Мудрый Экономист

Новое в уголовной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах

"Консультант", N 13, 2004

В конце 2003 г. статьи Уголовного кодекса РФ об уголовной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах подверглись существенным изменениям. Кроме того, в Кодексе появились новые статьи, которые предусматривают уголовную ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента, а также за сокрытие недоимщиками по налогам денежных средств и имущества.

С 11 декабря 2003 г. - со дня опубликования в "Парламентской газете" - вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 162-ФЗ). Этим Законом внесены существенные изменения в статьи об уголовной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Так, в ст.ст.198 и 199 УК РФ по-новому трактуется преступная неуплата налогов и сборов, а также пересмотрены виды и размеры уголовных наказаний. В новых статьях, которыми дополнен УК РФ, установлена уголовная ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента (ст.199.1 УК РФ) и за сокрытие недоимщиками по налогам и (или) сборам денежных средств и имущества (ст.199.2 УК РФ).

Изменения, внесенные в УК РФ Законом N 162-ФЗ, ожидались давно, ведь и сам Уголовный кодекс РФ, и изменения к нему в части статей о налоговых преступлениях принимались еще до введения в действие части первой Налогового кодекса РФ.

Рассмотрим подробнее, как изменилась уголовная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Уклонение от уплаты налогов и сборов с физических лиц и организаций (ст.ст.198 и 199 УК РФ)

Статьи 198 и 199 УК РФ изменены полностью: по-иному определено понятие преступного уклонения от уплаты налогов и сборов, существенно изменены виды и размеры наказаний. По-новому звучат и названия статей. Статья 198 теперь называется "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица", ст.199 - "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации".

Тем не менее строение статей сохранено: в ч.1 статей говорится о крупном размере уклонения от уплаты налогов и сборов, в ч.2 - об особо крупном размере. Как и ранее, статьи имеют примечания, но уже с новым содержанием.

Крупный и особо крупный размер неуплаченных налогов и сборов

Как и ранее, обязательным условием уголовной ответственности за неуплату налогов и сборов является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и сборов. Так же как и раньше, правила определения крупного и особо крупного размера сумм неуплаченных налогов и сборов содержатся в примечаниях к ст.ст.198 и 199 УК РФ. Однако сами правила звучат в новой редакции статей совершенно по-другому.

Ранее уклонение от уплаты налогов признавалось совершенным:

<*> МРОТ в размере 600 руб. применяется исключительно для регулирования оплаты труда. Вместе с тем правоприменительная практика сложилась так, что эта величина использовалась для определения крупного и особо крупного размера неуплаченных налогов.

Теперь во избежание путаницы крупный и особо крупный размеры неуплаченных налогов и сборов указаны не кратными МРОТ, а приведены в абсолютном денежном выражении.

Новые редакции примечаний к ст.ст.198 и 199 УК РФ предусматривают два варианта признания суммы неуплаченных налогов и (или) сборов крупной или особо крупной:

Учет доли неуплаченных налогов

В этом случае крупным размером признается сумма налогов и сборов свыше:

При этом необходимо, чтобы доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.

Особо крупным размером считается сумма налогов и сборов свыше:

Доля неуплаченных налогов и (или) сборов при этом должна превышать 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.

Следует обратить внимание, что сумма неуплаченных налогов и (или) сборов в рассматриваемом случае определяется за период, не превышающий три финансовых года подряд. Законодательно понятие финансового года закреплено в ст.12 Бюджетного кодекса РФ: финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

При установлении крупного и особо крупного размера налогов ключевым является вопрос определения доли неуплаченных налогов в общей сумме подлежащих уплате налогов. Из текста Уголовного кодекса РФ не вполне ясно, следует определять эти доли в совокупности по всем налогам или раздельно по каждому налогу или сбору.

По мнению автора, долю неуплаченных налогов и (или) сборов в подлежащих уплате налогах и (или) сборах следует исчислять применительно к каждому конкретному налогу или сбору, причем по итогам каждого конкретного налогового периода. Этот вывод основывается на следующих положениях.

Во-первых, налоговая декларация представляется по каждому налогу и по итогам каждого налогового периода (ст.ст.55 и 80 НК РФ). Во-вторых, уголовная ответственность установлена за неуплату налогов и (или) сборов путем недекларирования или неполного декларирования (посредством включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений) отдельных объектов налогообложения.

