Мудрый Экономист

Оптимизация ведения налогового учета в бюджетном учреждении

"Ваш бюджетный учет", 2007, N 6

Требования гл. 25 Налогового кодекса РФ, а также внесенных в нее Федеральными законами РФ от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 24.07.2002 N 110-ФЗ и от 06.06.2005 N 58-ФЗ изменений и дополнений, довольно четко регламентируют систему налогообложения прибыли бюджетных учреждений от разрешенной им коммерческой деятельности.

Вместе с тем несоответствие отдельных требований налогового законодательства действующим в бюджетных учреждениях принципам бюджетного учета вызывает определенные трудности при налогообложении коммерческой деятельности учреждений и, в частности, организации в нем в соответствии с требованиями ст. 321.1 НК РФ налогового учета.

Цель настоящего материала - сформировать общие принципы организации и ведения налогового учета в бюджетном учреждении, а также отразить другие аспекты учетной работы.

Понятие системы налогового учета

Бухгалтерская служба учреждения исчисляет налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода <1> на основе данных налогового учета. При этом для расчета могут использоваться данные бухгалтерских регистров.

<1> Налоговым периодом по налогу на прибыль определен календарный (финансовый) год. Поскольку бюджетные учреждения в соответствии с п. 3 ст. 286 НК РФ освобождены от уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, отчетными периодами для исчисления налога на прибыль для них согласно ст. 285 НК РФ считаются I квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

Понятие и основные принципы построения налогового учета организации определены ст. 313 НК РФ.

Система налогового учета - это особый порядок учета доходов и расходов, момента их признания. Указанный порядок подразумевает особый механизм учета доходов и расходов для исчисления налоговой базы отчетного (налогового) периода, формирования отложенных расходов. Другими словами, расходы формируют стоимость соответствующего объекта учета, который влияет на налоговую базу последующих отчетных (налоговых) периодов по специальным расчетам (алгоритмам), предусмотренным гл. 25 НК РФ). Система налогового учета должна обеспечить порядок первичной регистрации фактов хозяйственной деятельности, систематизации указанных фактов (учет доходов и расходов) и формирование показателей налоговой декларации по налогу на прибыль.

Учет организуется таким образом, чтобы обеспечить непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с установленным Налоговым кодексом РФ порядком влекут за собой или могут повлечь изменение размера налоговой базы.

Причины особенностей в ведении налогового учета бюджетных учреждений

В организации налогового учета в бюджетном учреждении имеются некоторые особенности, отличающие ее от порядка ведения налогового учета в коммерческих организациях. Причина такого положения вещей - в разных целях деятельности. У одних цель - это получение прибыли. Целью других является решение социально значимых задач. Следствием этого являются разные подходы к исчислению налога.

Так, учитывая, что основная сфера деятельности бюджетных учреждений финансируется за счет бюджетных ассигнований и не подлежит в соответствии со ст. 321.1 НК РФ налогообложению (и в бюджетном учете обособлена путем применения кодов источника финансирования (код 1)), отражать осуществляемые учреждением в данной сфере финансово-хозяйственные операции в налоговом учете не следует. Поэтому и заводить регистры налогового учета для отражения операций в "бюджетной" сфере деятельности учреждения не надо. Внебюджетная же деятельность учреждений может как подлежать налогообложению, так и быть освобожденной от него, что обуславливает организацию налогового учета только в рамках внебюджетной деятельности учреждения <2>.

<2> В используемых в рамках применяемых бухгалтерских программ операции, связанные с движением целевых внебюджетных средств, как правило, также обособлены путем применения специальных субсчетов. Поэтому данные операции в общем случае также не отражаются в налоговом учете учреждения. Вместе с тем, учитывая требования пп. 14 ст. 250 НК РФ, в случае использования целевых внебюджетных средств не по целевому назначению такие средства классифицируются как внереализационные доходы и, следовательно, подлежат отражению в налоговом учете учреждения.

В связи с тем что, в отличие от Плана счетов, применяемого коммерческими организациями, в Плане счетов бюджетного учета отсутствует аналог счета "Расходы будущих периодов", при организации налогового учета бюджетные учреждения не могут отражать на нем в рамках бухгалтерского учета расходы, произведенные в текущем периоде, но подлежащие отнесению на уменьшение облагаемой базы только в следующих периодах. В результате данные учреждения не имеют возможности в указанном случае не вести налоговый учет, заменяя его бухгалтерским.

