Мудрый Экономист

Исчисление, уплата и представление отчетности по транспортному налогу

"Налоговые известия Московского региона", N 7, 2004

С 1 января 2003 г. вступила в силу гл.28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации о введении на территории Российской Федерации транспортного налога. Плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ (если иное не предусмотрено ст.357 НК РФ).

Транспортный налог заменяет взимаемые до этого периода налоги:

В периодической печати неоднократно освещались особенности исчисления, уплаты, представления отчетности по налогу с транспортных средств, однако у налогоплательщиков до настоящего времени возникают новые вопросы, требующие дополнительного разъяснения. Отдельные из них приведены ниже.

Какие налоговые льготы по транспортному налогу предоставляются на территории Московской области инвалидам, ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, лицам пенсионного возраста?

В соответствии со ст.356 гл.28 НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2003 г., устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации транспортный налог.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

На территории Московской области транспортный налог введен Законом Московской области от 16.11.2002 N 129/2002-ОЗ "О транспортном налоге в Московской области" (с изм. и доп.).

На основании ст.3 вышеназванного Закона налоговые льготы предоставляются категориям налогоплательщиков в соответствии с Законом Московской области от 28.07.1997 N 39/97-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" (с изм. и доп.).

Статьей 39 Закона "О льготном налогообложении в Московской области" предусмотрено уменьшение ставки транспортного налога на 50% для лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", при оформлении указанной налоговой льготы не более чем по одному автотранспортному средству за налоговый период.

Согласно ст.1 Федерального закона "О ветеранах" к категории ветеранов относятся: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

С 1 января 2003 г. на основании ст.53 Закона "О льготном налогообложении в Московской области" и Закона Московской области от 28.11.2003 N 154/2003-ОЗ лица, признанные участниками Великой Отечественной войны согласно Федеральному закону "О ветеранах", освобождаются от уплаты транспортного налога на 100%, но не более чем по одному легковому автомобилю с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) за налоговый период. К участникам Великой Отечественной войны относятся также инвалиды Великой Отечественной войны.

С 1 января 2004 г. на основании ст.54 Закона "О льготном налогообложении в Московской области" и Закона Московской области от 19.12.2003 N 166/2003-ОЗ освобождаются от уплаты транспортного налога: на 100% - инвалиды I и II групп, инвалиды детства (независимо от группы инвалидности), но не более чем по одному транспортному средству за налоговый период; на 50% - инвалиды III группы, но не более чем по одному транспортному средству за налоговый период.

Налоговые льготы, предусмотренные вышеуказанной статьей, распространяются на лиц, признанных инвалидами в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (на лиц, имеющих нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты) и являющихся плательщиками транспортного налога.

Право на предоставление указанных налоговых льгот наступает с даты возникновения соответствующих оснований.

Объектами налогообложения, по которым могут предоставляться вышеперечисленные налоговые льготы, признаются легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно, мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 35 лошадиных сил (25,74 кВт) включительно, изготовленные в Российской Федерации и государствах - бывших республиках СССР и являющиеся объектами налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На лиц, которые применили налоговые льготы в соответствии со ст.54 Закона "О льготном налогообложении в Московской области", не распространяется действие ст.ст.39 и 53 данного Закона за соответствующий налоговый период.

При этом действие ст.ст.53 и 54 не распространяется на лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, полученные (приобретенные) ими через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке в течение соответствующего налогового периода.

Закон "О льготном налогообложении в Московской области" не предусматривает освобождение от уплаты транспортного налога категории лиц пенсионного возраста.

Относятся ли к ветеранам боевых действий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" лица, принимавшие участие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике?

Согласно ст.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к категории ветеранов относятся: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, Российской Федерации и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Федеральным законом от 27.11.2002 N 158-ФЗ внесены изменения и дополнения в Федеральный закон N 5-ФЗ. С 1 января 2004 г. к ветеранам боевых действий относятся лица, принимавшие участие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г.; в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 г.

Что следует понимать под военной службой для предоставления льготы плательщикам транспортного налога в соответствии с пп.6 п.2 ст.358 Налогового кодекса?

