Мудрый Экономист

Гарантии работникам и работодателям

"Советник в сфере образования", 2007, N 1

Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ внесены изменения более чем в 300 статей Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ).

Довольно значительные изменения внесены Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ в ст. 81 ТК РФ. Во-первых, уточнено понятие прогула. Прогул - это отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены). Отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены) также приравнивается к прогулу.

Уточнен и пп. "б" п. 6 ст. 81 ТК РФ. Расторгнуть трудовой договор с работником, который появился на работе в состоянии опьянения, можно, если речь идет о появлении пьяного работника на работе либо на своем рабочем месте, либо на территории организации-работодателя, либо на территории объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию. Другая поправка к этой же статье требует, чтобы аттестация, которая может в соответствии с п. 3 ст. 81 ТК РФ послужить основанием для увольнения работника, проводилась в порядке, установленном локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

Трудовой кодекс РФ закрепляет позицию, высказанную Верховным Судом РФ в Постановлении Пленума ВС РФ от 17.03.2004: во всех случаях, когда Кодекс предписывает работодателю предлагать работнику перед его увольнением другую работу, эта обязанность ограничивается предложением всех соответствующих вакансий, имеющихся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан лишь в том случае, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Содержащийся в ст. 83 ТК РФ перечень случаев расторжения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, дополнен случаями, когда работник в соответствии с федеральным законом дисквалифицирован или утратил специальное право (например, истечение срока действия или приостановление действия на срок более двух месяцев либо лишение лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия и т.д.).

Статья 84 ТК РФ дополнена положением о том, что работник может быть уволен, если трудовой договор с ним был заключен в нарушение решения суда о дисквалификации или лишении специального права, влекущего за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Порядок оформления прекращения трудовых отношений регулировался положениями, разбросанными по нескольким статьям действующего Кодекса (ч. 2 и 3 ст. 62, ч. 6 ст. 66, ч. 3 ст. 77 ТК РФ).

Отдельные вопросы (например, об обязательности ознакомления работника с приказом об увольнении во всех случаях, а не только при увольнении как дисциплинарном взыскании) и вовсе не были урегулированы. Федеральный закон N 90-ФЗ дополняет Кодекс новой ст. 84.1, закрепившей все нормы, относящиеся к общему порядку оформления прекращения трудового договора.

Изменения коснулись разд. IV "Рабочее время". При совершенствовании положений ТК РФ разработчики Закона исходили из понимания совместительства как выполнения работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ). Таким образом, совместительство осуществляется не по инициативе работника, а по соглашению сторон. Работа по совместительству выполняется в рамках установленной по трудовому договору продолжительности рабочего времени (то есть нормальной).

Для отражения такой позиции в Трудовом кодексе РФ потребовалось исключить ошибочные положения о том, что работа по совместительству производится по инициативе работника и за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. В частности, пришлось изменить редакцию ст. 97 ТК РФ. В ст. 97 разъясняется, что понятие "работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени" включает в себя не только сверхурочную работу, но и работу при ненормированном рабочем дне (ст. 101 ТК РФ).

Из раздела "Рабочее время" исключена ст. 98, при этом раздел "Трудовой договор" дополнен новой ст. 60.1, посвященной общим положениям о совместительстве. Глава 44 теперь содержит подробные положения о работе по совместительству: в ст. 284 этой главы перенесена норма об ограничении продолжительности работы по совместительству. В новой редакции эти ограничения несколько смягчены: вместо ограничения времени совместительства 16 часами в неделю установлено, что продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующей категории работников. Работник может работать по совместительству полный рабочий день или смену в те дни, когда по основному месту работы он свободен от исполнения трудовых обязанностей.

Возникшая потребность в приведении законодательного регулирования сверхурочных работ в соответствие с потребностями практики вызвала необходимость корректировки ст. 99. При принятии в 2001 г. Трудового кодекса РФ из него была исключена возможность для работодателя в чрезвычайных обстоятельствах привлекать работника к сверхурочной работе без получения его согласия. Новая редакция ст. 99 ТК РФ восстанавливает такую возможность, при этом текст статьи согласован с положениями ст. 4 ТК РФ о запрете принудительного труда. В ст. 4 внесены соответствующие исключения из понятия принудительного труда.

