Мудрый Экономист

Порядок учета и расходования средств обязательного социального страхования

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 20, 2004

Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) от 09.03.2004 N 22 утверждена новая Инструкция о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования. Ранее действовала Инструкция, утвержденная Постановлением ФСС РФ от 09.02.2001 N 11.

Новая Инструкция устанавливает порядок расходования средств обязательного страхования как страхователями, так и отделениями (филиалами отделений) ФСС РФ, направления расходования средств резерва ФСС РФ, порядок учета, отчетности и контроля за целевым использованием средств обязательного социального страхования. Следует отметить, что Инструкция не применяется в отношении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве. Этот вид социального страхования осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ, Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, и иными нормативными правовыми актами по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Кроме того, расходы на оплату льгот и компенсаций в суммах, превышающих размеры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации об обязательном социальном страховании, лицам, подвергшимся воздействию радиации, и иным лицам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлены льготы и компенсации, осуществляются за счет средств федерального бюджета, а не бюджета ФСС РФ.

Основное отличие новой Инструкции от ранее действовавшей состоит в том, что она содержит положения, касающиеся порядка учета и расходования средств обязательного социального страхования не только в отношении страхователей-работодателей, уплачивающих единый социальный налог, но и в отношении:

  1. работодателей, применяющих специальные налоговые режимы в соответствии с разд.VIII.1 Налогового кодекса Российской Федерации и не являющихся плательщиками единого социального налога. К ним относятся следующие работодатели:

сельскохозяйственные товаропроизводители, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог (гл.26.1 НК РФ);

применяющие упрощенную систему налогообложения и уплачивающие единый налог (гл.26.2 НК РФ);

уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл.26.3 НК РФ);

  1. работодателей, применяющих специальные налоговые режимы и добровольно вступивших в отношения по обязательному социальному страхованию. Для этой категории работодателей законодательством предусмотрена возможность добровольной уплаты страховых взносов на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности;
  2. иных страхователей, добровольно вступивших в отношения по обязательному социальному страхованию. Это адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, родовые и семейные общины народов Севера. Для перечисленных страхователей законодательством предусмотрена добровольная уплата страховых взносов на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Порядок социального страхования указанных категорий страхователей не содержался в ранее действовавшей Инструкции, а с 2003 г. регулировался Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (этот порядок был разъяснен также ФСС РФ в Письме от 15.01.2003 N 02-18/05-195) и Правилами добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социального страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2003 N 144.

Инструкция дополнена нормами в отношении перечисленных категорий страхователей, содержащимися в Законе N 190-ФЗ.

Кроме того, в новой Инструкции в отличие от Инструкции 2001 г. содержатся положения, касающиеся расходования средств обязательного социального страхования отделениями (филиалами отделений) ФСС РФ на выплату пособий в определенных случаях неработающим гражданам.

Таким образом, в новой Инструкции установлен порядок расходования средств обязательного страхования в отношении всех категорий страхователей: как являющихся в силу налогового законодательства плательщиками страховых взносов в ФСС РФ в составе единого социального налога, так и не уплачивающих страховые взносы или уплачивающих их в добровольном порядке.

Порядок социального страхования, действовавший в 2003 г., в целом не изменился. Исключение составляет перечень расходов по обязательному страхованию, осуществляемых работодателями за счет средств обязательного социального страхования.

Перечень расходов на выплату социальных пособий (по временной нетрудоспособности, при беременности и родах, при рождении ребенка, на период отпуска по уходу за ребенком, на погребение и т.д.) остался прежним. Изменения коснулись расходов на оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей. Так, в п.2.1 новой Инструкции в отличие от Инструкции 2001 г. в перечне расходов, осуществляемых страхователями-работодателями, отсутствуют расходы на оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей, а расходы на оздоровление детей работников в новой Инструкции сокращены (до расходов на оплату путевок на оздоровление детей работников).