На основании ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых по законодательству Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, если иное не предусмотрено ст.357 НК РФ.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" предусмотрено, что государственную регистрацию автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляют подразделения Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы гостехнадзора, таможенные органы Российской Федерации, автомобильные службы Вооруженных сил Российской Федерации (ВАИ).

Подпунктом 6 п.2 ст.358 НК РФ не признаются объектом налогообложения транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

К военной службе относится служба в Вооруженных силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях (п.1 ст.2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

Находящиеся в ведении указанных выше органов учреждения (госпитали, санатории, Дома отдыха, унитарные (казенные) предприятия), являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти, в связи с чем уплачивают транспортный налог в общеустановленном порядке.

Основание: Письмо МНС России от 19.04.2004 N 21-3-04/26 "О транспортном налоге".

Следует ли предъявлять транспортный налог налогоплательщику за неэксплуатируемые транспортные средства?

Согласно ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы. Несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от того, эксплуатируется данное транспортное средство или нет.

Какие специальные машины относятся к автомобилям технического обслуживания и какими документами это должно подтверждаться?

Подпунктом 5 п.2 ст.358 НК РФ определен перечень специальных машин, зарегистрированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемых при сельскохозяйственных работах, не являющихся объектом обложения транспортным налогом (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), который является исчерпывающим.

В паспорте транспортного средства специального автомобиля по строке 3 "Наименование (тип ТС)" или в другом документе, подтверждающем соответствие конструкции установленным требованиям безопасности, указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в подтверждение типа транспортного средства.

Какой порядок предоставления налогоплательщиками расчетов сумм высвобождаемых средств на основании Закона "О льготном налогообложении в Московской области" действует на территории области по транспортному налогу?

На основании ст.13 Закона Московской области от 28.07.1997 N 39/97-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" (с изменениями и дополнениями) налогоплательщики, пользующиеся льготами, представляют расчет сумм высвободившихся средств и отчет об их использовании в соответствии с формами отчетов о расчетах сумм налоговых льгот и их использовании (далее - отчетные формы) по каждой льготируемой категории, разработанные и утвержденные уполномоченным Правительством Московской области центральным исполнительным органом государственной власти Московской области совместно с Управлением Министерства Российской Федерации по налогами сборам по Московской области.

Первые экземпляры отчетных форм, завизированные уполномоченным должностным лицом органов местного самоуправления, налогоплательщики представляют в налоговые органы по месту своего нахождения в срок, установленный для сдачи отчетов по соответствующим налогам и сборам, по которым применена льгота. Копии отчетных форм остаются в органах местного самоуправления.

При отсутствии визы уполномоченного должностного лица органов местного самоуправления или непредставлении налогоплательщиками отчетности по применению налоговых льгот в установленные сроки налоговые льготы за данный отчетный период не предоставляются, налоги (сборы) взыскиваются в областной бюджет или областные целевые бюджетные фонды в полном размере.

Чем следует руководствоваться при исчислении транспортного налога по автотранспортному средству, конфискованному по решению суда?

В соответствии с Письмом МНС России от 16.01.2004 N 21-3-05/20 при решении вопроса исчисления транспортного налога по автотранспортному средству, конфискованному по решению суда, необходимо руководствоваться ст.357 НК РФ, приговором суда (решением суда), Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации автотранспортных средств" (п.п.48, 49), ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" и Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 N 36.

Кто является плательщиком транспортного налога в случае передачи транспортного средства по доверенности физическим лицом?

Согласно Федеральному закону от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" с 1 января 2003 г. вступила в действие гл.28 "Транспортный налог".

Плательщиками транспортного налога на основании ст.357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Часть 2 ст.357 НК РФ закрепляет по состоянию на дату опубликования (30 июля 2002 г.) Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ распространенную на практике ситуацию, когда транспортные средства передавались на основе генеральной доверенности.

Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представления перед третьими лицами (ст.185 Гражданского кодекса РФ). Поскольку предметом доверенности не может быть передача права собственности, у выдавшего доверенность лица сохраняется право собственности.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.

При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Таким образом, ст.357 НК РФ устанавливает три условия, при соблюдении которых налогоплательщиком может быть признано лицо, указанное в доверенности:

  1. транспортное средство было приобретено до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ;
  2. транспортное средство было передано другому лицу до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ;
  3. на основании доверенности были переданы права владения и распоряжения транспортным средством.