Вкратце изменения, коснувшиеся разд. V ТК РФ "Время отдыха", сводятся к следующему. В ст. 139 изменены положения о расчете среднего дневного заработка: в связи с изменением по сравнению с 2001 г. числа нерабочих праздничных дней изменяется коэффициент, применяемый для расчета среднего дневного заработка (среднемесячное число календарных дней), с 29,6 до 29,4.

В порядок исчисления среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, установленный ст. 139, также внесены изменения: вместо существовавшего ранее трехмесячного периода подсчета вводится подсчет за последние 12 календарных месяцев. Такое увеличение срока позволяет нивелировать существующую на практике большую неравномерность выплат зарплаты в течение года, поставить всех работников в равные условия.

Усовершенствованы правила переноса выходных дней на другие дни: ст. 112 дополнена нормой о порядке принятия Правительством РФ решения о таком переносе. Нормативный правовой акт Правительства РФ о переносе выходных дней в очередном календарном году должен быть официально опубликован не позднее чем за месяц до наступления соответствующего календарного года. Нормативные правовые акты о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года могут быть приняты лишь при условии их официального опубликования не позднее чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня.

Как и ст. 99, ст. 113 приведена в соответствие со ст. 4 ТК РФ о запрещении принудительного труда. Разрешено привлекать работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия в чрезвычайных обстоятельствах.

Внесена ясность в вопрос замены части отпуска денежной компенсацией: ст. 126 дополнена правилом, в соответствии с которым при суммировании или переносе отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией может быть заменена часть каждого ежегодного отпуска, превышающая 28 календарных дней.

В разд. VI "Оплата и нормирование труда" внесены дополнения, позволяющие реализовать обязательства Российской Федерации в соответствии с ратифицированными конвенциями Международной организации труда: ст. 131 ТК РФ дополнена запретом выплаты заработной платы в виде долговых обязательств, расписок, в бонах, купонах.

Из ст. 129 исключено определение оплаты труда как системы отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд. Это позволит избежать существовавших ранее разночтений. Поскольку во многих статьях Трудового кодекса понятия "оплата труда" и "заработная плата" фактически используются как синонимы, было решено закрепить это равенство понятий в определении заработной платы.

Из ст. 129 перенесены в ст. 143 "Тарифные системы оплаты труда" все основные понятия, относящиеся к тарифным системам оплаты труда, - тарифная ставка (оклад), тарификация работы, тарифный разряд, квалификационный разряд, тарифная сетка.

Значительным изменениям подверглась ст. 144. Теперь она посвящена не стимулирующим выплатам, а системам оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях. Порядок установления систем оплаты труда в этих учреждениях опирается на два базовых принципа:

Это, в свою очередь, потребовало внести определение базового уровня оплаты труда в ст. 129 ТК РФ.

Общие положения о порядке установления заработной платы индивидуально каждому работнику и систем оплаты труда для всех работников данного работодателя дополнили ст. 135. Кроме того, здесь нашла свое закрепление и практика коллективно-договорного и локального установления систем оплаты труда в организациях, финансируемых из бюджетов.

Разработчиками Закона было признано излишним содержавшееся в ст. 157 требование к работнику предупреждать работодателя о начале простоя в письменной форме. Это требование исключено Законом N 90-ФЗ. С момента вступления Закона в силу работник должен предупреждать своего непосредственного руководителя или иного представителя работодателя о начале простоя лишь в случаях, когда этот простой вызван поломкой оборудования и другими обстоятельствами, делающими невозможным исполнение работником его трудовой функции на рабочем месте.

Причем предупредить можно в любой форме, необязательно письменно.

Раздел VII "Гарантии и компенсации" дополнен новой ст. 168.1.

Она восполняет имевшийся в ТК РФ пробел в регулировании порядка возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, при работе в полевых условиях, проведении работ экспедиционного характера.

Дополнены положения ст. 178. Теперь за работодателем закрепляется обязанность выплачивать выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка в связи:

Имевшиеся до настоящего времени противоречия между ст. ст. 180 и 81 в части предоставления гарантий при сокращении численности или штата работников исключены путем внесения изменений в ч. 1 ст. 180. В соответствии с новой редакцией этой статьи работнику должны предлагаться все вакантные должности, которые есть у работодателя, - как соответствующие его квалификации, так и нижестоящие и нижеоплачиваемые.

В.Д.Соколова

Консультант

Управления экономики и финансов

Федерального агентства по образованию