Пример 1. Организация занизила налог на прибыль за год, а также налог на добавленную стоимость за I и III кварталы этого же года. НДС за II и IV кварталы продекларирован и уплачен полностью.

Доля неуплаченных налогов исчисляется, во-первых, отдельно по НДС и по налогу на прибыль и, во-вторых, по НДС - отдельно по каждому кварталу. При этом суммы уплаченного НДС за II и IV кварталы (т.е. суммы НДС, указанные в налоговых декларациях за II и IV кварталы) в исчислении долей не участвуют.

Следует учитывать, что сумма подлежащих уплате налогов и сборов включает в себя как уплаченные, так и неуплаченные налоги и сборы.

Пример 2. Организация указала в налоговой декларации сумму налога в размере 500 тыс. руб. При этом сумма налога в декларации занижена на 300 тыс. руб. Правоохранительными органами это расценено как способ уклонения от уплаты налогов.

Таким образом, налоговая декларация содержит ложные сведения о непродекларированной сумме налога в размере 300 тыс. руб. Общая сумма подлежащих уплате налогов составляет 800 тыс. руб. (500 + 300).

Доля неуплаченных налогов составляет 37,5% (300 тыс. руб. : 800 тыс. руб. х 100%).

Необходимо обратить внимание, что в примечаниях к ст.ст.198 и 199 УК РФ говорится о периоде в пределах трех финансовых лет подряд, а не о периоде, равном трем финансовым годам. Это означает, что неуплата налогов и (или) сборов может быть преступной и по результатам одного налогового периода.

Пример 3. Организация указала в декларации за один налоговый период сумму НДС в размере 1 млн руб. При этом сумма налога была занижена на 550 тыс. руб.

Данная ситуация является уклонением от уплаты налога в крупном размере.

При неуплате налогов и (или) сборов по итогам нескольких налоговых периодов для определения суммы неуплаченных налогов и (или) сборов учитываются налоги и (или) сборы только за те периоды, по итогам которых доля этих налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов (для особо крупного размера - 20%).

Пример 4. Организация не уплатила и не указала в налоговых декларациях:

При этом доли неуплаченных налогов составляют:

Сумма неуплаченного (не указанного в налоговой декларации) НДС за март не учитывается, т.к. доля неуплаченного НДС в размере 200 тыс. руб. не превышает 10%.

Нужно также отметить, что указанный выше период - три финансовых года подряд - это не привязка к периоду, за который может быть проведена налоговая проверка (ст.87 НК РФ). Действующее законодательство (ст.11 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", ст.144 Уголовно-процессуального кодекса РФ) предоставляет органам внутренних дел право проведения документальных проверок и судебно-налоговых экспертиз, которые не ограничены проверяемыми (исследуемыми) периодами и на проведение которых требования ст.87 НК РФ не распространяются.

Учет суммы неуплаченных налогов в абсолютном денежном выражении

В этом случае крупным размером признается сумма налогов и сборов свыше:

Особо крупным размером считается сумма налогов и сборов свыше:

Следует иметь в виду, что в данной ситуации законодатель не ограничил период, за который могут суммироваться неуплаченные налоги и (или) сборы для определения крупного или особо крупного размера, как это сделано для первого случая.

Порядок вступления в силу

Если налоги и (или) сборы не уплачены до вступления в силу новых правил определения крупного или особо крупного размера суммы неуплаченных налогов и (или) сборов, то возможны две ситуации.

  1. Сумма, определенная в соответствии со старыми правилами как крупный размер, пересчитанная по новым правилам, не является крупным размером.

Например, сумма неуплаченных налогов и (или) сборов:

В этом случае действует положение ст.10 УК РФ о том, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, имеет обратную силу. При этом закон распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до его вступления в силу, в т.ч. на лиц, отбывающих или отбывших наказание, но имеющих судимости.

  1. Сумма, не признаваемая в соответствии со старыми правилами крупным размером, пересчитанная по новым правилам, является крупным размером.

В частности, за период в пределах трех финансовых лет подряд сумма неуплаченных налогов и (или) сборов:

В этом случае действует положение ст.10 УК РФ о том, что уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, обратной силы не имеет.

