вопрос о санкциях-поощрениях, которые присутствуют практически во всех отраслях права <1>. Таким образом, существует и пятое значение термина "санкция" - поощрение. "Однако во всех значениях санкция рассматривается как нечто властное, исходящее от авторитета, стремление что-то вытеснить и запретить (несправедливое) и, напротив, что-то разрешить, поощрить" <2>.

<1> См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. - Саратов, 1995; Киселева О.М. Поощрение как метод правового регулирования: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Саратов, 2000; Морозова И.С. Льготы в российском праве: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Саратов, 1999.
<2> Теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994. - С. 35 - 36.

Термин "поощрение" также может употребляться в нескольких значениях. Во-первых, как поощрительная санкция, т.е. структурный элемент правовой нормы, предусматривающий положительные последствия в случае выполнения диспозиции. "Поощрения и наказания, выступая полярными средствами на уровне санкций правовой нормы, влекут за собой различные юридические последствия: положительные и отрицательные соответственно" <3>. Во-вторых, как конкретная мера, применяемая к субъекту за соответствующие заслуги. А.В. Малько приводит следующие аргументы существования поощрительных санкций. Во-первых, этимологическое значение слова "санкция" подразумевает не только негативные, но и позитивные последствия. Во-вторых, позитивные санкции присущи всем социальным нормам. В-третьих, санкции поощрения признают не только в отечественной, но и в зарубежной науке. В-четвертых, структура юридических норм, содержащих санкции поощрения, внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих санкции наказания. В-пятых, определенным доказательством существования поощрительных санкций является то, что они во многих нормативно-правовых актах расположены рядом с мерами наказания <4>.

<3> Малько А.В. Поощрение как правовое средство. Правоведение. - 1996. - N 3. - С. 31.
<4> Там же. С. 32 - 33.

Санкция-поощрение - это структурный элемент правовой нормы, закрепляющий вид и меру благоприятных последствий, применяемых в случае соблюдения (выполнения) правила поведения, закрепленного в диспозиции. Не все ученые согласны с существованием поощрительных санкций. М.И. Байтин пишет: "Основная же ошибка рассматриваемой трактовки поощрения - в смешении санкции поощрительной нормы права с ее диспозицией: то, что в ней представляется как "поощрительная санкция", в действительности есть диспозиция" <5>. М.И. Байтин исходит из того, что санкцию необходимо понимать как структурный элемент юридической нормы, указывающий на отрицательные последствия для нарушившего данную норму <6>. Трудно спорить с таким общепризнанным авторитетом юридической науки, тем не менее получается достаточно странная ситуация, когда ученым признается существование поощрительной нормы, а поощрительной санкции нет. Следовательно, поощрительная диспозиция существует без санкции, тогда как же быть с общепризнанным трехчленным строением правовой нормы? На этот вопрос в работе ученого однозначного ответа мы не находим. Разграничить диспозицию и санкцию в поощрительной норме можно на обыкновенном примере. В Федеральном законе от 15 апреля 1993 г. "О вывозе и ввозе культурных ценностей" указывается: "Граждане Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства, внесшие большой вклад в дело возвращения культурных ценностей в Российскую Федерацию, награждаются Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Российской Федерации и другими знаками отличия, предусмотренными законодательством Российской Федерации" <7> (ст. 11). Совершение правомерных действий, связанных с возвращением культурных ценностей, есть не что иное, как выполнение диспозиции правовой нормы, а награждение Почетной грамотой и другими знаками отличия - поощрительная санкция. По мнению М.И. Байтина, "содержание санкций поощрительных норм права состоит в том, что в них устанавливаются неблагоприятные последствия (выделено нами. - А.М.), наступающие за неправомерные действия или бездействие со стороны, во-первых, лиц и органов, обязанных или управомоченных поощрять, во-вторых, лиц, чьи действия стимулируются" <8>. На наш взгляд, специфика поощрительных норм как раз и состоит в том, что в них отсутствует санкция-наказание и воздействует данная норма не методом принуждения, а методом убеждения и поощрения. Если обратиться к рассмотренному выше примеру, то получится, что в случае если лицо не внесло существенного вклада в возвращение культурных ценностей, то его необходимо наказать. В случае невыполнения (несоблюдения) поощрительной нормы, когда поведение субъекта является нейтральным, но одновременно и правомерным, отсутствуют какие-либо последствия, как положительные, так и отрицательные. Как отмечает О.М. Киселева, "мера поощрения отражает степень заслуг конкретного лица" <9>, соответственно, если нет заслуг, нет и поощрения, и одновременно отсутствует наказание.

