Мудрый Экономист

Учитываем новогодние расходы

"Расчет", N 12, 2003

Приближается Новый год. Традиционно в это время фирмы проводят всевозможные рекламные акции, дарят подарки, украшают витрины. Кроме того, на самих предприятиях организуются праздничные банкеты. Отражение таких расходов в учете имеет ряд особенностей.

Реклама товара

Для того чтобы в предновогодний период продать максимальное количество товаров, фирмы используют различные виды рекламы. Напомним, что реклама - это информация о фирме, ее товарах, услугах, идеях и начинаниях, которая:

Одной из самых эффективных является реклама в средствах массовой информации. Например, в печатных изданиях, по радио и телевидению или в Интернете. Затраты на размещение такой рекламы в полном объеме можно учесть при расчете налога на прибыль.

Обратите внимание: реклама в средствах массовой информации, как правило, оплачивается авансом. А ее размещение происходит по мере выхода в свет печатных изданий или появления рекламных роликов на радио и телевидении. Поэтому при методе начисления в налоговом учете такие расходы нужно отражать после фактического выхода рекламы.

Пример. ООО "Пассив" заключило 20 ноября 2003 г. договор с редакцией журнала о размещении рекламных объявлений. Журнал выходит 2 раза в месяц. Содержание рекламы включает поздравление с Новым годом и приглашение за покупками в магазины фирмы "Пассив". Также в объявлении указаны адреса магазинов и некоторые из предлагаемых товаров.

Согласно договору реклама должна быть напечатана в декабрьских номерах журнала. Они выходят соответственно 10 и 25 декабря. Стоимость размещения в одном номере - 11 000 руб. (в том числе НДС - 1000 руб.). Таким образом, общая стоимость рекламы составила 22 000 руб. (в том числе НДС - 2000 руб.). Эту сумму фирма авансом перечислила 21 ноября 2003 г. При расчете налога на прибыль "Пассив" применяет метод начисления. Ставка налога на рекламу в регионе равна 5 процентам. Его величина составит:

20 000 руб. x 5% = 1000 руб.

Бухгалтер фирмы сделал в учете следующие проводки:

21 ноября

Дебет 60 субсчет "Авансы выданные" Кредит 51

10 и 25 декабря

Дебет 44 Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60

Дебет 60 Кредит 60 субсчет "Авансы выданные"

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

31 декабря

Дебет 90-2 Кредит 44

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на рекламу"

В налоговом учете фирма отразила стоимость опубликованных объявлений в сумме 20 000 руб. в составе прочих расходов декабря.

Если же фирма использует кассовый метод, затраты на рекламу можно включить в расходы сразу же после платы (ст.273 НК).

Раздача подарков

Еще один из способов привлечения покупателей - это раздача подарков. В основном в качестве таковых раздают мелкие безделушки или залежавшийся товар. Кроме того, фирмы могут проводить различные праздничные конкурсы, викторины и соревнования, победителям которых выдаются призы.

Чтобы уменьшить облагаемую налогом прибыль на стоимость подарков, фирма должна подтвердить их рекламный характер. Для этого необходимо оформить документы, в которых предусмотрена раздача подарков в ходе рекламной кампании. Например, это может быть утвержденный директором план проведения рекламной акции. Составить этот документ можно так:

-----------------------------------------------------------------¬
¦ УТВЕРЖДАЮ¦
¦ Руководитель__директор_¦
¦ (должность)¦
¦ ______________ /Павлов Д.Г./¦
¦ (подпись) (расшифровка подписи)¦
¦ ¦
¦ М.П. ¦
¦ ¦
¦10 декабря 2003 г. ЗАО "Актив"¦
¦ ¦
¦ План проведения новогодних рекламных мероприятий ¦
¦ ¦
¦ В период с 15 декабря 2003 г. по 15 января 2004 г.¦
¦включительно провести на фирме следующие рекламные мероприятия: ¦
¦ 1. Предоставить всем покупателям дополнительную новогоднюю¦
¦скидку на все товары в размере 5 процентов. ¦
¦ 2. Предусмотреть подарки всем покупателям, купившим товары¦
¦на сумму более 1000 руб. (с учетом скидки). Подарок¦
¦предоставляется по выбору покупателя согласно перечню. ¦
¦ ¦
¦ Приложение: перечень подарков. ¦
¦ ¦
¦ Начальник рекламного отдела /Семенов В.С./¦
L-----------------------------------------------------------------

В налоговом учете такие затраты не входят в перечень рекламных расходов, которые в полной сумме уменьшают облагаемую прибыль. Поэтому их можно учесть только в пределах 1 процента от выручки (п.4 ст.264 НК).