В отличие от коммерческих учреждений переоценка активов бюджетных учреждений объявляется государственными органами, поэтому в соответствии с требованиями ст. 257 НК РФ организация налогового учета амортизации, например, основных средств в связи с несовпадением их стоимости для целей бухгалтерского и налогового учета является для них обязательным мероприятием.

Кроме того, ряд доходов и расходов признаются для целей налогообложения прибыли в сроки, не совпадающие с признанием их для целей бюджетного учета. Поэтому, кроме постоянных налоговых отклонений, которые единовременно и однозначно исключаются (включаются) в облагаемую базу по налогу на прибыль, учреждения в ряде случаев сталкиваются с так называемыми временными разницами. Последние не подлежат отнесению на уменьшение (увеличение) указанной налоговой базы только в текущем отчетном (налоговом) периоде и могут быть отнесены туда в следующих периодах.

Проанализируем возможные различия в методике учета доходов и расходов, связанных с внебюджетной деятельностью бюджетного учреждения, отражаемых в его бюджетном учете, от показателей его налогового учета.

В части доходов от внебюджетной деятельности (перечень основных таких доходов определен ст. 251 НК РФ <3>) имеют место:

  1. постоянные налоговые отклонения по доходам:
  1. временные налоговые отклонения по доходам:

Дебет

2 20503 560

"Увеличение дебиторской задолженности по

доходам от собственности"

Кредит

2 40104 130

"Доходы будущих периодов от рыночных

продаж готовой продукции, работ, услуг"

с последующим списанием сумм указанных доходов на доходы текущего периода при окончательной сдаче работ (услуг) по договору

Дебет

2 40104 130

"Доходы будущих периодов от рыночных

продаж готовой продукции, работ, услуг"

Кредит

2 40101 130

"Доходы от рыночных продаж готовой

продукции, работ, услуг"

<3> Следует учитывать, что отдельные доходы, указанные в данной статье НК РФ, не отражаются как таковые не только в налоговом, но и в бюджетном учете учреждения (а некоторые из указанных в ст. 251 НК РФ доходы вообще не имеют места в бюджетных учреждениях), поэтому заводить налоговые регистры для учета отклонений таких доходов от показателей бюджетного учета нет необходимости. К таким доходам, в частности, относятся:<4> Данное требование введено в НК РФ Федеральным законом от 29.12.2004 N 204-ФЗ и действует с 01.01.2003.
<5> Данное требование действует с 01.01.2006 в соответствии с изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ.

В целях же формирования облагаемой базы по налогу на прибыль суммы закрытых и оформленных актами этапов работ уже являются облагаемым доходом.

В части расходов от внебюджетной деятельности (перечень основных таких расходов определен ст. 270 НК РФ, однако отдельные ограничения на отнесение расходов организации на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль установлены и другими статьями НК РФ) <6>:

  1. постоянные налоговые отклонения по расходам:
  1. временные налоговые отклонения по расходам:
<6> Ниже рассматриваются только виды расходов, не уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, которые могут иметь место в бюджетном учреждении и отражаться в его бюджетном учете в качестве расходов.
<7> Кроме взыскиваемых коммунальными организациями налогов и платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
<8> То есть либо в пределах процентов, которые существенно (то есть более чем на 20%) не отклоняются от среднего уровня процентов по долговым обязательствам, вы данным в том же квартале, либо, если других таких обязательств в текущем квартале не было, не более установленной ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15% - по долговым обязательствам в валюте.

До 01.01.2002 налоговая база по налогу на прибыль для бюджетных учреждений определялась в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.1998 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы", согласно требованиям которой вместо амортизации основных средств и нематериальных активов в бюджетном учете начислялся их износ, а стоимость списывалась на уменьшение налоговой базы по данному налогу единовременно в момент пуска данных активов в эксплуатацию. С вступлением в действие гл. 25 НК РФ ранее начисленные на указанные активы суммы износа были признаны их амортизацией, которая уже не подлежала повторному списанию на уменьшение налоговой базы, так как была ранее списана при приобретении данного имущества.

