Мудрый Экономист

Оплата наличными: чек или квитанция

"Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", N 4, 2004

До вступления в силу Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ) образовательные учреждения применяли для приема наличных денежных средств наряду с кассовыми аппаратами бланки строгой отчетности, руководствуясь при этом письмами Минфина. В последнее время на запросы учебных заведений о правомерности применения квитанций ведомства отвечают отрицательно. Означает ли это, что всем образовательным организациям грозят штрафы и срочное приобретение ККТ?

По сути, Закон N 54-ФЗ внес лишь два существенных изменения по сравнению с ранее действовавшим Законом РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1. Он установил, что контрольно-кассовую технику организации обязаны применять не только при осуществлении наличных денежных расчетов, но и для расчетов платежными картами. Кроме того, ККТ должна применяться как при расчетах с физическими лицами, так и в отношении покупателей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п.1 ст.2 Закона N 54-ФЗ).

По общему правилу при расчетах наличными и (или) платежными картами все организации и индивидуальные предприниматели должны совершать кассовые операции с применением ККТ. Однако Закон N 54-ФЗ содержит четыре исключения из этого правила.

Первое - организации и предприниматели могут не применять ККТ при одновременном соблюдении следующих условий:

а) они оказывают услуги населению, то есть физическим лицам, в том числе имеющим статус индивидуальных предпринимателей (разъяснено в п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. N 16);

б) взамен кассовых чеков они выдают клиентам установленные бланки строгой отчетности (БСО) (п.2 ст.2 Закона N 54-ФЗ).

Второе - организации и предприниматели в силу специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без ККТ и без выдачи БСО в том случае, если они осуществляют виды деятельности, указанные в перечне, утвержденном п.3 ст.2 Закона N 54-ФЗ. Этот перечень закрытый и распространяется на расчеты с любыми категориями покупателей.

Третье - организации и предприниматели могут не использовать при расчетах ККТ и БСО в том случае, если они находятся в отдаленных или труднодоступных местностях. Перечни таких районов утверждает орган государственной власти субъекта РФ, причем эти перечни не могут включать в себя города, районные центры и поселки городского типа (п.3 ст.2 Закона N 54-ФЗ).

Четвертое - порядок совершения кредитными организациями кассовых операций, в том числе с применением ККТ, определяется Центральным банком РФ (п.1 ст.2 Закона N 54-ФЗ).

Когда можно обойтись без кассы?

Несмотря на то что Закон N 54-ФЗ действует уже более года, порядок применения контрольно-кассовой техники все еще вызывает вопросы. В частности, до настоящего момента остается неясным, должны ли образовательные учреждения применять ККТ при оказании физическим лицам образовательных и иных (например, консультационных) услуг за наличный расчет.

Необходимо отметить, что сам Закон N 54-ФЗ (п.3 ст.2) прямо разрешает образовательным учреждениям не применять ККТ в единственном случае - при обеспечении питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий. Это положение применяется ко всем общеобразовательным школам независимо от их вида (начальная, основная, средняя), а также к гимназиям и лицеям как к учебным заведениям, приравненным к общеобразовательным школам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196. То есть во всех остальных случаях образовательные учреждения обязаны применять ККТ в общем порядке.

Так, в силу прямого указания Закона N 54-ФЗ образовательные учреждения обязаны выбивать кассовые чеки при реализации за наличный расчет товаров и работ всем покупателям независимо от их статуса, а также при реализации услуг юрлицам.

При приеме наличных денежных средств по иным не указанным в Законе N 54-ФЗ основаниям, то есть когда отсутствует факт реализации (например, при передаче наличных денежных средств взаем, при получении безвозмездной помощи и т.д.), ККТ применять не надо.

Правомерность применения БСО

Однако при оказании услуг населению образовательные учреждения, как и любые другие, могут взамен ККТ использовать бланки строгой отчетности.

Согласно п.2 ст.2 Закона N 54-ФЗ порядок применения, учета, хранения и уничтожения таких бланков, а также утверждения их форм устанавливает Правительство РФ. В связи с тем что до настоящего момента соответствующих нормативных правовых актов правительство не приняло, при наличных расчетах с населением применяют формы документов строгой отчетности, утвержденные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745 (далее - Постановление N 745). Минфин России по согласованию с Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК) утвердил большинство БСО еще до вступления в силу Закона N 54-ФЗ. Пользоваться ими разрешено в Письме Минфина России от 14 июля 2003 г. N 16-00-12/24. Кроме того, в своем Постановлении от 31 июля 2003 г. N 16 Пленум ВАС РФ установил, что нельзя налагать административное взыскание в виде штрафа, предусмотренного ст.14.5 КоАП РФ, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые используют утвержденные Минфином России документы строгой отчетности.

Практика применения Закона N 54-ФЗ показывает, что использование БСО при оказании платных образовательных услуг вызывает множество вопросов. Связано это с тем, что форма бланка именно для образовательных учреждений Минфином России не была утверждена.

Позиция налоговых органов

Налоговые органы, на которых Законом N 54-ФЗ возложена обязанность контролировать применение ККТ, в своих разъяснениях придерживаются двух диаметрально противоположных позиций - как допуская использование образовательными учреждениями бланков строгой отчетности, так и обязывая их применять ККТ.

Наиболее распространенным является мнение налоговых органов о том, что образовательные учреждения при оказании платных услуг населению обязаны применять кассовый аппарат. Такая позиция основана именно на том факте, что Минфином России какие-либо квитанции по приему наличных денег в качестве бланков строгой отчетности для образовательных учреждений не утверждались. Эта точка зрения изложена в Письме МНС России от 19 марта 2004 г. N 33-0-14/225, письмах УМНС России по г. Москве и Московской области, а также в других письмах и разъяснениях налоговых органов по частным запросам.

