Мудрый Экономист

О порядке предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям

"Ваш бюджетный учет", 2007, N 5

Пунктом 40 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2007 N 126 установлено, что средства федерального бюджета, предусмотренные главным распорядителям в соответствии со сводной бюджетной росписью в форме субсидий и субвенций, могут предоставляться:

При этом в соответствии с п. 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2007 N 126 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" (далее - Постановление N 126) правила предоставления субсидий и субвенций разрабатываются с учетом отраслевых особенностей по согласованию с Минфином России только для организаций, указанных в пп. "а" п. 40, то есть для организаций, за исключением бюджетных учреждений.

Это, конечно, не значит, что правила предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям в принципе не разрабатываются. В данном случае Минфину России предоставляется более широкий круг полномочий. Теперь правила предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям должны быть предусмотрены либо непосредственно приказом Минфина России, устанавливающим порядок предоставления субсидий и субвенций, либо в указанном порядке должна быть предусмотрена отсылочная норма, определяющая, кем указанные правила разрабатываются и в каком порядке они утверждаются.

Кроме того, такая норма позволяет более четко разграничить предметы регулирования между Минфином России и органами, осуществляющими государственную власть в Российской Федерации, или федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Предшествующая практика применения аналогичных норм постановлений Правительства Российской Федерации о мерах по реализации закона о федеральном бюджете показала, что одновременное утверждение Минфином России порядка предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям и правил предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям органом, осуществляющими государственную власть в Российской Федерации, или федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с Минфином России приводит к дублированию норм нормативно-правовой базы, описывающих механизм предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям. А это, в свою очередь, может вызвать сложности в правоприменительной практике в связи с возможными коллизиями дублирующих норм.

Рассмотрим, например, положения Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2006 N 89 "О мерах по государственной поддержке образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы" и соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оказания государственной поддержки учреждениям высшего профессионального образования и органам государственной власти субъектов Российской Федерации в 2006 - 2007 гг. В соответствии с указанным Постановлением порядок предоставления учреждениям высшего профессионального образования субсидий на внедрение инновационных образовательных программ разрабатывается Министерством образования и науки Российской Федерации. Он был утвержден 09.06.2006 (Приказ Минобрнауки N 143 "Об утверждении порядка предоставления в 2006 г. субсидий из федерального бюджета Федеральным агентством по образованию на внедрение инновационных образовательных программ для образовательных учреждений высшего профессионального образования, являющихся бюджетными учреждениями", далее - Приказ Минобрнауки N 143). В 2006 г. в соответствии с п. 38 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2006 N 101 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" Приказом Минфина России от 06.04.2006 N 54н "О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий и субвенций бюджетным учреждениям" (далее - Порядок, Приказ N 54н) такой Порядок был утвержден. Нетрудно заметить, что положения п. п. 3 - 5 Порядка и положения п. п. 3 - 5 Порядка, утвержденного Приказом Минобрнауки N 143, фактически дословно повторяют друг друга. Указанное дублирование норм нормативно-правовой базы связано с тем, что четко не были разграничены предметы регулирования между Минфином России и Минобрнауки в области установления правил предоставления соответствующих субсидий и субвенций бюджетным учреждениям.

Представляется целесообразным разграничить указанные полномочия в следующем виде:

В рассматриваемом выше примере правила перечисления субсидий и субвенций на соответствующие счета отобранных бюджетных учреждений были установлены как Приказом Минфина России N 54н, так и Приказом Минобрнауки N 143.

В 2007 г. в соответствии с п. 40 Постановления N 126 Минфином России утвержден Приказ Минфина России от 29.03.2007 N 28н "О порядке предоставления субсидий и субвенций за счет средств федерального бюджета бюджетным учреждениям" (далее - Порядок N 28н, Приказ N 28н). Теперь если рассматривать по совокупности нормы Постановления N 126 и положения указанного Приказа Минфина России, то разграничение полномочий в части утверждения правил предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям выполняется следующим образом.

В соответствии с п. 2 Порядка N 28н субсидии (субвенции) предоставляются бюджетным учреждениям, которые определены в соответствии с порядком (правилами) предоставления субсидий (субвенций) за счет средств федерального бюджета организациям любой организационно-правовой формы, установленным соответствующим органом, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Иными словами, указанный пункт устанавливает, что основной задачей порядка (правил), установленного соответствующим органом, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, является определение (или утверждение критериев выбора) конкретных бюджетных учреждений, которым предоставляются данные субсидии (субвенции). При этом Минфином России делегируются права по определению бюджетных учреждений - получателей субсидий (субвенций) соответствующим органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, или федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности в установленном им порядке.