<5> Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на гране двух веков). Саратов: СГАП, 2001. - С. 203.
<6> Там же.
<7> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 20. Ст. 718.
<8> Байтин М.И. Сущность права. - С. 203.
<9> Киселева О.М. Поощрение как метод правового регулирования. - С. 19.

Дискуссионной остается проблема существования поощрительных санкций в финансовом законодательстве. Так, А.Г. Андреев отмечает, что "финансово-правовые санкции находятся в неразрывном единстве с поощрительными нормами и средствами стимулирования" <10>. У А.А. Николаева несколько иная позиция. Признавая в целом существование поощрительных санкций в других отраслях права, он отмечает, что "говорить о существовании поощрительных санкций среди мер налогового воздействия представляется неправильным. Во-первых, примеров таких санкций в законодательстве о налогах и сборах нет. Во-вторых, представляется, что санкции могут быть только правовосстанавливающими либо карательными" <11>.

<10> Андреев А.В. Финансово-правовые санкции. Дис... канд. юрид. наук. - М., 1984. С. 165, 44.
<11> Николаев А.А. Правовые проблемы ответственности хозяйствующих субъектов за неуплату налогов. Дис... канд. юрид. наук. - М., 1999. - С. 46.

На наш взгляд, поощрительные санкции в финансовом праве необходимо выявлять, используя сравнительно-правовой метод исследования. Незначительная доля поощрительных санкций в финансовом законодательстве существует, но они очень специфичны. Некоторые из поощрительных финансовых санкций заключаются в сокращении объема правоограничений в случае совершения позитивных действий, направленных на восстановление нарушенных общественных отношений. Для сравнения обратимся к уголовно-правовым научным исследованиям.

В уголовно-правовой литературе достаточно подробно изучены проблемы поощрения в сфере посткриминального поведения <12>. В науке уголовного права как поощрительные санкции рассматривают смягчение реального или потенциального уголовно-правового обременения, в случае совершения положительных правомерных действий после совершения преступления <13>. Схоже рассуждает и А.В. Малько, считая сокращение обременении и ограничений стимулирующей мерой <14>. На наш взгляд, не только в уголовном, но и в финансовом праве содержатся меры, стимулирующие правовую активность после совершения правонарушения. Так в п. 3 ч. 1 ст. 112 (обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения) указывается, что "иные обстоятельства могут быть признаны судом смягчающими".

<12> См.: Елеонский В.А. Поощрительные нормы уголовного права. - Харьков, 1984; Звечаровский И.Э. Посткриминальное поведение: понятие, ответственность, стимулирование. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1994. См. также: Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. - СПб., 2003.
<13> См.: Елеонский В.А. Поощрительные нормы уголовного права. - Харьков, 1984. - С. 15.
<14> Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. - С. 87.

В роли иного обстоятельства может выступать добровольное возмещение причиненного ущерба, предоставление документов, указывающих на факты совершения правонарушения, изобличение соучастников правонарушения, содействие проведению налогового расследования и т.д. Названные действия правомерны, социально полезны и связаны с достижением общепризнанного результата, поэтому их можно рассматривать в качестве основания применения мер финансово-правового поощрения, выражающегося в смягчении финансовой ответственности. Согласно ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК. В НК РФ перечень обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, очень узок.

Налоговый кодекс возлагает на определенную категорию налогоплательщиков обязанность предоставлять декларацию о своих доходах и расходах для начисления или возврата налога. До истечения отчетного периода налогоплательщик вправе внести изменения в налоговую декларацию, что является основанием для его освобождения от налоговой ответственности. Освобождение от негативного аспекта реализации финансовой ответственности можно рассматривать как поощрительную санкцию.

Как своеобразную поощрительную санкцию можно рассматривать применение налоговой амнистии, но при условии, что субъект выполнит указанные в акте амнистии правомерные действия. Впервые налоговая амнистия была проведена согласно Указу Президента РФ от 27 октября 1993 г. "О проведении налоговой амнистии в 1993 году" <15>. Основным условием амнистии выступало объявление предприятиями и физическими лицами о своих долгах по налоговым платежам и их погашение. В случае совершения этих правомерных действий следовало освобождение от финансовой ответственности.

