Мудрый Экономист

Если организация платит предпринимателю...

"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 8, 2005

На практике часто возникают ситуации, когда организации заключают с индивидуальными предпринимателями различного рода сделки и в их рамках осуществляют выплату вознаграждений либо оплату приобретаемых товаров. Как правило, в таких случаях обязанность расчета и уплаты НДФЛ и ЕСН с полученных доходов лежит на самом предпринимателе, а не на его контрагентах. Но очень часто налоговые органы требуют документы, подтверждающие не только предпринимательский статус гражданина, но и перечень осуществляемых им видов деятельности, отраженный в государственном реестре. Попробуем разобраться, законны ли такие требования.

Прежде всего обратим внимание на случай из практики, о котором сообщил наш читатель.

В 2004 г. в нашей организации была проведена проверка правильности исчисления ЕСН и НДФЛ. При этом возникла проблема, связанная с порядком начисления и удержания указанных налогов с сумм, уплаченных индивидуальным предпринимателям по заключенным с ними договорам и при покупке у них различного рода товаров. По мнению налогового органа, наша организация могла не начислять ЕСН и не удерживать НДФЛ при осуществлении выплат предпринимателям только в случае, если вознаграждения выплачивались в рамках видов деятельности, указанных в их свидетельстве о государственной регистрации и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. В результате инспекция применила к нам налоговые санкции за неуплату ЕСН и неудержание НДФЛ. Правомерны ли такие действия, ведь нормы НК РФ не содержат требований, озвученных налоговиками?

Надо сказать, что позиция инспекции по данному вопросу соответствует некоторым частным разъяснениям норм НК РФ, данным представителями налоговых органов.

Например, в разъяснении советника налоговой службы А.Н. Михайловой (ИПС "Консультант Плюс", 20 мая 2004 г.) были даны следующие рекомендации. По мнению представителя налоговых органов, для правильности исчисления налогов бухгалтеру организации следует определить, в рамках какой деятельности будут произведены выплаты: предпринимательской деятельности гражданина или иной, не указанной в свидетельстве о регистрации или в заявлении на госрегистрацию в налоговый орган, следовательно, не отраженной в базе данных госреестра налогового органа. Для этого необходимо затребовать у предпринимателя копию свидетельства регистрации или получить по заявлению данные о предпринимателе от налогового органа. И в качестве вывода было отмечено, что в случае, когда выплата произведена предпринимателю за выполнение работ по деятельности, не отраженной в свидетельстве о регистрации или не указанной в заявлении, представленном в налоговый орган, такую выплату следует расценивать как выплату физическому лицу, с которой необходимо исчислить и удержать НДФЛ, а также включить сумму выплаты в налогооблагаемую базу для исчисления ЕСН.

Но, по мнению автора, такой подход противоречит целому ряду норм действующего законодательства.

Во-первых, в настоящее время в свидетельстве о регистрации предпринимателя не указываются сведения об осуществляемых им видах деятельности (такие данные содержатся в государственном реестре). При этом предприниматели вправе вести деятельность, код которой не внесен в указанный реестр.

К сведению! После 1 января 2004 г. порядок государственной регистрации предпринимателей регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и рядом нормативных актов, принятых на его основании.

Надо отметить, что в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) действительно указываются сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (см. пп."о" п.2 ст.5 Закона N 129-ФЗ). И при появлении новых видов деятельности предприниматель должен подать в налоговый орган заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРИП (см. лист И Приложения N 19 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439). Но в свидетельстве, выдаваемом предпринимателю, они отсутствуют (см. Приложение N 22 к упомянутому выше Постановлению N 439).

Но здесь следует уточнить, что срок для внесения подобных изменений в Законе N 129-ФЗ четко не определен (см. п.п.4 и 5 ст.5 Закона N 129-ФЗ). Поэтому может сложиться ситуация, когда предприниматель начнет осуществлять деятельность, которая не отражена в ЕГРИП (либо хозяйственная операция в рамках такого рода деятельности будет носить разовый характер). В таком случае предприниматель может внести изменения в данные о себе, содержащиеся в ЕГРИП, подав в налоговый орган заявление по установленной форме. И первично здесь то, что предприниматель осуществляет ту или иную деятельность, а потом по его заявлению вносятся изменения в данные, содержащиеся в ЕГРИП.

Предприниматель вправе выбирать перечень возможных видов деятельности по своему усмотрению, и действующее законодательство не накладывает на граждан обязанности каким-либо образом согласовывать действия в этой сфере с уполномоченными государственными органами (в том числе налоговыми).