В отношении расходов на оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей необходимо отметить следующее. Порядок выдачи путевок осуществлялся ранее в соответствии с действующим и в настоящее время Положением о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 N 309 (далее - Положение N 309). Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2003 N 182 действие Положения N 309 в части приобретения, распределения и выдачи путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление членов семей работников было приостановлено еще в 2003 г. Этот вид расходов исключен и в новой Инструкции из перечня расходов, осуществляемых страхователями-работодателями. Теперь выдача путевок на санаторно-курортное лечение работников осуществляется не работодателями, а в соответствии с п.3.1 новой Инструкции отделениями (филиалами отделений) ФСС РФ.

Более существенным изменением является то, что теперь предусмотрены расходы на оплату путевок, предоставляемых работникам на долечивание в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения определенных видов заболеваний. Порядок выдачи путевок на долечивание определен в п.11 Положения N 309, в соответствии с которым путевки приобретаются региональными отделениями Фонда по договорам со специализированными санаториями (отделениями), передаются органам (учреждениям) здравоохранения согласно их заявкам и заключенным договорам и выдаются учреждениями здравоохранения бесплатно работникам, находящимся на лечении.

Перечень заболеваний, долечивание которых осуществляется за счет средств обязательного социального страхования, закрытый и содержит следующие заболевания: острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения, операции по поводу аортокоронарного шунтирования и аневризмы сердца, а также баллонной ангиопластики коронарных сосудов, операции по поводу язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки, удаления желчного пузыря.

Приведем основные положения порядка расходования средств обязательного страхования для страхователей-работодателей, установленного разд.II новой Инструкции.

  1. Страхователи-работодатели, являющиеся плательщиками единого социального налога, осуществляют расходы по обязательному социальному страхованию в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в ФСС РФ (без учета начисленных пеней и штрафных санкций). В случае превышения расходов по обязательному социальному страхованию над суммой начисленного единого социального налога, подлежащей зачислению в Фонд, средства на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию выделяются отделением (филиалом отделения) Фонда в сумме превышения расходов на выплату пособий над суммами начисленного единого социального налога.

Средства ФСС РФ выделяются также страхователю-работодателю, являющемуся плательщиком единого социального налога, но имеющему налоговые льготы по уплате этого налога в соответствии с п.1 ст.239 НК РФ. В этом случае ФСС РФ выделяет средства в сумме расходов работодателя на выплату пособий, но в пределах предоставленных льгот по уплате единого социального налога (п.2.5 Инструкции).

  1. Страхователи-работодатели, применяющие специальные налоговые режимы и не уплачивающие страховые взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности (п.п.2.6 - 2.10 Инструкции), осуществляют выплату пособий по временной нетрудоспособности за счет собственных средств в сумме, не превышающей 1 минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом, за полный календарный месяц. За счет средств, выделяемых ФСС РФ, осуществляются расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности в сумме, не превышающей 1 МРОТ, а также иные расходы по обязательному страхованию. Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.10.2003 N 127-ФЗ) с 1 октября 2003 г. минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, установлен в сумме 600 руб. в месяц.

Страхователи, уплачивающие страховые взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности добровольно, осуществляют выплату пособий по временной нетрудоспособности по страховым случаям, наступившим и продолжающимся в период уплаты страховых взносов на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в счет начисленных страховых взносов. Суммы превышения расходов на пособия по временной нетрудоспособности над суммой начисленных страховых взносов выделяются (возмещаются) страхователю отделением ФСС РФ. Иные расходы по обязательному социальному страхованию эта категория страхователей также осуществляет за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ.

При прекращении отношений по добровольной уплате страховых взносов на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности начиная с месяца, следующего за последним месяцем, за который уплачены страховые взносы, страхователи осуществляют выплату пособий в порядке, установленном для страхователей, применяющих специальные налоговые режимы и не уплачивающих страховые взносы.

В случае перехода с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения расходы по обязательному социальному страхованию страхователи-работодатели осуществляют в порядке, установленном п.2.5 новой Инструкции для работодателей-страхователей, уплачивающих единый социальный налог, с начала месяца, с которого осуществляется такой переход.