Согласно ст. 257 НК РФ, начиная с 01.01.2002, отраженные в бюджетном учете суммы увеличения (уменьшения) первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов учреждения в процессе их переоценок не подлежат отнесению на уменьшение облагаемой базы учреждения по налогу на прибыль, что приводит к возникновению необходимости организации налогового учета таких отклонений.

В отличие от требований бюджетного учета, согласно которым с 01.01.2005 амортизация основных средств начисляется исходя из максимального срока их полезного использования (Письмо Заместителя Министра финансов РФ от 13.04.2005 N 02-14-10а/721), в целях налогообложения прибыли учреждение вправе самостоятельно устанавливать сроки полезного использования данных активов в пределах, установленных для соответствующей амортизационной группы, - ст. 258 НК РФ. То есть сроки полезного использования амортизируемого имущества для целей налогового учета могут быть установлены ниже, нежели для бюджетного учета, в результате чего возникает необходимость учета формируемых в результате этого отклонений <9>.

<9> По моему мнению, в целях снижения трудоемкости ведения учета целесообразно устанавливать сроки полезного использования для целей бюджетного и налогового учета по возможности одинаковыми.

Таким образом, стоимость приобретенных учреждением основных средств и нематериальных активов, как правило, списывается в налоговом учете в более короткие сроки, чем в его бюджетном учете <10>.

<10> Необходимость организации налогового учета в связи с разным порядком амортизации основных средств и нематериальных активов может быть нивелирована путем принятия для целей налогового учета порядка амортизации указанного имущества, принятого для целей бюджетного учета.

Аналогично амортизации основных средств и нематериальных активов разный порядок списания затрат может быть принят и в части материальных запасов (например, для целей налогового учета - по средней себестоимости, а для целей бюджетного учета - по фактической себестоимости). В целях оптимизации учета указанная проблема, как правило, решается путем принятия для бюджетного и налогового учета идентичных принципов списания соответствующих затрат:

<11> Единовременное списание такого убытка на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль согласно ст. 275.1 НК РФ, конечно, возможно, если услуги обслуживающих производств и хозяйств осуществляются на условиях и по ценам, аналогичным оказываемым специализированными организациями. При этом затраты учреждения на их производство также сопоставимы с затратами данных специализированных организаций. Однако механизм определения указанных специализированных организаций для сравнения их расценок, затрат и условий оказания соответствующих услуг с обслуживающими производствами и хозяйствами учреждения фактически отсутствует. Поэтому применение на практике данного положения действующего законодательства РФ по налогообложению сопряжено с серьезными налоговыми рисками.

В практике бюджетных учреждений могут возникать и другие различия в организации бюджетного и налогового учета.

Организация налогового учета в бюджетном учреждении

Существует два основных подхода к общей организации налогового учета:

Второй вариант организации налогового учета, по мнению автора, более предпочтителен, так как позволяет сформировать облагаемую базу по налогу на прибыль исходя из показателей учета, скорректированных на суммы отраженных в регистрах налогового учета отклонений. Он требует значительно меньших трудовых затрат, чем ведение налогового учета параллельно с бухгалтерским. Поэтому ниже будет описан именно этот вариант организации налогового учета.

Выбор конкретного варианта организации налогового учета должен быть закреплен в учетной политике учреждения для целей налогообложения.

Основными этапами организации налогового учета бюджетного учреждения являются:

Проанализируем основные принципы построения налогового учета бюджетного учреждения с детализацией по перечисленным выше направлениям.

Учетная политика бюджетного учреждения для целей налогообложения

Необходимость формирования в учреждении учетной политики для целей налогообложения регламентирована ст. 313 НК РФ.

Учетная политика учреждения для целей налогообложения формирует и документально закрепляет принципы организации налогового учета, форм его ведения, а также порядка отражения в нем осуществляемых учреждением финансово-хозяйственных операций.

Основная функция учетной политики учреждения для целей налогообложения - определить объекты налогового учета, организация учета которых для целей налогообложения отличается от организации бюджетного учета аналогичных операций, в целях выявления сумм доходов и расходов учреждения, отражаемых в бюджетном, но не учитываемых в налоговом учете, и наоборот.