Если подарки выдаются в рамках рекламной кампании, то в бухучете их стоимость в полном размере относится на расходы на продажу. При этом в учете делается проводка:

Дебет 44 Кредит 10 (41, 43...)

Обратите внимание: если фирма раздает своим покупателям подарки, последние получают доход в натуральной форме. Но фирма не сможет удержать налог на доходы физлиц, так как подарок выдан не деньгами, а вещью. А перечислить НДФЛ за одаряемого предприятие не вправе (п.9 ст.226 НК). В этом случае Налоговый кодекс предписывает фирме в месячный срок после вручения подарка уведомить налоговую инспекцию о невозможности удержать налог. Однако НДФЛ относится к адресным или персональным налогам. Это означает, что удержать его можно только в том случае, если удастся установить конкретного получателя дохода. В то же время при рекламной раздаче подарков и призов это, как правило, сделать затруднительно. А раз так, то и удерживать налог на доходы физлиц не с кого и сообщать налоговикам не на кого.

Пример. ООО "Пассив" при проведении в декабре рекламной акции раздал покупателям 100 образцов своей продукции себестоимостью 200 руб. Проведение рекламной акции предусмотрено планом. Общая величина рекламных затрат составила:

100 шт. x 200 руб. = 20 000 руб.

Аналогичные расходы фирмы за 2003 г. равны 100 000 руб. Выручка предприятия за весь год составила 15 000 000 руб. (без учета налогов). Величина рекламных расходов, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, составит:

15 000 000 руб. x 1% = 150 000 руб.

Эта сумма больше 120 000 руб. (100 000 + 20 000). Поэтому налог на прибыль уменьшат все затраты фирмы на рекламу. Налог на рекламу в регионе равен 5 процентам. Его сумма была посчитана так:

20 000 руб. x 5% = 1000 руб.

В учете бухгалтер "Пассива" сделал такие записи:

Дебет 44 Кредит 43

Дебет 90-2 Кредит 44

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на рекламу"

Подарки для работников

Дарить подарки к Новому году принято не только покупателям, но и сотрудникам фирмы. Такие расходы не учитываются при расчете налога на прибыль (п.16 ст.270 НК). А вот в бухучете они признаются внереализационными и отражаются проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 10 (41, 43...)

Таким образом, в учете образуется постоянная разница, которая в свою очередь приводит к образованию постоянного налогового обязательства.

Обратите внимание: безвозмездная передача сотрудникам товаров облагается НДС. Налоговая база при этом определяется исходя из рыночных цен без учета НДС и налога с продаж. Кроме того, стоимость подарков учитывается и при расчете НДФЛ (п.1 ст.211 НК). Этим налогом облагаются подарки, чья рыночная стоимость превышает 2000 руб. (п.28 ст.217 НК).

Пример. Торговая фирма ЗАО "Актив" подарила каждому из своих 20 работников к Новому году косметические наборы. Их покупная стоимость равна 320 руб., а продажная (она же рыночная) - 400 руб. (без учета налогов). Общие расходы на выдачу подарков составили:

Эти затраты в полном объеме признаются в бухучете и не учитываются при расчете налога на прибыль.

Таким образом, постоянное налоговое обязательство составило:

6400 руб. x 24% = 1536 руб.

Сумму НДС к уплате бухгалтер "Актива" рассчитал так:

8000 руб. x 20% = 1600 руб.

Рыночная стоимость одного набора с учетом всех налогов составляет 504 руб. В течение года других подарков сотрудники не получали. Так как 504 руб. меньше 2000 руб., с работников не нужно удерживать налог на доходы физлиц.