Сказанное относится и к правилам определения особо крупного размера суммы неуплаченных налогов и (или) сборов. При этом применяются приведенные правила ст.10 УК РФ о действии уголовного закона, улучшающего и ухудшающего положение лица, совершившего преступление.

Способы уклонения от уплаты налогов и сборов

Как и ранее, в ст.ст.198 и 199 УК РФ указаны способы уклонения от уплаты налогов и (или) сборов. Это означает, что преступной неуплата налогов и (или) сборов (как с физического лица, так и с организации) является только в том случае, если уклонение от их уплаты осуществлено одним из указанных в статьях способом:

В старой редакции ст.198 УК РФ говорилось о непредставлении физическим лицом декларации и о включении в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах. Такая формулировка была ориентирована на физических лиц - налогоплательщиков налога на доходы и ЕСН и не учитывала то, что физические лица могут являться плательщиками и других налогов (в частности, индивидуальные предприниматели уплачивают НДС). Кроме того, такая формулировка не допускала наступления уголовной ответственности за неправомерное использование налоговых льгот.

Прежняя редакция ст.199 УК РФ предусматривала в качестве способа уклонения от уплаты налогов с организации включение в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах. При этом не учитывалось, что налогоплательщики-организации могут рассчитывать налогооблагаемую базу не только на основе данных бухгалтерского учета.

Безусловно, самым важным изменением является исключение из ст.ст.198 и 199 УК РФ так называемого иного способа уклонения от уплаты налогов и (или) сборов, вызывавшего споры как в теории, так и на практике.

В практике расследования федеральными органами налоговой полиции уголовных дел о налоговых преступлениях в большинстве случаев под "иным способом" уклонения от уплаты налогов понималось расходование денежных средств при наличии недоимки по налогам на цели, менее значимые по сравнению с уплатой налогов (в качестве "ориентира" использовалась установленная п.2 ст.855 ГК РФ очередность списания денежных средств со счета при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований).

Неопределенность в понимании "иного способа" послужила поводом к обращению ряда граждан в Конституционный Суд РФ, который в Постановлении от 27.05.2003 N 9-П указал на два признака "иного способа": умышленность и противозаконность. Вопрос о том, что следует понимать под "иным способом" уклонения от уплаты налогов, на практике так и не нашел однозначного ответа.

Отягчающие обстоятельства

Как и ранее, в ч.2 ст.198 и ч.2 ст.199 УК РФ предусмотрены более тяжкие налоговые преступления. Вместе с тем перечень отягчающих обстоятельств сокращен.

Исключено положение об уклонении от уплаты налогов и (или) сборов лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных ст.ст.198 и 199 или ст.194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица" УК РФ.

Из ст.199 УК РФ исключена норма об уклонении от уплаты налогов и сборов с организации, совершенном неоднократно.

Связано это с тем, что в Уголовном кодексе РФ пересмотрено понятие "неоднократность" в общем. Теперь наказание лицу, ранее судимому и совершившему новое преступление, будет назначаться в соответствии с правилами, предусмотренными ст.68 "Назначение наказания при рецидиве преступлений" УК РФ, а лицу, совершившему несколько однородных преступлений, - в соответствии с правилами, предусмотренными ст.69 "Назначение наказания по совокупности преступлений" УК РФ.

В результате этих изменений ст.198 УК РФ предусматривает единственное отягчающее обстоятельство - уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица в особо крупном размере. Новая редакция ст.199 УК РФ устанавливает только два квалифицирующих признака - уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное в особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору.

Ответственность за налоговые преступления

Общие изменения уголовного законодательства в части его гуманизации коснулись и ответственности за налоговые преступления: сроки лишения свободы, предусмотренные ст.ст.198 и 199 УК РФ, существенно снижены. Одновременно увеличены размеры штрафов, назначение которых предусмотрено за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, а также (чего не было ранее) предусмотрена возможность назначения штрафа за уклонение от уплаты налогов и сборов с организации.

Штрафы теперь вместо исчисления в размерах, кратных МРОТ, по примеру Налогового кодекса РФ установлены в абсолютном денежном выражении. При этом сохранена возможность назначения штрафа исходя из размера заработной платы или иного дохода осужденного.