Учитывая вышеизложенное, в учетной политике для целей налогообложения, кроме всего прочего, следует регламентировать следующие вопросы:

Кроме основных принципов организации налогового учета для целей формирования облагаемой базы по налогу на прибыль, в учетной политике для целей налогообложения следует уточнить также и основные положения формирования базы расчета по другим налогам учреждения (НДС, налог на имущество и т.п.).

Решения о любых изменениях (в действующем законодательстве о налогах и сборах или в порядке учета отдельных хозяйственных операций, влияющих на налогообложение) отражаются в учетной политике для целей налогообложения и применяются с начала нового налогового периода.

Примерные формы регистров налогового учета и порядок их оформления

Подтверждением данных налогового учета являются:

Все хозяйственные операции, производимые учреждением, оформляются в бюджетном учете на основании Унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Данные бюджетного учета содержатся в регистрах, сформированных в виде главной книги, журналов, ведомостей, аналитических регистрах учета, например в карточках счетов, и т.п., по балансовым и забалансовым счетам.

Для организации налогового учета расходов, осуществляемых за счет средств, полученных учреждением от осуществления им коммерческой деятельности, налоговые регистры необходимо разработать самостоятельно с учетом особенностей формирования доходной и расходной части облагаемой базы по налогу на прибыль.

Все налоговые регистры должны содержать следующие обязательные реквизиты:

Кроме обязательных реквизитов, для максимального сближения формы регистров налогового учета с формируемой на их основе налоговой декларацией, а также с показателями бюджетного учета учреждения, целесообразно, по мнению автора, детализировать сам перечень используемых учреждением налоговых регистров по строкам указанной налоговой декларации, включив в них ссылки на коды данных строк, а также на коды КОСГУ.

Принимая во внимание большую сравнительную эффективность организации налогового учета в виде отклонений значений показателей доходов и расходов учреждения, не принимаемых к расчету налоговой базы, от общей стоимости указанных показателей, отраженных в его бюджетном учете, а также другие описанные выше особенности организации налогового учета в бюджетном учреждении, ниже прилагается следующая примерная форма налогового регистра.

Среди особенностей организации налогового учета учреждения на основе указанной формы налогового регистра можно отметить следующие:

Конечно, ведение налогового регистра по отдельным видам доходов и расходов требует оформления дополнительных расчетов.

В частности, такие расчеты требуются при организации налогового учета амортизации основных средств и нематериальных активов. Поскольку номенклатура и количество таких активов в учреждении, как правило, довольно значительны, как и нормы начисляемой по каждому из них амортизации, то оформление налогового регистра по данному разделу налогового учета становится достаточно объемным и трудоемким. Учитывая это, оформление налогового регистра по данному участку налогового учета следует осуществлять в виде учета изменений общей суммы амортизации в отчетном периоде от ее суммы в предыдущем отчетном периоде, для чего оформляется дополнительный налоговый расчет, примерная форма которого приведена ниже.

                                                                                                     ------¬
Приложение N ¦ ¦
L------
-----------------------¬
Ведомость налогового учета ¦ ¦
+----------------------+
¦(доходов или расходов)¦
L-----------------------
за ______________ 200_ г.
-----------------------¬
в части ¦ ¦ на оказание платных услуг
+----------------------+ -------------------------------------------
¦(доходов или расходов)¦
L-----------------------
отражаемых: ------¬
- в бюджетном учете по коду операций сектора государственного управления (КОСГУ) ¦ ¦
+-----+
- в Приложении к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций N ¦ ¦
L------
------¬
по строке ¦ ¦
L------

Дата

Номер

проводки по

бюджетному

учету

Наименование

операции

Начислено по

бюджетному

учету

учреждения

Исключено из облагаемой базы

Начислено к

уменьшению

облагаемой

базы по

налогу на

прибыль

К налоговому

учету следующих

налоговых

периодов

сумма,

руб.

