Мудрый Экономист

Лицевые счета бюджетных учреждений по учету средств, поступивших в качестве обеспечения заявки на участие в торгах

"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 9

В статье рассмотрен порядок открытия и ведения лицевых счетов по учету средств, поступающих от участников конкурсов на размещение государственных и муниципальных заказов по приобретению товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

С 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Несмотря на то что прошло совсем немного времени с того момента, как стал применяться данный нормативный акт, в него неоднократно вносились изменения и дополнения, регулирующие процесс заключения государственных и муниципальных контрактов.

Законодательство РФ о размещении заказов основано на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, Закона N 94-ФЗ и иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Закону N 94-ФЗ.

Минэкономразвития как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом N 94-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 20 Закона N 94-ФЗ заказчиком, уполномоченным органом может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. При этом размер обеспечения заявки на участие в конкурсе не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Требование обеспечения заявки на участие в конкурсе, установленное заказчиком, уполномоченным органом, в равной мере распространяется на всех участников размещения заказа и указывается в извещении о проведении открытого конкурса и в приглашении принять участие в закрытом конкурсе.

Согласно пп. 15.1 п. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать сведения о размере обеспечения заявки на участие в конкурсе, сроках и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Что касается аукциона, то в соответствии с п. 5 ст. 32 Закона N 94-ФЗ заказчиком, уполномоченным органом также может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе. При этом размер обеспечения заявки на участие в аукционе должен составлять 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В случае если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения заявки на участие в аукционе, оно в равной мере распространяется на всех участников размещения заказа и указывается в извещении о проведении открытого аукциона и в приглашении принять участие в закрытом аукционе. При проведении аукциона в электронной форме требование обеспечения заявки на участие в аукционе не устанавливается.

Обратите внимание: в соответствии с п. 9 п. 4 ст. 34 Закона N 94-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 50 млн руб., заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена его выплата), или, если сумма аванса превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, - в размере, не превышающем на 20% суммы аванса, но не менее чем размер аванса.

Есть в Законе N 94-ФЗ еще одна статья, регламентирующая условия допуска к участию в торгах, - ст. 12. В соответствии с ней при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае невнесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, если требование об обеспечении таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе.

Средства, поступающие в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, являются средствами, находящимися во временном распоряжении, и отражаются на лицевых счетах, открытых в органах Казначейства для учета подобных средств. В соответствии с п. 1 ст. 122 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" операции со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных учреждений, отражаются на лицевых счетах для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном таким органом (Письмо Федерального казначейства РФ от 06.02.2006 N 42-7.1-15/5.2-51 "Об открытии федеральным учреждениям лицевых счетов для учета средств, поступающих во временное распоряжение федеральных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации").

Порядок открытия лицевых счетов

Лицевые счета для отражения операций по поступлению средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе открываются в Порядке, утвержденном Приказом Федерального казначейства от 07.09.2005 N 17н "Об утверждении Порядка открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации" (далее - Порядок открытия и ведения лицевых счетов).

Согласно п. 5 данного Порядка лицевой счет для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, открывается бюджетному учреждению (клиенту) в органе Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета получателя средств федерального бюджета. Если на момент открытия лицевого счета для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, клиенту не открыт лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета, орган Федерального казначейства открывает ему в установленном порядке вначале лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета.

Обратите внимание: каждому клиенту может быть открыт только один лицевой счет для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении.

Для открытия лицевого счета для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, клиент представляет в орган Федерального казначейства следующие документы (п. 6 Порядка открытия и ведения лицевых счетов):

а) заявление на открытие лицевого счета;

б) карточку образцов подписей, заверенную подписью руководителя (его заместителя) вышестоящей организации и оттиском печати с воспроизведением Государственного герба РФ вышестоящей организации или нотариально;

в) копию учредительного документа, заверенную учредителем или нотариально (не представляется, если она уже имеется в юридическом деле клиента);

г) копии законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, являющихся основанием для осуществления операций со средствами, поступающими во временное распоряжение клиента.