Признание лица, указанного налогоплательщиком в доверенности, производится только при соблюдении вышеназванных условий на основании уведомления, предусмотренного ст.357 НК РФ, представленного в налоговый орган лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство.

В уведомлении должны содержаться сведения, идентифицирующие:

  1. лицо, на которое транспортное средство зарегистрировано и которое представляет уведомление;
  2. наименование транспортного средства;
  3. лицо, которому транспортное средство передано по доверенности;
  4. доверенность и переданные по ней права в отношении транспортного средства;
  5. нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности).

Кроме того, уведомление должно содержать данные о приобретении транспортного средства (в том числе дату приобретения) и передаче транспортного средства (в том числе дату передачи).

Согласно ст.186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать трех лет. При отсутствии указания о сроке доверенность действует в течение года со дня совершения.

При этом следует иметь в виду, что при наличии нотариально удостоверенной доверенности, выдаваемой в случае передоверия, меняется лишь субъективный состав отношений по взиманию транспортного налога, установленный ст.357 НК РФ. В соответствии со ст.187 ГК РФ правомочия, передаваемые по доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, могут передоверяться в полном объеме или частично в пределах срока действия первоначальной доверенности.

В случае если срок действия доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством истек, налогоплательщиком транспортного налога является владелец транспортного средства, т.е. лицо, на которое транспортное средство зарегистрировано.

С какого срока уплаты следует считать недоимкой платежи транспортного налога, не внесенные налогоплательщиком - физическим лицом в доход бюджета?

На территории Московской области транспортный налог введен Законом Московской области от 16.11.2002 N 129/2002-ОЗ "О транспортном налоге в Московской области" (с изм. и доп.).

В соответствии с Законом Московской области от 21.11.2003 N 152/2003-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области "О транспортном налоге в Московской области"" налогоплательщику - физическому лицу в срок не позднее 1 июня налогового периода налоговым органом вручается уведомление о подлежащей уплате сумме транспортного налога. Срок уплаты налога согласно уведомлению - не позднее 1 августа налогового периода.

В случае получения из органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, сведений о регистрации транспортного средства после вручения налогового уведомления в вышеуказанный срок физическому лицу в срок до 1 марта года, следующего за налоговым периодом, вручается новое уведомление с указанием окончательной суммы налога, подлежащей доплате по истечении налогового периода.

Сумма налога зачисляется по окончании налогового периода в порядке, установленном ст.362 НК РФ и с учетом налоговых льгот, установленных Законом Московской области "О льготном налогообложении в Московской области". Сумма налога подлежит уплате в бюджет в срок не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом.

В случае неуплаты или неполной уплаты транспортного налога в установленный срок (до 31 марта) налогоплательщиком - физическим лицом начисление пени производится в соответствии со ст.75 НК РФ, а взыскание задолженности - в порядке, предусмотренном ст.48 НК РФ (п.п.1, 4 ст.45 НК РФ).

Таким образом, суммы транспортного налога следует считать недоимкой по истечении срока уплаты налога, т.е. с 1 апреля следующего за налоговым периодом года.

Должны ли федеральные органы исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, имеющие транспортные средства на праве хозяйственного ведения или оперативного управления предоставлять в налоговые органы налоговые декларации (расчеты авансовых платежей) по транспортному налогу? Если да, то какой код налоговой льготы в соответствии с п.2 ст.358 Кодекса должен применяться?

На основании пп.6 п.2 ст.358 НК РФ не являются объектом обложения транспортным налогом транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного или оперативного ведения федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

В Приложении 7"А" к Инструкции по заполнению налоговой декларации и расчета авансовых платежей по транспортному налогу, утвержденной УМНС России по Московской области 11.03.2004, приведены коды видов транспортных средств, не являющиеся объектом обложения транспортным налогом по п.2 ст.358 НК РФ, в котором отсутствует код льготы по вышеназванным транспортным средствам.

Согласно устным разъяснениям МНС России налоговые декларации и расчеты авансовых платежей по транспортному налогу по транспортным средствам, принадлежащим на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, в налоговые органы не предоставляются.

Т.Г.Чекмарева

Управление МНС России

по Московской области