Обоснование

исключения

из налоговой

базы

основание

всего

в том

числе

в квартал

(в месяц)

1

2

3

4

6

7

8

9

10

11

Итого на начало отчетного периода:

X

X

Начислено в бюджетном учете

в отчетном периоде:

X

X

X

X

X

Исключено из облагаемой базы

отчетного периода всего:

в том числе:

X

X

X

X

X

X

Итого на конец отчетного периода:


Исполнитель ___________ _________ _____________________
Данные налогового регистра отражены (должность) (подпись) (расшифровка подписи)
в налоговой декларации Исполнитель ___________ _________ _____________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

Показатели

N

стр.

к бюджетному

учету

(с учетом

переоценки)

Нормы списания

амортизации

в бюджетном

учете

к налоговому

учету

(без учета

переоценки)

Нормы списания

амортизации

в налоговом

учете

1

2

3

4

5

6

Остатки на

начало периода

стоимость ОС

а

Стоимость ОС

на начало

периода по

бюджетному

учету

X

Стоимость ОС

на начало

периода по

налоговому

учету

X

начисленная

амортизация

б

Сумма

начисленной

амортизации на

начало периода

по бюджетному

учету

Начисленная

в бюджетном

учете

в предыдущем

отчетном

периоде сумма

амортизации

Сумма

начисленной

амортизации на

начало периода

по налоговому

учету

Начисленная

в налоговом

учете в

предыдущем

отчетном

периоде сумма

амортизации

Скорректировано

по переоценке

стоимость ОС

в

Сумма

увеличения

(уменьшения)

стоимости ОС

по переоценке

X

X

X

начисленная

амортизация

г

Сумма

увеличения

(уменьшения)

начисленной

амортизации ОС

по переоценке

Стоимость

корректировки

нормы

амортизации

в бюджетном

учете при

переоценке ОС

X

X

Приход в текущем

периоде

стоимость ОС

д

Стоимость ОС,

принятых к

бюджетному

учету в

отчетном

периоде

X

Стоимость ОС,

принятых к

налоговому

учету

в отчетном

периоде

X

начисленная

амортизация

е

Сумма

начисленной

амортизации,

принятой к

бюджетному

учету в

отчетном

периоде

Стоимость

корректировки

нормы

амортизации

в бюджетном

учете при

получении ОС

Сумма

начисленной

амортизации,

принятой

к налоговому

учету

в отчетном

периоде

Стоимость

корректировки

нормы

амортизации

в налоговом

учете при

получении ОС

Списано в

текущем периоде

списано ОС

в текущем

периоде

ж

Стоимость ОС,

списанных по

бюджетному

учету в

отчетном

периоде

X

Стоимость ОС,

списанных

по налоговому

учету в

отчетном

периоде

X

списано

начисленной

на списанные

ОС

амортизации

з

Сумма

начисленной

амортизации

по бюджетному

учету в

отчетном

периоде

Стоимость

корректировки

нормы

амортизации

в бюджетном

учете при

списании ОС

Сумма

начисленной

амортизации

по налоговому

учету в

отчетном

периоде

Стоимость

корректировки

нормы

амортизации

в налоговом

учете при

списании ОС

Итого амортизация к

начислению за текущий период

и

г3 + е3 - з3

б4 + г4 + у4 -

з4

е5 - з5

б6 + е6 - з6

Остатки на конец

периода

стоимость ОС

к

а3 + в3 + д3 -

ж3

X

а5 + в5 + д5 -

ж5

X

начисленная

амортизация

л

б3 + г3 + е3 -

з3 + и3

и4

б5 + г5 + е5 -

з5 + и5

и6

Отнесена к внереализационным

расходам в соответствии с

пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ

сумма неначисленной

амортизации по списанным ОС

м

X

X

ж5 - з5

X

Подобные формы предварительных расчетов могут разрабатываться и для ведения налоговых регистров по другим участкам налогового учета.

Общие принципы организации налогового учета отдельных доходов и расходов бюджетного учреждения проиллюстрируем на следующем примере.

Пример <12>. В текущем и предшествующем ему периоде бюджетное учреждение имело в рамках своей внебюджетной деятельности следующие доходы и расходы:

  1. в части доходов от оказания платных услуг:

На начало текущего периода выручка учреждения от оказания им платных услуг (без НДС), отраженная в бюджетном учете как доходы текущего периода, составляла 3 000 000 руб., а в налоговом учете - 5 000 000 руб. (разница в 2 000 000 руб., составляющая стоимость сданных этапов незаконченных работ, отражена в бюджетном учете как доходы будущих периодов).

