Мудрый Экономист

Аварийные расходы

"Практическая бухгалтерия", N 8, 2003

Если виновник аварии застраховал свою автогражданскую ответственность, пострадавшая сторона может получить от страховой компании деньги на ремонт. Мы расскажем, как отразить эту сумму в учете.

Чтобы получить деньги в виде страховой выплаты, пострадавший должен написать заявление и представить его в региональное отделение страховой компании, в которой застрахован виновник. К заявлению нужно приложить необходимые документы.

Справка. Какие документы потребует страховая компания

Как определить размер ущерба

Размер ущерба определяет независимый эксперт. Им может являться работник автосервисного центра или станции техобслуживания. Но чтобы провести независимую экспертизу, он должен пройти профессиональную аттестацию, по результатам которой его должны включить в государственный реестр экспертов-техников (п.5 Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. N 238).

На основании оценки этого эксперта о повреждениях автомобиля страховая компания определяет сумму, которую выплачивает потерпевшему.

Имейте в виду: в некоторых случаях страховая компания может отказать в выплате страхового возмещения, например, если автомобилем управлял водитель, не указанный в страховом договоре. В такой ситуации фирме придется взыскивать ущерб с виновника аварии через суд. Однако, если с документами все в порядке, вам только останется дождаться выплаты денег. Остальное - забота страховщиков. Разумеется, если страховки достаточно, чтобы покрыть ущерб.

Как учесть страховую выплату

В бухучете выплата, полученная от страховой компании, является чрезвычайным доходом фирмы. Это следует из п.9 ПБУ 9/99.

В учете возмещение страховой компанией ущерба отражают следующими проводками:

Дебет 51 Кредит 76-1

Дебет 76-1 Кредит 99

Основанием для второй проводки являются документы, полученные пострадавшим от страховой компании (например, акт, в котором указана сумма страховой выплаты).

К чрезвычайным относят и расходы фирмы, понесенные ею в результате аварии. Это следует из п.13 ПБУ 10/99. В учете такие расходы отражают следующим образом:

Дебет 99 Кредит 10 (69, 70...)

Дебет 99 Кредит 60

В налоговом учете сумма страховой выплаты является внереализационным доходом (п.3 ст.250 НК РФ). А затраты на ремонт, которые относятся к потерям от чрезвычайных ситуаций, включают в состав внереализационных расходов.

Если фирма выбрала метод начисления, то налогооблагаемую прибыль нужно уменьшить на эти затраты в том отчетном периоде, в котором подписан акт выполненных работ (п.2 ст.272 НК РФ). Если же выбран кассовый метод - в периоде, когда работы были оплачены (п.3 ст.273 НК РФ).

В результате аварии автомобиль необходимо будет либо отремонтировать, либо списать с баланса. Рассмотрим подробнее, как поступить в том и другом случае.

Ремонт автомобиля

В большинстве случаев суммы страховой выплаты не хватит на ремонт автомобиля. Связано это с тем, что, рассчитывая ущерб, независимый эксперт должен учесть износ транспортного средства. А испорченные запчасти автомобиля обычно меняют на новые, которые стоят дороже. Из-за этого и возникает разница, которую страховая компания не покрывает.

Поэтому если автомобиль будет ремонтироваться в сервисном центре, то фирме придется заплатить большую сумму, нежели ту, которую перечислила страховая компания. Возникшую разницу в бухгалтерском учете также относят к чрезвычайным расходам. В налоговом же учете эта сумма относится к внереализационным расходам. То есть она уменьшает налогооблагаемую прибыль фирмы.

Пример 1. Автомобиль ООО "Пассив" столкнулся с машиной ЗАО "Актив". Виновником аварии был признан водитель "Актива".

По оценке независимой экспертизы, сумма ущерба составила 120 000 руб.

Компания, в которой застрахована гражданская ответственность "Актива", компенсировала "Пассиву" понесенный ущерб.

Расходы на ремонт, который проводила сторонняя фирма, составили 168 000 руб. (в том числе НДС - 28 000 руб.). Таким образом, "Пассиву" пришлось доплатить 48 000 руб. (168 000 - 120 000).

В учете бухгалтер "Пассива" сделал такие проводки:

Дебет 51 Кредит 76-1

Дебет 76-1 Кредит 99

Дебет 99 Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60

Дебет 60 Кредит 51

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

В налоговом учете сумму страхового возмещения - 120 000 руб. - включают в состав внереализационных доходов, а расходы на ремонт - 140 000 руб. (168 000 - 28 000) - в состав внереализационных расходов.

Списание автомобиля

Может случиться так, что в результате аварии автомобиль полностью придет в негодность. Тогда фирма должна его списать.

Пример 2. Автомобиль ООО "Пассив" столкнулся с машиной ЗАО "Актив". Виновником аварии был признан водитель "Актива". По оценке независимой экспертизы, сумма ущерба составила 180 000 руб. Страховая компания "Актива" возместила "Пассиву" понесенный ущерб.

В результате аварии автомобиль "Пассива" полностью пришел в негодность и был списан. Первоначальная стоимость этой машины - 250 000 руб. На момент аварии по ней была начислена амортизация в сумме 50 000 руб. Бухгалтер "Пассива" сделал такие проводки:

Дебет 51 Кредит 76-1

Дебет 76-1 Кредит 99

Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств"

Кредит 01

Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"

Дебет 99 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"

В налоговом учете сумму страхового возмещения - 180 000 руб. - включают в состав внереализационных доходов, а остаточную стоимость автомобиля - 200 000 руб. - в состав внереализационных расходов.

А.Фролов

Аудитор