Бухгалтер "Актива" сделал в учете такие проводки:

Дебет 91-2 Кредит 41

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

Дебет 91 субсчет "Постоянные разницы"

Кредит 91-2

Дебет 99 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

Украшение витрин

Витрина - это "лицо" магазина. Поэтому перед Новым годом многие фирмы стараются ее празднично оформить. Обратите внимание: оформление витрин является рекламой и подпадает под действие Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе".

При праздничном оформлении витрины можно не скупиться на затраты. Дело в том, что они учитываются при расчете налога на прибыль в полном объеме как рекламные расходы (п.4 ст.264 НК). В бухучете расходы на украшение витрины также списываются на затраты в полной сумме.

Пример. ЗАО "Актив" использовало для праздничного оформления витрины новогодние игрушки и гирлянды. Стоимость украшений составила 2400 руб. (в том числе НДС - 400 руб.). Они были оплачены по безналичному расчету. Налог на рекламу фирма платит по ставке 5 процентов.

В учете были сделаны такие проводки:

Дебет 10 Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60

Дебет 60 Кредит 51

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

Дебет 44 Кредит 10

Дебет 90-2 Кредит 44

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на рекламу"

В налоговом учете облагаемая прибыль фирмы также уменьшится на 2000 руб.

Праздничный банкет

Оформить проведение праздничного банкета можно различными способами. Но выгоднее всего представить его как рекламную акцию (например, презентация новой продукции) или оформить как представительские расходы. Дело в том, что таким образом затраты на проведение банкета можно будет учесть при расчете налога на прибыль. Правда, только в пределах норм. Напомним, что для рекламных затрат они составляют 1 процент от выручки, а для представительских - 4 процента от фонда оплаты труда. Аналогично рассчитываются и суммы НДС, которые можно поставить к вычету.

Обратите внимание: налоговики считают, что стоимость спиртного нельзя включить в представительские расходы (см. Письмо УМНС по Санкт-Петербургу от 7 марта 2003 г. N 02-05/4803). Но в Налоговом кодексе подобных требований нет. В п.2 ст.264 этого документа сказано, что в представительские расходы помимо прочего включаются затраты на проведение официальных приемов (завтраков, обедов и т.п.). А какой же официальный прием без спиртного?

Пример. ЗАО "Актив" организует для своих сотрудников предновогодний банкет. Расходы на это мероприятие фирма решила оформить как представительские расходы. Для этого руководитель "Актива" издал такой приказ:

-----------------------------------------------------------------¬
¦ ЗАО "Актив"¦
¦ ¦
¦ Приказ ¦
¦от 29 декабря 2003 г. N 14¦
¦ ¦
¦ Приказываю: ¦
¦ 1. Организовать 30 декабря 2003 г. официальный прием¦
¦делегации ООО "Пассив" по программе согласно приложению. ¦
¦ 2. Назначить ответственным за проведение приема¦
¦исполнительного директора Родину Галину Леонидовну. ¦
¦ 3. Обязать Родину Галину Леонидовну представить отчет о¦
¦проведении приема не позднее 15 января 2004 г. ¦
¦ ¦
¦Приложение: программа приема. ¦
¦ ¦
¦Генеральный директор ЗАО "Актив" /Павлов П.М./ ¦
L-----------------------------------------------------------------

Для оплаты расходов на обед сотруднику фирмы Иванову было выдано под отчет 20 000 руб. Затраты на проведение банкета составили 15 000 руб. (в том числе НДС - 1000 руб.). Других представительских расходов в 2003 г. у "Актива" не было. Годовой фонд оплаты труда на фирме равен 1 200 000 руб. Сумма представительских расходов, уменьшающая налог на прибыль, была посчитана так:

1 200 000 руб. x 4% = 48 000 руб.

Эта сумма больше 14 000 руб. (15 000 - 1000), поэтому представительские расходы можно учесть в полном объеме.

В учете фирмы были сделаны проводки:

Дебет 71 Кредит 50

Дебет 44 Кредит 71

Дебет 19 Кредит 71

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

Дебет 50 Кредит 71

Дебет 90-2 Кредит 44

При расчете налога на прибыль расходы фирмы также увеличатся на 14 000 руб.

Р.Фролов

Эксперт АГ "Рада"