<12> В данном примере рассмотрен порядок ведения налоговых регистров только по отдельным доходам и расходам. Отклонения данных налогового учета от бюджетного в таких областях, как, например, определение стоимости незавершенного производства, не рассматриваются.

В текущем отчетном периоде все соответствующие работы были закончены.

Кроме того, в отчетном периоде в бюджетном и налоговом учете была отражена выручка по начатым и законченным работам в размере 4 000 000 руб., а также в налоговом учете отражена стоимость сданных этапов незаконченных работ в сумме 1 000 000 руб.;

  1. в части расходов на оплату труда:

На начало отчетного периода в бюджетном учете за счет внебюджетных средств была начислена заработная плата на общую сумму 1 000 000 руб., из которых 200 000 руб. было по разным причинам исключено из облагаемой базы по налогу на прибыль <13>. В том числе на начало отчетного периода в налоговом учете учреждения числилась сумма не списанного в предыдущем периоде среднего заработка за отпуск за дни отпуска, приходящиеся на текущий отчетный период, в сумме 450 руб.

<13> Для простоты иллюстрации допустим, что данная заработная плата начислена только основным работникам, то есть относится к прямым расходам, отражаемым по строке 010 Приложения N 2 к Листу 02 налоговой декларации. Затраты на оплату труда управленческого и обслуживающего персонала, являющиеся не прямыми, а косвенным расходами отражаются в налоговом учете аналогично с отражением их по строке 040 Приложения N 2 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль.

На конец отчетного периода такой средний заработок, подлежащий списанию в следующем отчетном периоде, составил 300 руб.

Кроме того, в текущем отчетном периоде из общего объема затрат на выплату за счет внебюджетных средств заработной платы в размере 500 000 руб. в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль исключены следующие расходы:

  1. в части амортизации основных средств (вся амортизация является косвенными расходами):

На начало отчетного периода первоначальная (восстановительная) стоимость основных средств учреждения в бюджетном учете равна 1 500 000 руб. (в налоговом учете - 1 000 000 руб.), а сумма начисленной амортизации соответственно 750 000 руб. (и 500 000 руб.). Норма начисления амортизации за предыдущий отчетный период для целей бюджетного учета - 300 000 руб., а для целей налогового учета - 200 000 руб.

В отчетном периоде произведена переоценка основных средств с коэффициентом 0,5.

В отчетном периоде поступили основные средства на общую сумму 250 000 руб., на которые в этом периоде подлежит начислению амортизация в сумме 25 000 руб.

И наконец, в отчетном периоде списаны основные средства:

Отражение описанных в примере финансово-хозяйственных операций в налоговых регистрах, сформированных по рекомендуемой форме, будет выглядеть следующим образом.

                                                                                                     ------¬
Приложение N ¦ ¦
L------
-----------------------¬
Ведомость налогового учета ¦ доходов ¦
+----------------------+
¦(доходов или расходов)¦
L-----------------------
II квартал 7
за -------------- 200- г.
-----------------------¬
в части ¦ доходов ¦ на оказание платных услуг
+----------------------+ -------------------------------------------
¦(доходов или расходов)¦
L-----------------------
отражаемых: ------¬
- в бюджетном учете по коду операций сектора государственного управления (КОСГУ) ¦ 130 ¦
+-----+
- в Приложении к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций N ¦ 1 ¦
L------
------¬
по строке ¦ 010 ¦
L------

Дата

Номер

проводки по

бюджетному

учету

Наименование

операции

Начислено по

бюджетному

учету

учреждения

Исключено из облагаемой базы

Начислено к

уменьшению

облагаемой

базы по

налогу на

прибыль

К налоговому

учету следующих

налоговых

периодов

сумма, руб.