В настоящее время ч.1 ст.198 УК РФ предусматривает за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица одно из следующих наказаний:

Часть 2 ст.198 УК РФ предусматривает одно из следующих наказаний:

Часть 1 ст.199 УК РФ предусматривает за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации одно из следующих наказаний:

Часть 2 ст.199 УК РФ предусматривает одно из следующих наказаний:

Освобождение от ответственности за налоговые преступления

В новой редакции ст.ст.198 и 199 УК РФ не воспроизведено положение старой редакции примечания 2 к ст.198 УК РФ об освобождении от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступления, предусмотренные ст.198 или ст.199 УК РФ (а также ст.194 УК РФ за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица). Для этого данное лицо должно было способствовать раскрытию преступления и полностью возместить причиненный ущерб.

Между тем это не означает, что лицо, совершившее налоговое преступление, не может быть освобождено от уголовной ответственности. К налоговым преступлениям теперь применяется общее правило ст.75 УК РФ о возможности освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Согласно этому правилу лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным. Это правило не применяется к лицам, совершившим преступление, предусмотренное ч.2 ст.199 УК РФ, т.к. в силу ст.15 УК РФ оно является тяжким преступлением.

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст.199.1 УК РФ)

Налоговые преступления опасны тем, что их совершение влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему РФ. Однако такое непоступление денежных средств может быть вызвано неисполнением обязанностей не только налогоплательщика и плательщика сбора, но и налогового агента. Введенная в УК РФ ст.199.1 устанавливает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов.

Следует отметить, что новая статья УК РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение не любой из обязанностей налогового агента, которые установлены ст.24 НК РФ, а только за неисполнение обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов.

При этом нужно обратить внимание на следующий момент. Статья 123 НК РФ предусматривает ответственность налогового агента за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащих удержанию и перечислению. В то же время ст.199.1 УК РФ предусматривает ответственность также и за неисполнение обязанностей по исчислению и удержанию налога.

Казалось бы, уголовное законодательство предусматривает ответственность за большее число действий (бездействия), т.к. включает дополнительные элементы - исчисление и удержание налога. Однако необходимо учитывать логическую связь в действиях налогового агента: для того, чтобы перечислить налог, прежде он должен его исчислить и удержать.

Иначе говоря, на практике маловероятны случаи, когда налоговый агент перечислит налог, "забыв" его исчислить или удержать. Если же такое и происходит, то данные действия являются ошибкой налогового агента, а не умыслом.

Кроме того, ст.199.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность не просто за умышленное неисполнение обязанностей налогового агента. В качестве обязательного признака указано наличие личных интересов в неисполнении обязанностей налогового агента.

Личные интересы - категория оценочная, и установление их наличия или отсутствия зависит от конкретных обстоятельств неисполнения обязанностей налогового агента. К личным интересам относятся, прежде всего, корыстные - получение имущественных или неимущественных выгод, а также иные личные интересы, спектр которых может быть очень широк.

Следует заметить, что в ст.199.1 УК РФ прямо указано на то, что исчисление, удержание у налогоплательщика и перечисление в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и (или) сборов должно быть предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах. В то же время в ст.24 НК РФ говорится об обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению только налогов. Возможно, что указанное расхождение - это редакционная неточность ст.199.1 УК РФ.

Обязательным условием наступления уголовной ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента, так же как и за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, является крупный размер неуплаченных (в данном случае - не исчисленных, не удержанных или не перечисленных в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд)) налогов. Часть 2 ст.199.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за более тяжкое неисполнение обязанностей налогового агента в особо крупном размере.

Несмотря на то что налоговым агентом в соответствии с законодательством о налогах и сборах могут быть как организации, так и индивидуальные предприниматели, крупный и особо крупный размер суммы налогов для целей ст.199.1 УК РФ в соответствии с примечанием к ст.199 УК РФ определяется по тем же правилам, что установлены и для определения крупного и особо крупного размера уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации.

Наказания, предусмотренные ст.199.1 УК РФ, причем как ч.1, так и ч.2, в точности совпадают с наказаниями, предусмотренными соответствующими частями ст.199 УК РФ, за исключением следующего. Часть 2 ст.199.1 УК РФ предусматривает штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет, т.е. за больший период, чем указан в ч.2 ст.199 УК РФ (от 1 года до 3 лет).