В то же время в связи с тем, что Минфин России имеет приоритет, установленный п. 40 Постановления N 126, в части утверждения механизма предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям в целом, Минфин России на основе предоставленного ему права установил общий рамочный критерий определения бюджетных учреждений, которым могут быть предоставлены субсидии (субвенции) (п. 4 Порядка). Перечисление субсидий (субвенций) бюджетному учреждению осуществляется уполномоченным получателем - главным распорядителем средств федерального бюджета или находящимся в его ведении получателем средств федерального бюджета, если бюджетные учреждения не находятся в ведении уполномоченного получателя (за исключением случаев, предусмотренных правительством Российской Федерации).

Отметим, что п. 4 Порядка в целом находится в рамках Концепции реформирования бюджетного процесса, в соответствии с которой финансирование бюджетных учреждений осуществляется только на основе бюджетной сметы. Указанный принцип будет реализован в полном объеме при введении в действие положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса", в соответствии с которыми бюджетными учреждениями не могут быть получены субсидии (субвенции) из бюджетов. Теоретически такой подход к финансированию бюджетных учреждений можно обосновать тем, что разнообразные формы финансирования бюджетных учреждений являются причиной уменьшения прозрачности и контролируемости расходов бюджетов. Ведь они, по определению, приводят к увеличению числа счетов по учету соответствующих операций со средствами бюджетов. Так, например, в 2006 г. субсидии за счет средств федерального бюджета федеральным учреждениям в соответствии с Приказом N 54н перечислялись на счета по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые органам Федерального казначейства на балансовом счете 40503, с последующим отражением операций с субсидиями (субвенциями) на соответствующих лицевых счетах бюджетных учреждений.

В настоящее время находящаяся на стадии переходного периода система финансирования бюджетных учреждений пока предусматривает форму финансирования в виде субсидий (субвенций).

Вместе с тем уже сейчас можно вводить ряд ограничений по предоставлению субсидий (субвенций) бюджетным учреждениям с целью постепенного приведения к единой системе их финансирования.

Пунктом 4 Порядка установлено, что субсидии (субвенции) не предоставляются подведомственным уполномоченному получателю бюджетным учреждениям, за исключением случаев, предусмотренных правительством Российской Федерации. К указанным случаям, например, относятся случаи, связанные с возникновением расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению грантов победителям - бюджетным учреждениям конкурсов, проводимых уполномоченным получателем. (Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2005 N 260 "О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых - докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации" Федеральное агентство по науке и инновациям осуществляет предоставление субвенций на гранты Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых - докторов наук, на государственную поддержку ведущих научных школ Российской Федерации, а также финансирование организационно-технического и информационного обеспечения проведения конкурсов за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых указанному Агентству на эти цели.) Поскольку до проведения конкурса неизвестен круг получателей субсидий, действие п. 4 Порядка без ограничений автоматически исключит из участия бюджетные учреждения, подведомственные уполномоченному получателю.

В соответствии с п. 3 Порядка предоставление субсидий (субвенций) осуществляется на основании соглашений (договоров), заключенных бюджетным учреждением с уполномоченным получателем. В указанных соглашениях (договорах) должны быть предусмотрены размер, сроки, цели и условия предоставления субсидий (субвенций), порядок предоставления отчетности о результатах выполнения получателем субсидий (субвенций) предусмотренных соглашением мероприятий.

В соответствии с Порядком перечисление субсидий (субвенций) осуществляется на счета бюджетных учреждений в следующем порядке:

В соответствии с п. 5 Порядка отражение операций с полученными субсидиями (субвенциями) осуществляется в порядке, установленном для использования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Рассматривая по совокупности п. п. 3 и 5 Порядка можно сделать вывод, что бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации и муниципальным учреждениям субсидии (субвенции) направляются непосредственно на лицевые счета указанных бюджетных учреждений по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, или на лицевые счета указанных бюджетных учреждений на их дополнительное финансирование, открытые в финансовом органе на балансовом счете 40201 (40204), в зависимости от варианта открытия лицевых счетов бюджетным учреждениям по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

С.С.Бычков

Заместитель начальника

отдела методологии исполнения бюджетов

Департамента бюджетной политики

Минфина России