Обоснование

исключения

из налоговой

базы

основание

всего

в том

числе

в квартал

(в месяц)

1

2

3

4

6

7

8

9

10

11

Итого на начало отчетного периода:

3 000 000,00

-2 000 000,00

X

X

5 000 000,00

Начислено в бюджетном учете

в отчетном периоде:

4 000 000,00

X

X

X

4 000 000,00

X

X

Исключено из облагаемой базы

отчетного периода всего:

в том числе:

-2 000 000,00

-1 000 000,00

X

X

-1 000 000,00

Дописана

в бюджетном

учете выручка

по сданным

этапам

законченного

договора

-2 000 000,00

2 000 000,00

ст. 318

НК РФ

-

Начислена

выручка по

сданным этапам

незаконченного

договора

-

-1 000 000,00

ст. 318

НК РФ

-1 000 000,00

Итого на конец отчетного периода:

9 000 000,00

-1 000 000,00

X

X

10 000 000,00


Исполнитель ___________ _________ _____________________
Данные налогового регистра отражены (должность) (подпись) (расшифровка подписи)
в налоговой декларации Исполнитель ___________ _________ _____________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
------¬
Приложение N ¦ ¦
L------
-----------------------¬
Ведомость налогового учета ¦ расходов ¦
+----------------------+
¦(доходов или расходов)¦
L-----------------------
I полугодие 7
за -------------- 200- г.
-----------------------¬
в части ¦ расходов ¦ на оплату труда основных работников
+----------------------+ -------------------------------------------
¦(доходов или расходов)¦
L-----------------------
отражаемых: ------¬
- в бюджетном учете по коду операций сектора государственного управления (КОСГУ) ¦ 211 ¦
+-----+
- в Приложении к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций N ¦ 2 ¦
L------
------¬
по строке ¦ 010 ¦ Прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам
L------

Дата

Номер

проводки по

бюджетному

учету

Наименование

операции

Начислено по

бюджетному

учету

учреждения

Исключено из облагаемой базы

Начислено к

уменьшению

облагаемой

базы по

налогу на

прибыль

К налоговому

учету следующих

налоговых

периодов

сумма, руб.

Обоснование

исключения

из налоговой

базы

основание

всего

в том

числе

в квартал

(в месяц)

1

2

3

4

6

7

8

9

10

11

Итого на начало отчетного периода:

1 000 000,00

200 000,00

X

X

800 000,00

450,00

450,00

Начислено в бюджетном учете

в отчетном периоде:

500 000,00

X

X

X

500 000,00

X

X

Исключено из облагаемой базы

отчетного периода всего:

в том числе:

X

20 850,00

X

X

-20 850,00

-150,00

-150,00

01.07.2007

001267

Дописан

средний

заработок за

отпуск

работникам,

начисленный в

прошлом

квартале

X

-450,00

принято в

объеме дней

отпуска в

III кв.

2007 г.

п. 1

ст. 272

НК РФ

450,00

-450,00

-450,00

31.07.2007

001465

Начислена

заработная

плата за июль

X

20 000,00

премия

непроизвод-

ственного

характера

п. 1

ст. 252

НК РФ

-20 000,00

-

-

31.07.2007

001465

То же

X

1 000,00

надбавка, не

предусмот-

ренная

внутренним

нормативным

документом

п. 1

ст. 252

НК РФ

-1 000,00

-

-

31.07.2007

001466

Начислен

средний

заработок за

очередной

отпуск

X

300 000,00

принято в

объеме дней

отпуска в

III кв.

2007 г.

п. 1

ст. 272

НК РФ

300,00

300,00

300,00

Итого на конец отчетного периода:

1 150 000,00

220 850,00

X

X

1 279 150,00

300,00

300,00


Исполнитель ___________ _________ _____________________
Данные налогового регистра отражены (должность) (подпись) (расшифровка подписи)
в налоговой декларации Исполнитель ___________ _________ _____________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

Примечание. Расходы на оплату труда административно-управленческого и обслуживающего персонала учреждения, являющиеся в отличие от заработной платы основных работников косвенными расходами, отражаются в регистрах налогового учета аналогично вышеприведенному примеру, за исключением указания на строку 040 Приложения N 2 к Листу 02 налоговой декларации и классификации вида расходов как "Косвенные расходы на оплату труда административно-управленческого и обслуживающего персонала".