Исключение из этого правила составляют лишь те виды деятельности, осуществление которых возможно на основании лицензии, выданной в установленном законом порядке (гражданин будет иметь право вести лицензируемую деятельность только после получения лицензии (разрешения) на ее осуществление). В остальных случаях какого-либо "уведомления" о намерении осуществлять тот или иной вид деятельности законодательство не требует.

Необходимо упомянуть и те возможные случаи, когда предприниматели имели на руках свидетельства "старого" образца, в которых указывались осуществляемые ими виды деятельности.

В п.1 ст.4 Закона РСФСР от 7 декабря 1991 г. N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" действительно говорилось о том, что физические лица могут осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в свидетельстве о государственной регистрации в качестве предпринимателей. Но данная норма противоречила ряду положений Гражданского кодекса РФ, принятого позднее, чем Закон N 2000-1 (в частности, ст.23 ГК РФ), и фактически в ряде случаев ограничивала конституционное право граждан на занятие предпринимательской деятельностью (что косвенно подтверждалось и Определением Конституционного Суда РФ от 6 марта 2001 г. N 59-О). Кроме того, Закон N 2000-1 утратил силу с 1 января 2004 г. (ст.25 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ).

Во-вторых, нормы гл.23 и 24 НК РФ не содержат каких-либо требований к налогоплательщикам и налоговым агентам по выявлению и указанию в документах налогового учета сведений о видах деятельности, осуществляемых предпринимателями, в пользу которых производятся выплаты по заключенным с ними договорам.

В частности, согласно пп.2 ст.227 НК РФ предприниматели самостоятельно исчисляют суммы НДФЛ по суммам доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности. В дальнейшем исчисленные суммы НДФЛ уплачиваются ими в бюджет в порядке, определенном ст.227 НК РФ. Что касается налоговых агентов, то исчисление, удержание и уплата в бюджет сумм НДФЛ с доходов, выплаченных предпринимателям, ими не производится (п.2 ст.226 НК РФ). При этом не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах (п.2 ст.230 НК РФ).

В итоге следует отметить, что исходя из смысла норм гл.23 и 24 НК РФ для подтверждения факта выплаты именно в пользу предпринимателей организации достаточно предъявить налоговому органу какие-либо документы, подтверждающие наличие у гражданина предпринимательского статуса (например, копию свидетельства о государственной регистрации).

Мнение автора по данной проблеме подтверждается и некоторыми арбитражными решениями.

В качестве примера приведем Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 2 августа 2004 г. N А11-7180/2003-К2-Е-2837. Организация (ООО) заключила с предпринимателем договор, в рамках которого гражданин осуществил кредитование общества. По мнению инспекции, доход по упомянутому договору о предоставлении кредита не мог рассматриваться в качестве полученного в результате предпринимательской деятельности гражданина (так как в его свидетельстве о регистрации в качестве предпринимателя не был указан такой вид деятельности, как кредитование). В связи с этим, по мнению налогового органа, в рассматриваемой ситуации ООО должно было выступить в качестве налогового агента и удержать у предпринимателя сумму НДФЛ, рассчитанную с вознаграждения по указанному договору. Но суд вынес решение в пользу ООО, не согласившись с мнением инспекции.

Представляет интерес и Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28 апреля 2004 г. N А38-4668-5/85-2004. В этом случае гражданин считал, что осуществляемая им деятельность по сдаче в аренду имущества не могла считаться предпринимательской, так как не была указана в его свидетельстве о государственной регистрации. Но суд признал данную точку зрения ошибочной и вынес решение не в пользу предпринимателя.

Что же в итоге можно порекомендовать налогоплательщикам, осуществляющим выплату вознаграждений предпринимателям либо приобретающим у них товары?

Конечно, наиболее безопасным вариантом при заключении сделок с предпринимателями является истребование у них не только копий свидетельств об их государственной регистрации, но и копий выписок из ЕГРИП, свидетельствующих о наличии в реестре кодов, соответствующих деятельности в рамках заключенных договоров.

В то же время надо признать, что истребование такого рода документов у предпринимателей не всегда возможно. При их отсутствии ЕСН и НДФЛ с выплат в пользу предпринимателей начислять не нужно только в том случае, если организация сможет подтвердить какими-либо документами, что сделка была заключена с гражданином, обладающим предпринимательским статусом. В качестве таких документов может выступить, например, договор в письменной форме, в котором будут указаны паспортные данные предпринимателя, номер записи о его государственной регистрации в ЕГРИП, а также его ИНН.

При наличии же претензий со стороны налоговых органов, настаивающих на необходимости начисления ЕСН и НДФЛ на суммы, выплаченные предпринимателям при неподтверждении кодов деятельности, указанных в ЕГРИП, организации необходимо обжаловать действия налоговиков по подведомственности либо в арбитражном суде.

А.Першин

Ведущий эксперт "БП"