У страхователей-работодателей, занимающихся одновременно различными видами деятельности, облагаемыми по общей системе налогообложения и единым налогом на вмененный доход, есть особенности в порядке расходования средств на социальное страхование работников, участвующих в деятельности, облагаемой по общей системе налогообложения, и работников, участвующих в деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход. Так, страхователи, являющиеся одновременно плательщиками единого социального налога и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и ведущие раздельный учет доходов и расходов по соответствующим видам деятельности, производят расходы за счет начисленного единого социального налога только в отношении работников, занимающихся деятельностью, облагаемой по общей системе налогообложения. В отношении работников, участвующих в деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, применяется общий порядок расходования средств на обязательное социальное страхование, установленный для страхователей, применяющих специальные системы налогообложения.

В отношении страхователей-работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, НК РФ предусмотрен следующий порядок налогообложения: суммы расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, произведенные за счет собственных средств, уменьшают:

сумму исчисленного за налоговый (отчетный) период единого налога (квартальных авансовых платежей по налогу) для страхователей, применяющих упрощенную систему налогообложения (ст.346.21 НК РФ);

сумму единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ст.346.32 НК РФ);

доходы, полученные сельскохозяйственными товаропроизводителями при определении объекта обложения единым сельскохозяйственным налогом (ст.346.5 НК РФ).

Порядок выделения средств отделением (филиалом отделения) Фонда страхователям-работодателям, установленный п.3.3 новой Инструкции, общий для страхователей, являющихся плательщиками единого социального налога (в том числе имеющих льготы), и для страхователей, применяющих специальные налоговые режимы. В соответствии с этим порядком выделение страхователям-работодателям средств Фонда осуществляется по решению руководителя или заместителя руководителя отделения (филиала отделения) Фонда в двухнедельный срок после представления страхователем следующих документов:

письменного заявления страхователя;

расчетной ведомости по средствам ФСС РФ (форма 4-ФСС РФ) и (или) отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в ФСС РФ отдельными категориями страхователей (форма 4а-ФСС РФ), за отчетный период или промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда за соответствующий календарный месяц, подтверждающей начисление расходов по обязательному социальному страхованию;

копий платежных поручений, подтверждающих уплату за соответствующий период единого социального налога (кроме страхователей, имеющих льготы по уплате этого налога), единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого налога, уплачиваемого при упрощенной системе налогообложения;

заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию.

Кроме того, отдельные категории страхователей-работодателей представляют следующие документы:

копии платежных поручений, подтверждающих уплату страховых взносов на социальное страхование работников (страхователи-работодатели, применяющие специальные налоговые режимы, в том числе и уплачивающие добровольно в ФСС РФ страховые взносы);

по требованию отделения (филиала отделения) - документы, подтверждающие наличие льгот (страхователи, имеющие налоговые льготы по уплате единого социального налога).

При выделении средств ФСС РФ страхователям-работодателям в случае необходимости отделение (филиал отделения) Фонда проводит:

документальную камеральную или выездную проверку страхователей-работодателей, являющихся плательщиками единого социального налога;

камеральную проверку документов, представленных страхователями-работодателями, применяющими специальные налоговые режимы, и страхователями, имеющими льготы по уплате единого социального налога.

Если страхователь-работодатель имеет задолженность по уплате единого социального налога и не может выплатить пособия по обязательному социальному страхованию работникам вследствие отсутствия средств на своих банковских счетах, то по заявлению страхователя отделение (филиал отделения) ФСС РФ может принять решение о выделении средств страхователю на указанные цели (п.3.7 Инструкции).

Порядок расходования средств обязательного страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователям-гражданам (не являющимся работодателями) установлен в разд.IV Инструкции. К этой категории страхователей, как уже указывалось, относятся адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию.

За счет средств обязательного социального страхования в отношении таких страхователей осуществляются расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством при условии уплаты ими страховых взносов в ФСС РФ в течение 6 месяцев. Решение о выделении средств на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством принимается руководителем или заместителем руководителя отделения (филиала отделения) ФСС РФ в двухнедельный срок после представления страхователем следующих документов:

письменного заявления страхователя;

копий платежных поручений, подтверждающих уплату страховых взносов в Фонд на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в течение 6 месяцев, предшествующих наступлению страхового случая, и до момента обращения в отделение (филиал отделения) Фонда;

отчета по страховым взносам (форма 4а-ФСС РФ) за отчетный период;

документов, являющихся основанием для назначения и выплаты пособия, подтверждающих полученный доход (журнал учета доходов и расходов, договоры оказания услуг и др.).