Нумерация лицевых счетов для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, осуществляется в соответствии с п. 6 Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Минфина России лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной Приказом Минфина России от 31.12.2002 N 142н.

Номер лицевого счета состоит из одиннадцати разрядов, где:

1-й и 2-й разряды - код лицевого счета;

с 3-го по 10-й разряд - учетный номер клиента, из них:

с 3-го по 5-й разряд - код главы главного распорядителя средств, в ведении которого находятся распорядитель, получатель, иной получатель средств, в соответствии с бюджетной классификацией РФ;

с 6-го по 10-й разряд - код распорядителя или получателя средств, иного получателя средств в Реестре получателей средств федерального бюджета;

11-й разряд - резервный.

При нумерации лицевых счетов для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, используется код 05 - лицевой счет для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении.

Орган Федерального казначейства при открытии клиенту лицевого счета для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, использует учетный номер, присвоенный клиенту в Сводном реестре главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета при открытии лицевых счетов для учета операций со средствами федерального бюджета.

Обратите внимание: органы Федерального казначейства для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение клиентов в соответствии с законодательством РФ, открывают в установленном ЦБ РФ порядке в учреждениях ЦБ РФ, а в случае их отсутствия на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций - в кредитных организациях, определяемых в соответствии с законодательством РФ, счета на балансовом счете N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений" с отличительным признаком "1" в четырнадцатом разряде номера лицевого счета.

Учет операций на лицевых счетах

Средства, поступившие во временное распоряжение бюджетного учреждения, зачисленные на счет органа Федерального казначейства на основании платежных документов плательщиков, подлежат отражению органами Федерального казначейства на его лицевом счете, открытом для данных операций.

Денежные средства, полученные бюджетной организацией в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе при наступлении определенных обстоятельств, предусмотренных Законом N 94-ФЗ, нормативными актами субъектов РФ, возвращаются участникам размещения заказа. Так, согласно п. 5 ст. 21 Закона N 94-ФЗ заказчик, отказавшийся от проведения открытого конкурса, в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения обязан возвратить участникам размещения заказа денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе.

Согласно п. 12 Порядка открытия и ведения лицевых счетов платежные поручения на перечисление средств, поступивших во временное распоряжение клиента (бюджетного учреждения), принимаются органом Федерального казначейства в пределах свободного остатка средств, отраженного на его лицевом счете для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении.

Помимо недостаточности средств на лицевом счете для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, орган Федерального казначейства может отказать бюджетному учреждению в приеме платежного поручения ввиду:

Операции по поступлению и списанию с лицевого счета средств, поступающих во временное распоряжение, отражаются в выписке. В случае если бюджетное учреждение в выписке обнаружит ошибку, в соответствии с п. 24 Порядка открытия и ведения лицевых счетов оно обязано в срок не позднее трех рабочих дней после ее получения письменно сообщить органу Федерального казначейства о суммах, ошибочно записанных на его лицевой счет. При отсутствии возражений в указанные сроки операции, отраженные на данном лицевом счете, и остатки на нем считаются подтвержденными. Порядок открытия и ведения лицевых счетов оставляет за органом Федерального казначейства право при обнаружении ошибочных записей, произведенных им на лицевом счете для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, вносить без согласия бюджетного учреждения (клиента) исправительные записи в лицевой счет в пределах текущего финансового года. В бухгалтерском учете у бюджетного учреждения данные записи будут отражаться на основании справки органа Федерального казначейства на дату обнаружения ошибки. Причем орган Федерального казначейства обязан уведомить об ошибке и ее исправлении бюджетное учреждение (клиента) не позднее следующего дня после оформления исправительной записи.

Бывают ситуации, когда бюджетные учреждения теряют выписки или приложения к ним. В этом случае органом Федерального казначейства может быть выдан дубликат с разрешения его главного бухгалтера или другого сотрудника, уполномоченного руководителем органа Федерального казначейства (п. 25 Порядка открытия и ведения лицевых счетов).