Кроме того, в Письме Госналогслужбы России от 22 июня 1995 г. N ЮУ-4-14/29н был определен перечень министерств и ведомств, которые могут использовать для учета наличных денежных средств квитанцию, утвержденную в качестве БСО для службы лесного хозяйства РФ Письмом Минфина России от 20 апреля 1995 г. N 16-00-30-35 (далее - Письмо N 16-00-30-35). В этот перечень не включены учреждения, входящие в систему Минобразования России (ныне - Минобрнауки России).

Можно ли оспорить?

На наш взгляд, такая позиция налоговых органов является неправомерной.

Во-первых, и действовавшие ранее Закон РФ и Постановление N 745, и ныне действующий Закон N 54-ФЗ не наделяют налоговые органы какими-либо иными полномочиями в области применения ККТ, кроме контрольных. Следовательно, ссылка налоговиков на отсутствие образовательных учреждений в перечне, определенном Письмом Госналогслужбы России N ЮУ-4-14/29н, является необоснованной.

Во-вторых, поскольку учреждения, входящие в систему Минобрнауки России, являются бюджетными учреждениями, то в своей деятельности они обязаны руководствоваться Инструкцией по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Приложение N 1 к Инструкции включает в себя форму 10 "Квитанция" (код 0504510 по ОКУД), являющуюся бланком строгой отчетности и предназначенную для приема наличных денежных средств. Эта форма прошла согласование с ГМЭК еще в 2000 г. (Протокол заседания ГМЭК от 10 марта 2000 г. N 1/55-2000). Срок действия формы 10 был установлен до 10 января 2003 г. и впоследствии продлен без ограничений (Протокол заседания ГМЭК от 24 июня 2003 г. N 2/74-2003).

Таким образом, форма 10 "Квитанция" была утверждена в законодательно установленном порядке. Следовательно, бюджетные образовательные учреждения имеют полное право выдавать такую квитанцию при реализации своих услуг населению. Выдача квитанции освобождает учреждение от обязанности применять ККТ. Форму 10 можно использовать вплоть до принятия Правительством РФ унифицированных форм документов строгой отчетности.

Что же касается негосударственных образовательных учреждений и организаций, то Минфин России в своем Письме от 11 апреля 2000 г. N 16-00-24-34 разрешил Министерству образования РФ в качестве БСО для расчетов с населением при оказании образовательных услуг применять форму квитанции, утвержденную Письмом N 16-00-30-35 для службы лесного хозяйства. Об этом же говорится в Письме Минфина России от 2 июня 2000 г. N 04-01-20.

Тот факт, что платная образовательная деятельность прямо не поименована в Письме Минфина N 16-00-30-35, не означает, что негосударственным образовательным учреждениям и организациям нельзя использовать утвержденную им форму документа. Об этом же свидетельствует и судебная практика (см. Постановления: ФАС СЗО от 12 марта 2002 г. N А05-9730/01-488/10, ФАС МО от 18 июня 2001 г. N КА-А41/3026-01 и др.).

Необходимо отметить, что некоторые региональные налоговые органы также рекомендуют использовать эту форму бланка при оказании образовательных услуг.

По нашему мнению, негосударственные образовательные учреждения, также как и государственные, имеют право не применять ККТ, а выдавать бланки строгой отчетности <*>. Однако при проведении налоговиками проверки порядка ведения кассовых операций в учреждении возможно возникновение споров с ними. И если налоговым органом будет вынесено решение о привлечении учреждения к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст.14.5 КоАП РФ, то отстаивать свою правоту придется в суде.

<*> Пример заполнения бланка квитанции приведен в журнале "Учет в сфере образования" N 4, 2002 на с. 55.

Социальный вычет по НДФЛ

Отсутствие согласованной позиции налоговиков по вопросу применения ККТ образовательными учреждениями косвенно провоцирует возникновение конфликтов между продавцами и покупателями образовательных услуг. Согласно положениям Налогового кодекса РФ физические лица, оплатившие свое обучение в образовательных учреждениях, а также обучение на дневной форме обучения своих детей (подопечных), имеют право на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц. Вычет предоставляется в порядке, предусмотренном ст.219 Налогового кодекса РФ, по заявлению налогоплательщика и при предоставлении необходимых документов (в том числе подтверждающих и оплату обучения).

При наличии квитанции, подтверждающей оплату обучения, но при отсутствии кассового чека скорее всего вычет по НДФЛ налоговый орган не предоставит. Так ответили налоговики 11 августа 2004 г. на вопрос налогоплательщика на сайте www.nalog.ru. При этом там же сделана оговорка о том, что в каждом конкретном случае при наличии убедительных вещественных доказательств налоговый вычет все-таки может быть предоставлен. Этот ответ характеризует позицию Министерства РФ по налогам и сборам. В сложившихся обстоятельствах вполне возможно возникновение ситуации, в которой добросовестно оплативший приобретение образовательной услуги налогоплательщик не сможет получить социальный налоговый вычет и будет требовать от образовательного учреждения возмещения понесенных в связи с этим убытков.

Остается отметить, что единственным органом, который способен разрешить все проблемы образовательных учреждений, связанные с использованием бланков строгой отчетности, является Правительство РФ. К сожалению, до сих пор неизвестно, когда же будет утвержден новый унифицированный порядок, регламентирующий изготовление, учет, регистрацию, хранение, применение и уничтожение бланков строгой отчетности.

А.Г.Неверова

Юрисконсульт компании

"Юриспруденция Финансы Кадры"