Отделение (филиал отделения) ФСС РФ проводит проверку представленных страхователем документов. В случае необходимости у страхователя могут быть затребованы дополнительные документы, подтверждающие правильность и обоснованность расходов по обязательному социальному страхованию.

Выделенные средства на выплату пособий перечисляются страхователю с банковского счета отделения (филиала отделения) Фонда на его счет в банке или почтовым переводом.

В случае прекращения страхователями добровольных отношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством выплата им пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством прекращается с месяца, следующего за последним месяцем квартала, за который уплачены страховые взносы в Фонд.

Порядок осуществления выплат пособий по обязательному страхованию отдельным категориям работников (неработающим гражданам) установлен в п.3.5 Инструкции. Он применяется в следующих случаях:

  1. при увольнении работников в связи с ликвидацией организации, у которых нетрудоспособность, длящаяся свыше месяца, или отпуск по беременности и родам наступили в течение месячного срока после увольнения с работы (пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам);
  2. при увольнении со срочной службы военнослужащих, заболевших в течение месячного срока после увольнения со срочной службы (пособия по временной нетрудоспособности);
  3. в других исключительных случаях (пропущен срок обращения за пособием при наличии права на его получение до ликвидации организации, стихийное бедствие, авария и т.п.).

Выплата пособий осуществляется на основании:

письменного заявления работника;

документов, являющихся основанием для назначения и выплаты пособия;

документов, необходимых для исчисления пособий (для пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам);

документов, подтверждающих наличие обстоятельств, при которых неработающий гражданин имеет право на получение пособий.

Решение о выплате пособий принимается руководителем или заместителем руководителя отделения (филиала отделения) Фонда в двухнедельный срок после представления страхователем всех необходимых документов.

Выплата пособий осуществляется путем перечисления начисленной суммы с банковского счета отделения (филиала отделения) Фонда на лицевой счет работника в банке или почтовым переводом.

Кроме того, средства обязательного страхования направляются:

на перечисление средств органам социальной защиты населения для выплаты пособий неработающим гражданам;

на содержание аппаратов отделений (филиалов отделений) ФСС РФ, хозяйственные и иные цели, связанные с деятельностью ФСС РФ.

Средства обязательного страхования ФСС РФ формируются за счет следующих источников:

  1. единого социального налога, зачисляемого в ФСС РФ;
  2. единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога, уплачиваемого организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, зачисляемых в ФСС РФ.

Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы и уплачивающие соответствующие налоги, перечисляют их в органы федерального казначейства, которые в дальнейшем распределяют их для зачисления в различные фонды по нормативам отчислений, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ. Так, в 2004 г. действуют следующие нормативы отчислений в бюджет ФСС РФ:

5% доходов от уплаты налога при применении упрощенной системы налогообложения;

20% доходов от уплаты минимального налога при применении упрощенной системы налогообложения;

5% доходов от уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

3% страховых взносов, добровольно уплачиваемых отдельными категориями страхователей.

Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ и Правилами добровольной уплаты страховых взносов в ФСС РФ предусмотрены следующие нормативы отчислений в ФСС РФ:

3% от выплат и иных вознаграждений, начисляемых работодателями в пользу работников по трудовым договорам;

3,5% от доходов, полученных адвокатами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями, членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера.

Кроме перечисленных положений новая Инструкция содержит нормы, устанавливающие порядок:

расходования средств резерва ФСС РФ, сформированного за счет сверхнормативных остатков оборотных денежных средств и иных денежных средств (разд.V Инструкции);

зачисления и расходования поступлений на счета ФСС РФ (разд.VI Инструкции);

учета и отчетности по средствам обязательного социального страхования (разд.VII Инструкции);

осуществления контроля за расходованием средств обязательного социального страхования (разд.VIII Инструкции).

И.Нечитайло

Руководитель департамента

налогового консультирования

ЗАО "Налоговый консультант"