Преступление, предусмотренное ч.1 ст.199.1 УК РФ, в силу ст.15 УК РФ является преступлением небольшой тяжести, а преступление, предусмотренное ч.2, - тяжким преступлением. Соответственно положение об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием распространяется на лиц, совершивших преступление, предусмотренное только ч.1 ст.199.1 УК РФ.

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст.199.2 УК РФ)

Дополнение УК РФ новой ст.199.2 и изложение ст.ст.198 и 199 УК РФ в новой редакции законодательно положили конец спорам в отношении того, что следовало понимать под предусмотренным прежней редакцией ст.ст.198 и 199 УК РФ "иным способом" уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица или с организации.

Статья 199.2 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за сокрытие тех денежных средств и того имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.

Упомянутый в ст.199.2 УК РФ порядок взыскания налогов и сборов предусмотрен за счет:

Как установлено ст.47 НК РФ, налог за счет имущества взыскивается последовательно в отношении:

Обязательным условием наступления уголовной ответственности, предусмотренной ст.199.2 УК РФ, является крупный размер сокрытых денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должны взыскиваться налоги и (или) сборы. Согласно примечанию к ст.169 УК РФ (ст.169 открывает гл.22 "Преступления в сфере экономической деятельности" УК РФ, которая содержит ст.ст.198, 199, 199.1, 199.2) в целях ст.199.2 УК РФ крупным размером признается стоимость в сумме, превышающей 250 тыс. руб.

В ст.199.2 УК РФ прямо указан субъект преступления - собственник или руководитель организации, иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, индивидуальный предприниматель.

Очевидно то, что законодатель в ст.199.2 УК РФ (как и в некоторых других статьях Уголовного кодекса РФ) под собственником организации подразумевает физическое лицо, являющееся учредителем или участником (в т.ч. и акционером) организации и в силу этого имеющее возможность влиять на деятельность организации.

Между тем использование понятия "собственник организации" представляется не вполне удачным. Согласно п.3 ст.213 Гражданского кодекса РФ собственниками имущества, переданного в качестве вкладов учредителями и участниками, являются сами хозяйственные товарищества и общества. Учредители же и участники хозяйственных товариществ и обществ в силу п.2 ст.48 ГК РФ имеют в отношении этих организаций обязательственные, но не вещные (которым и является право собственности) права. Исходя из положений п.2 ст.48 ГК РФ, собственники могут быть только у таких организаций, как государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

В связи с вышесказанным более предпочтительна была бы следующая формулировка: руководитель, учредитель, участник или собственник имущества организации. Следует отметить, что именно так и упоминаются в п.3 ст.1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" внутренние пользователи бухгалтерской отчетности организации.

Статья 199.2 УК РФ предусматривает одно из следующих наказаний:

Преступление, предусмотренное ст.199.2 УК РФ, в силу ст.15 УК РФ является преступлением средней тяжести, и соответственно на совершивших его лиц распространяется положение об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.

Применяя на практике вновь введенные статьи Уголовного кодекса РФ, необходимо иметь в виду следующее.

Согласно ч.1 ст.10 УК РФ уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, обратной силы не имеет. В связи с этим ответственность, предусмотренная ст.ст.199.1 и 199.2 УК РФ, может наступать за деяния, совершенные только после 11 декабря 2003 г., т.е. дня вступления в силу Закона N 162-ФЗ.

В заключение. В новой редакции статей Уголовного кодекса РФ об ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах много существенных изменений. Среди них - новое определение крупного и особо крупного размера неуплаченных налогов с учетом их доли в общей сумме налогов, подлежащих уплате.

Автор высказывает точку зрения, согласно которой эту долю необходимо рассчитывать применительно к каждому конкретному налогу, причем по итогам каждого налогового периода. Обоснование такому подходу автор находит в положениях налогового законодательства.

Между тем редакция обращает внимание на то, что Уголовный кодекс РФ, так же как и Налоговый кодекс РФ, является документом прямого действия и ответы на возникающие вопросы необходимо искать, прежде всего, в тексте самого Кодекса. По мнению редакции, примечания к ст.ст.198 и 199 УК РФ предполагают определение доли неуплаченных налогов исходя из общей суммы всех неуплаченных налогов.

А.Н.Борисов

Директор

ООО "Правовой центр"

г. Оренбург