Бухгалтерский учет

Средства, поступившие во временное распоряжение клиента, в бухгалтерском учете отражаются по счету 2 201 02 000 "Денежные средства учреждения во временном распоряжении". Согласно п. 89 Инструкции N 25н <1> счет применяется для учета денежных средств в валюте РФ и в иностранной валюте, проступивших во временное распоряжение учреждения. Указанные денежные средства при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению в установленном порядке. Учет операций по движению денежных средств на счете ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами на основании документов, приложенных к выписке со счетов.

<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Поступление денежных средств оформляется бухгалтерской записью:

Дебет счета 2 201 02 510 "Поступление денежных средств во временное распоряжение учреждения"

Кредит счета 2 304 01 730 "Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение".

Возврат денежных средств владельцу или передача их по назначению в установленном порядке отражается следующей записью:

Дебет счета 2 304 01 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение"

Кредит счета 2 201 02 610 "Выбытие денежных средств учреждения, поступивших во временное распоряжение".

Ежемесячно, не позднее третьего рабочего дня месяца, следующего за отчетным, органы Федерального казначейства осуществляют сверку с бюджетным учреждением остатков, а также операций по движению средств на лицевом счете для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении (п. 16 Порядка открытия и ведения лицевых счетов). Сверка производится путем представления клиенту органом Федерального казначейства под расписку справки по операциям со средствами, поступающими во временное распоряжение. Сведения, отраженные в справке, показываются нарастающим итогом с начала года на первое число месяца, следующего за отчетным. Если в течение трех рабочих дней с даты вручения бюджетному учреждению справки по операциям со средствами, поступающими во временное распоряжение, в орган Федерального казначейства не будут представлены возражения, оформленные в письменной форме, то совершенные операции и остатки, отраженные на этом лицевом счете, считаются подтвержденными.

Остаток средств, поступивших во временное распоряжение в предшествовавшем финансовом году, не перечисляется в доход бюджета, а подлежит учету в текущем финансовом году на лицевых счетах по учету этих средств как остаток на 1 января текущего финансового года.

Закрытие лицевых счетов

В соответствии с п. 8 Порядка открытия и ведения лицевых счетов лицевые счета для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, закрываются органом Федерального казначейства:

а) по заявлению на закрытие лицевого счета, представленному клиентом в связи с реорганизацией, изменением подчиненности главному распорядителю средств, завершением работы ликвидационной комиссии, переходом клиента на обслуживание в другой орган Федерального казначейства и его убытием с места временной дислокации на место постоянного нахождения;

б) при отмене или признании утратившими силу законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, являющихся основанием для осуществления операций со средствами, поступающими во временное распоряжение клиента (в нашем случае при отмене или внесении изменений в Закон N 94-ФЗ);

в) в связи с исключением клиента из Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета в установленном порядке.

На дату закрытия лицевого счета для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, орган Федерального казначейства производит с клиентом сверку движения и остатков сумм средств, поступивших во временное распоряжение с начала финансового года по день закрытия счета включительно. Результаты сверки оформляются актом сверки операций по лицевому счету для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федерального учреждения, в соответствии с законодательством РФ. В день подписания акта сверки клиент при наличии на его лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, остатка средств, поступивших во временное распоряжение, представляет в орган Федерального казначейства платежное поручение на перечисление остатка средств по назначению.

Если закрытие счета происходит по причине перевода бюджетного учреждения на обслуживание в другой орган Федерального казначейства, то орган Федерального казначейства по прежнему месту обслуживания перечисляет денежные средства, поступившие на счет указанного органа Федерального казначейства после закрытия лицевого счета для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении клиента, в соответствии с реквизитами, указанными в заявлении, оформленном согласно Приложению N 6 к Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 31.12.2002 N 142н, а в случае их отсутствия возвращает отправителю.

Переоформление и закрытие лицевых счетов для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, осуществляются в порядке, установленном п. п. 28 - 31.1 и 33 - 37 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России N 142н, на основании заявлений согласно Приложениям N N 5 и 6 к данной Инструкции.

Н.Ильичева

К. э. н.,

главный бухгалтер

ФГУ "Нижегородский научно-исследовательский

институт травматологии и ортопедии Агентства

по высокотехнологичной медицинской помощи"