Мудрый Экономист

Свой сайт в интернете: как учитывать расходы

"Расчет", N 11, 2003

Отражение в учете затрат по созданию сайта по-прежнему вызывает у бухгалтеров много вопросов. Главные среди них - является ли сайт нематериальным активом и нужно ли с расходов на его создание платить налог на рекламу.

Чтобы у фирмы появился свой сайт в интернете, ей нужно потратиться:

Расходы на создание сайта Бухгалтерский учет

Порядок бухучета затрат на создание сайта зависит от того, получает фирма исключительные авторские права на него или нет.

Исключительные авторские права на программы для ЭВМ и базы данных относятся к нематериальным активам. Дело в том, что сайт содержит как элементы программы, так и базы данных (например, товаров или услуг). Поэтому, если фирма получит исключительные авторские права на сайт, он будет считаться нематериальным активом.

Примечание. Как учитывать нематериальные активы, написано в ПБУ 14/2000, утвержденном Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 91н.

В этом случае затраты на создание сайта отражаются в учете проводками:

Дебет 08 Кредит 60

Дебет 04 Кредит 08

Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования.

Обратите внимание: для подтверждения исключительных прав на нематериальный актив фирме необходимо оформить документы (например, свидетельство), подтверждающие это.

Срок службы нематериального актива определяется исходя:

Если же определить срок полезного использования сайта невозможно, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности фирмы).

В том же случае, если фирма не получает исключительные авторские права на сайт, он не будет являться нематериальным активом. При этом затраты по его созданию будут отражаться в учете так:

Дебет 44 Кредит 60

Налоговый учет

Примечание. Порядок налогового учета нематериальных активов установлен ст.ст.257 и 258 Налогового кодекса.

Так же как и в бухучете, созданный фирмой сайт может быть включен в состав нематериальных активов. Для этого предприятие должно оформить документ, подтверждающий его исключительное право на созданный сайт.

Исходя из этого документа можно определить и срок полезного использования сайта. Если сделать это не получится, срок амортизации устанавливается в расчете на десять лет (но не более срока деятельности фирмы).

Если же у фирмы нет исключительных прав на сайт, порядок учета затрат зависит от того, носит созданный сайт рекламный характер или нет.

В первом случае затраты в полном объеме уменьшают прибыль как затраты на рекламу. При этом с их суммы придется заплатить налог на рекламу.

Примечание. Об особенностях налогового учета рекламных расходов читайте в сентябрьском номере "Расчета" на с. 51.

В том же случае, если создаваемый сайт не носит рекламного характера, расходы на его создание можно учесть как затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии, организации производства и управления (пп.35 п.1 ст.264 НК РФ). На этом основании могут уменьшать облагаемую налогом прибыль фирмы, которые используют сайт для своей основной деятельности (например, Интернет-магазины).

Необходимость создания сайта в этом случае лучше подтвердить приказом руководителя. Он составляется в произвольной форме. Например, приказ может выглядеть так:

-----------------------------------------------------------------¬
¦ ЗАО "Актив"¦
¦ ¦
¦ Приказ ¦
¦ о создании сайта ¦
¦ ¦
¦ от 15 сентября 2003 г. N 14¦
¦ ¦
¦ Приказываю: ¦
¦ Для организации продажи товаров фирмы через Интернет¦
¦создать собственный сайт ЗАО "Актив". ¦
¦ ¦
¦Генеральный директор ЗАО "Актив" /Павлов П.М./¦
L-----------------------------------------------------------------

Однако на практике очень часто сайт содержит как рекламную, так и нерекламную информацию. В то же время, как разделить затраты в этом случае, законодательство о налоге на рекламу не устанавливает. А раз порядок исчисления налога не определен, то и платить его не надо (п.6 ст.3 и п.1 ст.17 НК РФ).

Согласятся ли с такой позицией налоговики, вопрос риторический. Поэтому не исключено, что свою позицию фирмам придется отстаивать в суде.

Регистрация доменного имени

После создания сайта ему нужно присвоить доменное имя, которое должно быть уникальным, поэтому его надо зарегистрировать.

Примечание. Регистрация доменного имени проводится в Российском НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС).

Возникает вопрос: можно ли включать в стоимость нематериальных активов затраты на регистрацию доменного имени?

Как объяснил Минфин, расходы на регистрацию доменного имени, которые могут быть отнесены к организационным расходам, также включаются в состав нематериальных активов (см. Письмо Минфина России от 17 июля 2003 г. N 04-02-05/2/37).

Обратите внимание: рекомендации Минфина касаются налогового учета затрат по созданию сайта. Однако такой же порядок можно использовать и в бухучете. Это позволит сблизить оба вида учета.

Пример. ЗАО "Актив" создает свой Интернет-магазин. Для этого фирма заключила договор со специализированной организацией на создание сайта и регистрацию доменного имени. Стоимость услуг по созданию сайта составила 30 000 руб. (в том числе НДС - 5000 руб.), а по регистрации имени - 1080 руб. (в том числе НДС - 180 руб.).

По договору с фирмой-разработчиком "Актив" получает исключительные авторские права на сайт.

В учете расходы по созданию сайта бухгалтер "Актива" отразил так:

Дебет 08 Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60

Дебет 04 Кредит 08

Дебет 60 Кредит 51

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

В налоговом учете нематериальный актив также будет оценен в 25 900 руб.

Размещение и поддержание сайта в Интернете

Последний этап создания сайта - размещение его в Интернете. Для этого с фирмой-провайдером заключается договор на услуги хостинга. Хост-провайдеры размещают сайт на своем сервере, тем самым предоставляя доступ к нему через Интернет. Далее они контролируют его работу и обеспечивают техническую поддержку. За это фирма перечисляет провайдеру вознаграждение по договору. Эти расходы списываются на счет 44 "Расходы на продажу" в том месяце, за который оплачиваются услуги хостинга.

Обратите внимание: если фирма создает сайт рекламного характера, то затраты на его размещение и поддержание также должны быть включены в состав расходов на рекламу.

Примечание. Как учитывать расходы на рекламу, написано в п.4 ст.264 Налогового кодекса.

В то же время уплаты налога на рекламу можно попробовать избежать. Для этого попросите вашего провайдера указать в документах, что фирме оказывались, например, услуги по доступу в Интернет. А такие расходы к рекламным не относятся.

Пример. Продолжим предыдущий пример.

ЗАО "Актив" 1 октября 2003 г. заключило договор с хост-провайдером на размещение и поддержание сайта в Интернете на год. Стоимость услуг составила 7200 руб. (в том числе НДС - 1200 руб.). Эту сумму фирма заплатила авансом.

Бухгалтер "Актива" сделал в учете такие записи:

после оплаты

Дебет 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным" Кредит 51

ежемесячно в конце каждого месяца (с октября 2003 г. по сентябрь 2004 г.)

Дебет 60 Кредит 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным"

Дебет 44 Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

Е.Лебедева

Эксперт "Расчета"