Мудрый Экономист

Банк России разъясняет

"Учет.Налоги.Право", N 27, 2003

(Комментарий к Информационному письму Центрального банка РФ от 27.06.2003 N 24 "Обобщение практики применения Положения Банка России "О порядке проведения расчетов юридических лиц - резидентов с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим приобретение и последующую продажу товаров за рубежом без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации" от 29.01.2003 N 214-П")

Положение Банка России N 214-П наверняка знакомо бухгалтерам российских организаций, занимающихся внешнеторговой деятельностью. Ведь именно это Положение регулирует порядок проведения расчетов юридических лиц - резидентов с нерезидентами по внешнеторговым сделкам в тех случаях, когда товар приобретается и продается за пределами нашей родины без ввоза его на территорию России. Поэтому российские банки основывают свои требования к клиентам, занимающимся внешнеторговой деятельностью, именно на этом Положении.

В частности, это Постановление устанавливает, в каком порядке должны проводиться операции между российскими и иностранными компаниями по таким контрактам, какую информацию по проведенным операциям российская компания должна представить в свой банк и т.п.

Так как Положение это совсем "свеженькое", то в ходе его применения на практике у банков и у их клиентов возникало множество вопросов. Например, не всегда было ясно, подпадает ли вообще контракт под правила Положения N 214-П. Не прописан был вопрос о количестве экземпляров контрактов, которые клиент должен представить в банк. Неясными оставались и множество других вопросов. Ответы на эти вопросы и дал Банк России в комментируемом Письме.

Сколько надо контрактов?

Большую часть Письма занимают вопросы квалификации контрактов и ответы на вопросы о том, подпадает ли тот или иной контракт под действие Положения N 214-П или нет.

Например, в п.1 Письма Банк России дает ответ на вопрос о том, применять ли данное Положение, если контракт предусматривает не одновременно закупку товаров за рубежом и их последующую продажу без ввоза в Россию, а только приобретение товаров за рубежом, без ввоза их в Россию, или только продажу товаров нерезиденту за пределами России.

Главный банк страны отвечает на этот вопрос положительно. В качестве же аргумента он ссылается на п.1.1 Положения N 214-П, где сказано, что контрактом считается договор, заключенный между юридическим лицом - резидентом и нерезидентом. При этом договор в обязательном порядке должен предусматривать либо приобретение товаров у нерезидента без ввоза на таможенную территорию, либо продажу этих товаров нерезиденту, опять же без ввоза на таможенную территорию.

Таким образом, под действие Положения N 214-П подпадают контракты, предусматривающие приобретение или продажу товаров резидентами у нерезидентов без ввоза этих товаров на таможенную территорию России при условии, что выполняются следующие два условия. Первое - срок между датой списания денежных средств для оплаты по контракту со счета организации-резидента и датой зачисления денежных средств на его счет не должен превышать 180 календарных дней.

Исключение здесь сделано только для авансов, полученных в счет будущих поставок. В таком случае, если списание денег со счета российской организации происходит в пределах этого аванса, 180-дневное ограничение не действует.

Второе условие - денежная сумма, поступившая на счет российской организации от нерезидента (в том числе и в виде аванса или предоплаты), не должна быть меньше суммы, ранее переведенной российской организацией в пользу нерезидента.

Таким образом, при соблюдении этих условий банк уже не может требовать от клиентов представления двух контрактов (на покупку и продажу).

Дополнительное соглашение меняет процедуру

Еще один спорный момент в квалификации контрактов, на который обратил внимание Банк России, связан с внесением изменений и дополнений в контракты. В частности, оставалось неясным - как поступать, если стороны обычного экспортного или импортного договора уже после его заключения и осуществления авансового платежа по нему внесли в договор изменения. Причем изменения эти затрагивают самую суть контракта: предусматривают приобретение или продажу товаров нерезиденту без ввоза на территорию России.

Ранее такие ситуации ставили банки в тупик, теперь же вопрос решен. Информационное письмо однозначно указывает, что при таком изменении контракта расчеты сторон возможны только в соответствии с требованиями Положения N 214-П. Это означает, что банк обязан открыть на клиента специальное "досье", то есть сделать подборку документов, обосновывающих операции, проводимые резидентом по контрактам. А сведения о всех платежах, в том числе и осуществленных до изменения контракта, должны быть учтены банком в специальной ведомости.

Кстати, в Информационном письме Банк России отмечает, что досье и ведомости расчетов формируются не по каждому контракту, а по каждому юридическому лицу. Это означает, что если одна и та же организация заключила несколько контрактов, то все сведения о них хранятся в одном досье и отражаются в одной ведомости.

Выручку продавать

Но самый животрепещущий вопрос Банк России оставил, как говорится, напоследок. В п.4 Информационного письма детально рассмотрен вопрос о том, надо ли российским организациям в обязательном порядке продавать валютную выручку, полученную от исполнения договоров о купле-продаже товаров без ввоза на таможенную территорию России.

Позиция Банка России по этому вопросу вряд ли понравится российским организациям. Дело в том, что главный банк страны безапелляционно утверждает, что валютная выручка, полученная по таким контрактам, подлежит обязательной продаже.

С.В.Тинкельман

Заместитель руководителя

отдела аудита

департамента аудиторских услуг

АКГ "Развитие бизнес-систем"