Мудрый Экономист

Гарантии и компенсации лицам, проходящим военную службу в зоне вооруженных конфликтов

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 9

В соответствии с разд. VII "Гарантии и компенсации" Трудового кодекса РФ работникам, в том числе военнослужащим, предоставляется ряд гарантий и компенсаций. Лицам, проходящим военную службу в зонах вооруженных конфликтов, это особенно необходимо.

В данной статье рассмотрен порядок выплаты указанных компенсаций и предоставления гарантий в отдельных силовых ведомствах не только военнослужащим, но и членам их семей.

Военнослужащие несут свою службу не только в воинских частях на территории РФ, но и в зонах вооруженных конфликтов как на территории РФ, так и за ее пределами. Прохождение такой службы предусматривает дополнительные выплаты военнослужащему, а также предоставление ему дополнительных гарантий. Статья 25 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ) содержит положения, относящиеся к военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Им предоставляются дополнительные социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Кроме того, гарантии и компенсации могут распространяться и на членов семей военнослужащих. Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона N 76-ФЗ на членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, распространяются гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне. Данное положение подтверждается и ст. 3 Закона РФ от 21.01.1993 N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон N 4328-1).

Определение зон вооруженных конфликтов и сроки нахождения в них

Постановление Правительства РФ от 26.12.2001 N 896 "О зонах вооруженных конфликтов" (далее - Постановление N 896) регламентирует данный вопрос. Выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре - ноябре 1992 г. относится к выполнению задач при вооруженных конфликтах. Кроме этого, выполнение задач военнослужащими и лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений МВД России на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994-го по декабрь 1996 г. также считается выполнением задач в зоне вооруженного конфликта.

Но не только Постановление N 896 определяет зоны вооруженных конфликтов. В соответствии со ст. 7 Закона N 4328-1 издано Постановление Правительства РФ от 31.03.1994 N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" (далее - Постановление N 280), которым определен порядок установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций.

Таким образом, на основании Постановления N 280 дополнительные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также военнослужащим воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп и лицам рядового и начальствующего состава, курсантам и слушателям учебных заведений МВД России и ГПС МЧС России, в том числе направленным в составе воинских частей, подразделений и групп или командированным на территорию, где введено чрезвычайное положение, или в зоны вооруженных конфликтов, и выполняющим следующие задачи:

При этом перечни воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, определяются учреждениями силовых ведомств самостоятельно.

Кроме того, Указом Президента РФ от 07.07.2000 N 1271 Правительству РФ поручено определять максимальные сроки непрерывного прохождения военнослужащими военной службы по контракту на территории Чеченской Республики. По состоянию на 01.09.2007 указанный срок составляет 2 года (Постановление Правительства РФ от 23.08.2000 N 621). Максимальный срок непрерывного прохождения военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.07.1994 N 844 и равен пяти годам.

Обратите внимание: дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим или сотрудникам органов внутренних дел могут быть предоставлены только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта). Даты введения и окончания действия чрезвычайного положения на той или иной территории РФ определяются Правительством РФ.

Размеры выплат военнослужащим, находящимся в зонах вооруженных конфликтов

Периоды выполнения военнослужащими или сотрудниками органов внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

И еще один момент - Постановлением N 280 также установлено, что военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим в соответствии с ранее принятыми решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в Приднестровском регионе Республики Молдова, в Республике Таджикистан и Республике Грузия, предоставляются соответствующие дополнительные гарантии и компенсации.

Отметим, что за вышеуказанными лицами сохранено право применения коэффициентов и получения процентных надбавок за военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, откуда военнослужащие и сотрудники были командированы. Кроме того, они имеют право на получение дополнительных отпусков.

Также надо сказать, что все определенные федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства и подобные положения уточняются внутренними документами по каждому силовому министерству и ведомству. Так, предоставление дополнительных отпусков военнослужащим ФПС России, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Республики Таджикистан, определено Приказом ФПС России от 29.04.1998 N 207.

Как было отмечено ранее, социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, и сотрудников ГПС МЧС России, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, установлены положениями Закона N 4328-1.