<15> Российская газета. 1993. 2 ноября.

Поощрительная финансовая санкция выступает противовесом пене, штрафу и другим негативным санкциям. Любая поощрительная санкция есть правовой стимул, но не любой стимул является поощрительной санкцией <16>. Финансово-правовые стимулы могут выражаться в "отмене либо снижении налога как юридической обязанности, обременения (то есть правового ограничения), что может "вылиться" в конкретную льготу для определенных категорий субъектов права" <17>. Для некоторых категорий налогоплательщиков установлен льготный режим уплаты налогов в связи с их особым социальным положением, чтобы компенсировать положение субъектов, не равных из-за своих социально-экономических возможностей <18>. Предоставление таких льгот, как правило, не связано с финансово-правомерным поведением. Нельзя рассматривать как поощрительные санкции, а следовательно, предоставление налоговых преимуществ (привилегий) политической элите. Например, согласно ст. 215 НК РФ не подлежат налогообложению доходы глав, а также персонала представительств иностранного государства, имеющих дипломатический и консульский ранг, членов их семей и т.д. <19>.

<16> См.: Киселева О.М. Поощрение как метод правового регулирования: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Саратов, 2002; Морозова И.С. Льготы в праве (вопросы теории и практики): Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Саратов, 1999.
<17> Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. - С. 87.
<18> См.: Морозова И.С. Льготы в праве (вопросы теории и практики). - С. 11.
<19> Подробно об элите см.: Малько А.В. Привилегии как признак элиты // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Сер. "Юриспруденция". Вып. 3. - Тольятти: Изд-во ВУиТ, 1999. - С. 54 - 62.

Финансово-правовой стимул как поощрение обладает следующими признаками: 1) применяется за заслуженное финансово-правомерное поведение, под которым понимается добросовестный правомерный поступок, связанный со "сверхисполнением" субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата; 2) сопряжен с сугубо добровольным поступком; 3) присутствует юридическое одобрение позитивных действий, это форма вознаграждения со стороны общества и государства; 4) выступает в качестве юридического стимула, причем, как правило, самого действенного.

Поощрительные финансовые санкции могут устанавливаться не за только за "сверхисполнение", но и за достижение общепризнанного результата. Например, организации любых организационно-правовых форм освобождаются от уплаты налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы (ст. 239 НК). Данная норма хотя и помещена в статью под названием "Налоговые льготы", но как мы полагаем, по своим признакам она является не льготной, а поощрительной, т.к. она побуждает работодателя принимать на работу инвалидов, надлежащим образом выплачивать им зарплату, не укрывать их действительные доходы, и как следствие указанного финансово-правомерного поведения, связанного с достижением общепризнанного результата, выступает применение поощрительной санкции в виде налогового вычета. В Федеральном законе "О вывозе и ввозе культурных ценностей" <20> указывается: "При вывозе культурных ценностей, оформленном в соответствии с требованиями настоящего Закона, экспортная таможенная пошлина не взимается" (ст. 52). Освобождение от обязанности уплатить таможенную пошлину можно охарактеризовать как применение финансовой поощрительной санкции. Эта норма побуждает субъекта действовать правомерно, соблюдать все требования по оформлению, и только в этом случае возможно применение меры позитивной финансовой ответственности. "Правовое поощрение - это форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия <21>.

<20> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 20. Ст. 71.
<21> Малько А.В. Региональное законодательство: проблемы установления в нем правовых льгот и поощрений. Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева, Сер. "Юриспруденция". Вып. 2. - Тольятти: Изд-во ВУиТ, 1998. - С. 27 - 28.

Итак, можно определить следующие признаки поощрительных финансовых санкций. Во-первых, поощрительные санкции являются структурной частью поощрительной нормы финансового права. Во-вторых, своими последствиями влекут предоставление налоговых вычетов или уменьшение неблагоприятных правоограничений, возникших в связи с юридическим фактом совершения правонарушения. В-третьих, являются одним из средств обеспечения поощрительного метода регулирования финансовых отношений <22>. В-четвертых, фактическое основание их применения - финансово-правомерное поведение, связанное с достижением общепризнанного результата.

<22> Поощрительный метод регулирования финансовых отношений не является основным для финансового права. Это дополнительный метод регулирования.

А.А.Мусаткина

К. ю. н.,

старший преподаватель кафедры

гражданского права и процесса

Волжского университета им. В.Н. Татищева

г. Тольятти