                                                                                                     ------¬
Приложение N ¦ ¦
L------
-----------------------¬
Ведомость налогового учета ¦ расходов ¦
+----------------------+
¦(доходов или расходов)¦
L-----------------------
II квартал 7
за -------------- 200- г.
-----------------------¬
в части ¦ расходов ¦ на амортизацию основных средств
+----------------------+ -------------------------------------------
¦(доходов или расходов)¦
L-----------------------
отражаемых: ------¬
- в бюджетном учете по коду операций сектора государственного управления (КОСГУ) ¦ 271 ¦
+-----+
- в Приложении к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций N ¦ 2 ¦
L------
------¬
по строке ¦ 040 ¦ Косвенные расходы, всего
L------

Дата

Номер

проводки по

бюджетному

учету

Наименование

операции

Начислено по

бюджетному

учету

учреждения

Исключено из облагаемой базы

Начислено к

уменьшению

облагаемой

базы по

налогу на

прибыль

К налоговому

учету следующих

налоговых

периодов

сумма, руб.

Обоснование

исключения

из налоговой

базы

основание

всего

в том

числе

в квартал

(в месяц)

1

2

3

4

6

7

8

9

10

11

Итого на начало отчетного периода:

750 000,00

250 000,00

X

X

500 000,00

Начислено в бюджетном учете

в отчетном периоде:

460 000,00

245 000,00

переоценка

амортизации

ст. 275

НК РФ

215 000,00

X

X

Исключено из облагаемой базы

отчетного периода всего:

в том числе:

X

350 000,00

X

X

-50 000,00

Произведена

переоценка ОС

375 000,00

375 000,00

переоценка

амортизации

ст. 275

НК РФ

-

Списана

амортизация на

списанные ОС

-75 000,00

-25 000,00

переоценка

амортизации

ст. 275

НК РФ

-50 000,00

Итого на конец отчетного периода:

1 510 000,00

845 000,00

X

X

665 000,00


Исполнитель ___________ _________ _____________________
Данные налогового регистра отражены (должность) (подпись) (расшифровка подписи)
в налоговой декларации Исполнитель ___________ _________ _____________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

Приложение

к ведомости налогового учета

расходов на амортизацию основных средств

Расчет отклонений показателей налогового учета от показателей бюджетного учета в части амортизации основных средств за II квартал 2007 г.

Показатели

N

стр.

к бюджетному

учету

(с учетом

переоценки)

Нормы списания

амортизации

в бюджетном

учете

к налоговому

учету

(без учета

переоценки)

Нормы списания

амортизации

в налоговом

учете

1

2

3

4

5

6

Остатки на

начало периода

стоимость ОС

а

1 500 000,00

X

1 000 000,00

X

начисленная

амортизация

б

750 000,00

300 000,00

500 000,00

200 000,00

Скорректировано

по переоценке

стоимость ОС

в

750 000,00

X

X

X

начисленная

амортизация

г

375 000,00

150 000,00

X

X

Приход в текущем

периоде

стоимость ОС

д

250 000,00

X

250 000,00

X

начисленная

амортизация

е

25 000,00

25 000,00

Списано в

текущем периоде

списано ОС в

текущем

периоде

ж

150 000,00

X

100 000,00

X

списано

начисленной

на списанные

ОС

амортизации

з

75 000,00

15 000,00

50 000,00

10 000,00

Итого амортизация к

начислению за текущий период

и

300 000,00

460 000,00

-50 000,00

215 000,00

Остатки на конец

периода

стоимость ОС

к

2 350 000,00

X

1 150 000,00

X

начисленная

амортизация

л

1 510 000,00

460 000,00

665 000,00

215 000,00

Отнесена к внереализационным

расходам в соответствии с

пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ

сумма неначисленной

амортизации по списанным ОС

м

X

X

50 000,00

X

Примечание. Показатель, отраженный в ячейке м5, подлежит отражению в отдельном налоговом регистре по внереализационным расходам.

Описанная выше система организации налогового учета в бюджетном учреждении является лишь вариантом. Учреждение может разработать свои регистры налогового учета и порядок их ведения. Вместе с тем, необходимость организации такого учета в бюджетном учреждении, осуществляющем те или иные виды внебюджетной деятельности, в соответствии с требованиями ст. 313 НК РФ является его обязанностью.

И.Ю.Гарнов

Руководитель

отдела аудита и консалтинга

бюджетных учреждений

ООО "А.И.Аудит-Сервис"