Какие гарантии определены для военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Республики Таджикистан и в Чеченской Республике? Прежде всего, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также военнослужащим - офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы, проходящим военную службу и не заключившим контракт о прохождении военной службы, установлены оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в полуторном размере. При назначении пенсии данной категории военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца.

Что касается военнослужащих, постоянно или временно выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, то им на период выполнения этих задач устанавливаются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в двойном размере. Для назначения пенсии этим военнослужащим засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж - один месяц военной службы за три месяца.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву на тех же условиях, устанавливаются оклады по воинским должностям по 1 - 4 тарифным разрядам и ежемесячные надбавки и денежные выплаты по нормам, предусмотренным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами и матросами, сержантами и старшинами. Им же при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности.

Кроме увеличенных выплат денежного довольствия указанным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Республики Таджикистан, устанавливаются следующие гарантии и компенсации:

Иные дополнительные гарантии

Военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, наряду с вышеперечисленными гарантиями и компенсациями предоставляются следующие права и социальные гарантии:

Дополнительные гарантии и компенсации предусмотрены также для лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей заведений МВД России, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, наряду с военнослужащими, проходящими военную службу на территориях государств Закавказья, Республики Таджикистан, а также выполняющими задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов. Основанием для назначения и выплаты данных компенсаций является Федеральный закон от 16.05.1995 N 75-ФЗ (далее - Федеральный закон N 75-ФЗ).

С 1 января 2006 г. действует Постановление Правительства РФ от 26.12.2005 N 808, которым утверждено Положение о выплате денежных компенсаций вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом и вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 г. (далее - Положение).

Согласно Положению военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., могут быть выплачены следующие денежные компенсации:

Кроме того, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, выплачивается дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки в размере до 3300 руб. в месяц, за исключением 42-й гвардейской мотострелковой дивизии и 46-й отдельной бригады оперативного назначения внутренних войск МВД России, в которых размер выплаты составляет до 5000 руб. в месяц.

Размер указанной надбавки устанавливается Министром обороны РФ или руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач.

Расходы, связанные с выполнением Постановления N 808, осуществляются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004 - 2007 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25.08.2003 N 523, и средств федерального бюджета, предусматриваемых на содержание федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Положение также содержит порядок выплаты так называемых денежных компенсаций на лечение и проезд. Основанием для их предоставления является рапорт военнослужащего, а также:

При следовании членов семьи совместно с военнослужащим денежная компенсация на их проезд выплачивается на основании рапорта военнослужащего, записи в отпускном билете данных о составе семьи с указанием даты рождения детей и документов, подтверждающих произведенные расходы на проезд, а при следовании членов семьи отдельно - на основании рапорта военнослужащего, справки установленной формы, выдаваемой кадровым органом, и документов, подтверждающих произведенные расходы на проезд в соответствии с установленной для военнослужащих категорией проезда.

В случае если представленные документы подтверждают произведенные расходы на проезд по более высокой, чем установлено, категории проезда, денежная компенсация на проезд выплачивается на основании справки о стоимости проезда в соответствии с установленной категорией проезда, выданной транспортной организацией. Расходы на получение указанной справки компенсации не подлежат.

Отметим, что расходы на проезд могут быть возмещены полностью, но лишь в случае следования к месту отпуска и обратно воздушным транспортом и если воздушный транспорт является единственным средством сообщения или расстояние проезда в одном направлении согласно указателям железнодорожных пассажирских сообщений составляет 3000 км и более.

Кроме стоимости билетов компенсации подлежат расходы, связанные с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности и уплатой установленных на транспорте дополнительных сборов.

Следует принять во внимание, что не компенсируются расходы, связанные с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира, а также при утрате или порче проездных документов, по которым совершался проезд, если восстановление или идентификация проездных документов не могут быть осуществлены транспортной организацией.

Компенсация может быть выдана авансом при убытии военнослужащего в основной отпуск на основании его рапорта. Размер аванса определяется исходя из расчетной стоимости проезда к месту основного отпуска и обратно. Отчет об израсходовании аванса, как и по любой подотчетной сумме, производится по возвращении из отпуска в 3-дневный срок.

Обратите внимание: выплаты денежных компенсаций на лечение и проезд не производятся военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

М.Волчкова

Эксперт

журнала "Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"